Предмет философии и ее функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:20, контрольная работа

Описание

Философия - общая теория мира и человека в нем. Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.
Мировоззрение - это система взглядов на объективный мир и место человека в нем. В формировании мировоззрения особую роль играет философия.

Содержание

Введение 3
1. Мировоззрение, его общественно-исторический характер 4
2. Структура мировоззрения 5
3. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия 8
4. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения 12
Заключение 15
Литература 16

Работа состоит из  1 файл

Философия 2 курс.docx

— 32.15 Кб (Скачать документ)

     б) Религия не рефлексивный тип мировоззрения.

     в) Важнейшими атрибутами религии является вера и культ.

     Вера - это способ осознания мира религиозным  сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта.

     В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры.

     г) Этическая направленность. В рамках религиозных систем, религиозного сознания большое значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности, культивируются чувства любви человека к человеку, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует  духовный мир человека.

     В дальнейшем, с развитием цивилизации, люди стали подниматься к теоретическому осмыслению мировоззренческих проблем.

     Результатом этого явилось создание философских  систем.

     3. Философия - это предельно обобщённое, теоретическое видение мира.

     Термин "философия" происходит от греческого "филео" (любовь) и "софиа" (мудрость) и означает любовь к мудрости, к  теоретическим рассуждениям.

     Впервые термин "философ" употребил древнегреческий  учёный и философ Пифагор (580-500 г.г. до нашей эры) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и правильному образу жизни.

     Само  понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине.

     Мудрость - это не что-то готовое, что можно  выучить затвердить и использовать. Мудрость - это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека.

     Вследствие  этого возникновения развитие философии  означало отмежевание от мифологии  и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

     Философия и религия как мировоззрение  часто решают сходные задачи по объяснению мира, а также воздействия на сознание и поведение человека.

     Их  коренное отличие состоит в том, что религия в решении мировоззренческих  задач опирается на веру, а философия  есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме.

     Черты философского мировоззрения:

     1. Философское мировоззрение это  теоретический взгляд на мир  с позиций активного существа, осознающего как самого себя, так и то с чем ему приходится  взаимодействовать. Это совокупность  фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека  к миру. Эти идеи позволяют  людям сознательно ориентироваться  в мире и обществе, а также  мотивировать свои поступки.

     2. В философии сформировался жёсткий  категориальный аппарат: логос,  причинность, закон, идея, необходимость  и т.д.

     Язык  философии - не образы, не картинки, а  категории.

     3. Философия логична и доказательна.

     Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей  систематизированной, логически упорядоченной  форме.

     4. Философия - рефлективный тип  мировоззрения. В нём содержатся  размышления над собственными  представлениями о мире и месте  человека в этом мире т.е.  размышления над собственными  размышлениями.

     5. Свободомыслие - объективный принцип  философии. По самой своей природе  философия требует размышления,  сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы  и постулаты. 

 

     

  1. Особенности мифологического и религиозного мировоззрения.
 

        Особенности мифологического мировоззрения. 
        Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы.

        Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.  
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива.

       Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний. Таким образом, миф - это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. 

         Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил.  
        Мифы были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

          Особенности религиозного мировоззрения.

          Прежде всего, религиозное мировоззрение  отличается от мифологического  по способу духовного освоения  действительности.      Мифологические  образы и представления были  многофункциональны: в них в еще  не развитой форме переплеталось  познавательное, художественное и  оценочное освоение действительности, что создавало предпосылку для  возникновения на их основе  не только религии, но и различных  видов литературы и искусства.  Религиозные образы и представления  выполняют лишь одну функцию  - оценочно-регулятивную .

          Неотъемлемой чертой религиозных  мифов и представлений является  их догматизм . Возникнув, религия  сохраняет известный запас представлений  на протяжении нескольких веков.

          Религиозные образы многозначны:  они допускают различные их  истолкования, в том числе абсолютно  противоположные. Поэтому на основе  одной системы религиозных догм  складывается всегда множество  различных направлений, например  в христианстве: католицизм, православие,  протестантизм.

         Еще одной особенностью религиозных  образов и представлений является  то, что в них скрыта иррациональность, которая подлежит восприятию только верой, а не разумом. Последний вскрывает смысл образа, но не опровергает и не разрушает его. Эта особенность религиозного образа лежит в основе признания приоритета религиозной веры над разумом.

          Центральное место в любом  религиозном мировоззрении занимает  всегда образ или идея Бога. Бог здесь рассматривается в  качестве первоначала и первоосновы  всего существующего. Причем это  уже не генетическое первоначало,  как в мифологии, а первоначало  - созидающее, творящее, производящее.

          Следующая особенность религиозно-мировоззренческого  способа освоения действительности - универсализация духовно-волевой  связи, представление о которой  постепенно вытесняет мифологические  представления о всеобщей родственной  связи. С точки зрения религиозного  мировоззрения все существующее  и происходящее в мире зависит  от воли и желания бога. Всем  в мире правит божественное  провидение или устанавливаемый  и контролируемый высшим существом  моральный закон.

          Для религии характерно признание  примата духовного над телесным, чего нет в мифологии. Отношение  к действительности, определяемое  религиозным мировоззрением, существенно  отличается от иллюзорно-праксеологического  способа действий, связанных с  мифологическим мировоззрением. Это  пассивное отношение к действительности. Доминирующее положение в религии  занимают умилостивительные действия (почитание различных предметов,  наделенных сверхъестественными  свойствами, молитвы, жертвоприношения  и другие действия). 

      

         

        
 

     Заключение. 

     Таким образом, рассмотрев данную тему, я пришел к выводу, что исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории, а "чистые" типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания. Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

     Мировоззрение имеет огромный практический жизненный  смысл. Оно влияет на нормы поведения, на отношение человека к труду, к  другим людям, на характер жизненных  стремлений, на его быт, вкусы и  интересы. Это своего рода духовная призма, через которую воспринимается и переживается все окружающее.

 

      Использованная литература: 

    1. Спиркин  А.Г. Основы философии: Учеб. пособие  для вузов. - М.: Политиздат, 1988. –  592 с.

    2. Философский  энциклопедический словарь. –  М.: Советская энциклопедия, 1986. –  С.431-432.

     3. Краткая философская энциклопедия. – М.: Прогресс, 1994.

     4. Орлов В.В. Человек, мир, мировоззрение. - М., 1985.

     5. Амосов А.М. Мое мировоззрение  // Вопросы философии. - 1992. № 6.

    6. Гегель. Лекции по истории философии. - М., 1932, книга 2. - Соч., т. Х.

Информация о работе Предмет философии и ее функции