Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:54, доклад
Сейчас, в начале XXI века мы можем с уверенностью сказать, что ни одна сфера духовной культуры не оказала столь существенного и динамичного влияния на общество, как наука. И в нашем мировоззрении, и в мире окружающих нас вещей мы повсеместно имеем дело с последствиями ее развития. Со многими из них мы настолько срослись, что уже не склонны их замечать или тем более видеть в них особые достижения.
ПЛАН
1.Наука как деятельность
2.Институциональное понимание науки
3.Предмет философии науки.
1. Наука как тип знания и деятельность.
Можно ли работать в сфере науки, не понимая, что она
собой представляет? Вероятно можно, хотя и до
определенных пределов.
Однако, если вы ставите перед собой творческую задачу
дальнейшего
развития той области, в которой вы работаете, то здесь вам
уже могут понадобиться
и представления о предыдущих этапах и закономерностях
её развития, и знание смежных областей, и многое,
многое другое. Трудно даже предусмотреть, что вам
при этом может понадобиться. Неопределенность
предполагаемой предварительной информации – это
специфика творческих задач.
Фактически перед нами тавтология: если вы точно знаете,
что вам
понадобится для решения задачи, значит задача не
является
творческой. Именно поэтому философия науки не нужна
научному
ремесленнику, не нужна при решении типовых и
традиционных задач,
но подлинная творческая работа, как правило, выводит
ученого на
проблемы философии и методологии. Он нуждается в том,
чтобы
посмотреть на свою область со стороны, осознать
закономерности ее
развития, осмыслить ее в контексте науки как целого,
нуждается в
расширении кругозора. Философия науки дает такой
кругозор.
Можно подойти к вопросу и с несколько иных позиций, с позиций ценностных ориентаций, с точки зрения осмысленности человеческой жизни. А способна ли нас удовлетворить работа в своей узкой специальной проблеме без осознания более глобальной цели, без понимания того процесса, участником которого мы являемся? Вероятно, не способна. А это значит, что любой ученый нуждается в понимании того, что такое наука и научное знание, в понимании глобального исторического процесса познания. Философия науки служит и этим задачам.
1
Информация о работе Предмет и основные концепции современной философии науки