Предмет философии. Основные элементы системы философского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 14:38, контрольная работа

Описание

Предмет философии исторично меняющийся, следовательно, меняется и круг философских проблем, которые она формировала, но среди них имеется и так называемые вечные вопросы, на которые каждая эпоха старалась дать свои ответы.
Николай Бердяев в свою очередь писал: 'Если философия возможна, то она может быть только свободной, она не терпит принуждения: Философия является частью жизни и опытом жизни, опытом жизни духа в глубинах философского познания'.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………3
2. Предмет философии.
Основные элементы системы философского знания…………………………4
3. Основные вопросы философии……………………………………………...9
4. Классификация философских учений………………………………………12
5. Заключение………………………………………………………………… 25
6. Список использованной литературы………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

      С критики  гегелевской философии началось и творчество К. Маркса, родоначальника самого влиятельного философского учения XX в. Маркс придал материализму совершенно новую форму, создал диалектический материализм. У Гегеля активностью, творческой силой обладает “понятие”, “мировой дух” (Бог). Маркс отдаёт эти качества материи, и, прежде всего, её высшему порождению – человеку. Гегель описывает вневременное, логическое развитие “идеи”, философия марксизма говорит о вечном самодвижении и саморазвитии материи и о развитии человеческого общества во времени согласно всеобщим законам диалектики. Исследование Марксом было начато в критическом разборе гегелевской философии права. В отличие от Фейербаха он берёт в качестве исходной отчуждённой формы человеческого бытия не религию, а государство. Знаменитый тезис выражает главную интенцию всего последующего творчества Маркса: “Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его”.

     Ф. Ницше, основоположник так называемой философии жизни, подвергает острой критике традиционные ценности европейской культуры (научные и философские, религиозные), разоблачая их скрытую мотивацию, лицемерие и неискренность, и начинает спор с культурой своего времени. Взгляды Ницше можно назвать аристократическим индивидуализмом. Ключевое понятие его мировоззрения – воля к власти (это самая суть жизни). Начало всего – воля, но она не слепа, а имеет цель: самосохранение, повышение чувства жизни и способности жить, увеличение силы и власти. В Ницше видят своего вождя и учителя и те философы XX в., которые испытывают ненависть к культурной традиции, тягу к аномальному, патологическому, запретному, и стремятся не к познанию истины, но к созданию литературно-журналистской сенсации, и пишут в вызывающе-шокирующей, провоцирующей манере, стремясь привлечь к себе внимание, произвести “шум” в обществе и породить новую философскую моду.

       Радикальной  критике современное буржуазное  общество подвергают также марксизм и неомарксизм XX в. Они дают философское обоснование необходимости перехода к принципиально новому типу общественного устройства. Философия марксизма во многом определила социально-экономический и политический облик мира в XX в., привела к созданию новых систем хозяйства и власти. Своё развитие и практическое применение она нашла в трудах В.И. Ленина, Мао-цзе-Дуна, Ф. Кастро и многочисленных философов-марксистов во всём мире, особенно в социалистических странах, где она стала официальной государственной идеологией. Неомарксизм раскрывает негативную диалектику Просвещения, гуманизма и модерна. Э. Блох применил марксизм для создания учения об утопии, как принципе надежды, который укоренён не только в сущности человеческого сознания, но и в самом бытии. Фракфуртская школа неомарксизма, или критическая теория (Т. Адорно, М. Хоркхаймер, Г. Маркузе), подвергает критическому исследованию первые основания современной цивилизации. Подобно К. Марксу она видит ключ к решению философских проблем в исследовании общественных отношений, взятых в их целостности и развитии, говорит об эксплуатации, эмансипации, необходимости устранения господства, угнетения, репрессии, об освобождении творческих, игровых возможностей человека, о достижении мира, свободы и счастья.

 

 

 

 

Заключение.

       Представляется, что философия как особый тип  мировоззрения возникла как ответ  на вечную для человека потребность  расширять кругозор. И поскольку философия - это особенный тип мировоззрения, то ей присущи все мировоззренческие функции: познавательная, ориентирующая, воспитательная (идеологическая) и даже коммуникационная.

     Следуя  из этого, можно выделить основные  функции философии:

     Во-первых, философия проявляет самые распространенные  идеи, представления, формы опыта,  на которых базируется культура и общественная жизнь в целом.

      Во-вторых, философия переводит в логичную, понятную форму результаты человеческого  опыта. Она выполняет функцию  рационализации и систематизации  социокультурного опыта, который  она обобщает.

     Третья функция философии также связанная с особенностью философского освоения мира - с ее рефлективной природой: философия освобождает мышление от его внутренних ловушек, от скрытых в нем преград к адекватному восприятию мира, то есть выполняет в культуре критическую функцию, поддавая всё сомнению и требуя аргументации.      

     Обозначенные  функции философии позволяют  подойти к философскому осмыслению  мира, бытия, человека как к  важной и необходимой составной  духовной жизни общества и  человека. Потребность в осознанной философии равнозначна потребности человека в развитии...

     Философия  есть понимание всего сущего  как единого и внедрением этого  понимания в художественный образ  и моральное действие. Она является  процессом отождествления мнения, образа и действия. Философия, отличаясь от остальной деятельности человеческого духа, оживляет их всех, наделяет их человеческими качествами, осмысливает их для человека. Без нее наука - собрание фактов, искусство - вопрос техники, жизнь - механизм. Философствовать - это развивать в себе человека как стройную единую сущность".

     Поэтому  философия представляет собой  синтез и обобщение самых разнородных  знаний. Она опирается на предельно  широкий и разнообразный опыт, черпает из всех форм материальной  и духовной жизни человека.

Многочисленные гуманитарные науки тесно связанны с философией и переплетаются с ней: гуманитарная психология, история, этнография, литературоведение, филология. Но эта связь и переплетения имеют место только там, где все эти дисциплины поднимаются над конкретным материалом и делают наибольшие обобщения, которые охватывают человека, в общем и мир, в общем в их взаимодействии и взаимопроникновении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Алексеев  П. В., Панин  А. В. Философия: учебник для ВУЗов. М., 2003 
2. Келигов  М. Философы о философии — опыт самопостижения. М., 2006

3. Бердяев Н. А. О  назначении человека: Опыт парадоксальной этики. М., 2004 С. 212.

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282-283.

5. Лавриненко В.Н. Философия. Учебник для вузов. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2007. – 584с.

1 М. Келигов «Философы о философии — опыт самопостижения», 1998г.изд.

2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.282.

3 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 283




Информация о работе Предмет философии. Основные элементы системы философского знания