Предмет и функции философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 10:00, реферат

Описание

Мы живем на рубеже эпох: XX век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель — превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества,— давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

Работа состоит из  1 файл

к.р философия.doc

— 183.00 Кб (Скачать документ)

2. Религиозное мировоззрение, распространенное до сих пор, развивается наряду с противоположным ему атеистическим.

3. Стремление  решать проблемы рационально приводит к формированию научного мировоззрения в различных исторических вариантах (естественнонаучном, механическом, информационном и пр.)»[2;56].

     Мировоззрение людей образуется под влиянием самых  различных обстоятельств: воспитания, образования, жизненного опыта, отдельных жизненных впечатлений. На нем сказываются условия жизни, общие черты эпохи, национальные особенности культуры.

     Средствами  разработки мировоззрения является философские размышления. В создаваемых философами системах обобщаются, аргументируются разнообразные варианты имеющихся у людей мировоззренческих взглядов и убеждений. Поэтому идеи философов получают признание и распространение в обществе.

     Таким образом, философия – средство выражения, систематизации и обоснования мировоззрения, теоретическая основа решения мировоззренческих вопросов.

     «Мировоззрение человека, не знающего философии и не способного к самостоятельному философскому мышлению, носит неглубокий и несистематизированный характер. Оно страдает неустойчивостью или догматичностью, ему свойственны несогласованность и внутренняя противоречивость»[1;63-64].

     На  мой взгляд, можно прожить и  со стихийно сложившимся мировоззрением, без философских раздумий над его содержанием, но очень часто узость, поверхностность, противоречивость такого «философски необработанного» мировоззрения ведут к неумению ориентироваться в сложностях современной общественной жизни и культуры, к потере жизненных ориентиров и, как следствие к жизненным неудачам и неудовлетворенности своей судьбой. Можно пытаться собственными силами решать все мировоззренческие проблемы, однако вряд ли разумно заново «изобретать велосипед», пренебрегая многовековой мудростью и опытом решения мировоззренческих вопросов, накопленными в философии.  

 2. Методологическая функция.

     «Методология – знание, учение о методах и методиках. В каждой сфере человеческой деятельности имеются свои специфические методы. Соответственно в каждой сфере формируется и своя методология. В политике – это методы компромисса и конфронтации, в науке – разнообразные методы научных исследований, в правоохранительных органах – свои методы следствия, дознания, методы розыска преступников и сбора судебных доказательств»[2;64].

     Но  методологические знания в любой  сфере деятельности не ограничиваются только рассмотрением методов, ведь оценка методов зависит от конечных результатов какого-либо метода и отношения этих результатов к целям деятельности. Поэтому методология должна включать в себя знание не только о методах, но и о характере достигаемых с их помощью результатов, о целях деятельности, о ее общей структуре и основных этапах, о принципах и формах ее организации.

     Таким образом, методология знание о том, как действовать для достижения данной цели и чем руководствоваться в своих действиях.

     Наряду со специфическими методами в каждой сфере деятельности используются и общие: методы логического мышления (анализ, абстрагирование, дедукция), математические методы, которые используются повсюду – в науке, экономике, технике и других областях. Поэтому в методологию включены разные уровни знания – от конкретных специальных методов и методик до общих представлений о фундаментальных принципах построения всякой человеческой деятельности вообще, что уже является сферой философии.

     Из  философских представлений о мире и человеке вытекают общие методологические рекомендации, помогающие человеку ориентироваться в окружающей действительности и позволяющие определить исходные позиции для поиска путей, ведущих к цели.

3.Рефлексивно-  критическая функция. 

     Рефлексивно- критическая функция  распространяемся не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

     С рефлексивно- критической функцией философии тесно связана и  ее аксиологическая функция (от греч.— ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

     Поэтому прежде чем пытаться изменить социальный мир, нужно предварительно его хорошо объяснить. Именно философии принадлежит прерогатива в разработке всеобъемлющих концепций интеграции и консолидации человеческого общества. Ее задача — помочь осознать и сформулировать коллективные цели и направить усилия на организацию коллективных действий по их достижению. При этом степень жизненности философской концепции определяется тем, насколько каждый индивид может ее понять и принять.

4.Интегративная  функция.

       «Интегративная (синтетическая) функция философии — системное, целостное обобщение и синтез (объединение) разнообразных форм познания, практики, культуры — всего опыта человечества в целом» [2;67].

       Философское обобщение - это не простое механическое, эклектическое объединение частных проявлений  этого опыта, а качественно новое, всеобщее и универсальное знание.

                  Для философии, как  и для всей современной науки, характерны именно синтетические, интегративные процессы — внутридисциплинарные, междисциплинарные, между естествознанием и социально-гуманитарными науками, между философией и наукой, между формами общественного сознания и т.п.

     Таким образом, интегративная функция  философии объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему. Это позволяет каждому узкому специалисту видеть свою область знания или творчества и, следовательно, дает ему возможность более глубоко познать ее.

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

     .

Заключение.

 

    Термин  «философия» происходит от греческих  слов и означает любовь к мудрости.

    Объект  философии составляет всю реальность, попадающую в поле внимания. Сам же предмет представляет те стороны, свойства реальности, которые выявляются в связи со специфическими целями изучения. Для философии специфическим объектом изучения является отношение человек—мир, причем это отношение исследуется в наиболее общем плане, прежде всего для того, чтобы человек мог получить какие-либо устойчивые жизненные ориентиры, обрести смысл своего бытия.

    Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере. Несводимость его к какой-либо одной, пусть даже очень авторитетной философской парадигме.

    Большую роль философия играет в системе  наук. Философия - единственная из наук объясняет, что  такое  бытие, какова его природа, соотношение материального и духовного в бытие.

    Философия  синтезирует знания и ценности в  одно целое, другими словами– философия рефлексирует над основаниями культуры.

     Разделы философии (онтология, гносеология, логика, этика, эстетика, социальная философия, философская антропология) характеризуют философию по частям, и в совокупности мы понимаем, что это ничем не заменимая, необходимейшая современному человеку и обществу мировоззрение.

    Функции философии – основные направления  применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.

    Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

    Методологическая  функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    Роль  рефлексивно-критической функцииподвергать сомнению окружающий мир и существующее значение, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия.

    Интегративная функция философии объединяет, интегрирует отдельные области знания в целостную систему.

    Раскрытие специфики философии как формы  общественного сознания, ее содержания и функций является важным условием превращения философских положений в мировоззренческие ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе.

    Исследование  исторической динамики предмета философии, сравнение философии наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать вывод о том, что философия не сводится ни к одному из этих феноменов человеческой культуры однозначным образом. Она сама есть только тогда, когда мы рассуждаем. Философия есть философствование (М.Хайдеггер).

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    .

    .

Список  литературы

 
  1. Балашов Л.Е. Философия: Учебник. 3-е изд. с исправлениями и дополнениями-М.. 2009г
  2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., переработано и дополнено – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2003г
  3. Зотова А.Ф, Миронова В.В , Разина А.В .Философия: Учебник 2-е изд., переработано и дополнено— М.: Академический Проект; Трикста, 2004г
  4. Лавриненко В.Н, проф. Ратникова В.П. Философия: Учебник для вузов— 3-е изд., переработано и дополнено - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004г
  5. Гуревич П. С. Основы философии: Учебник. М., 2000 

Информация о работе Предмет и функции философии