Предмет ,методы и структура филосовского знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:00, курсовая работа

Описание

Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания. И хотя иногда, как говорил Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Гегель определяет всемирную историю как прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 57.50 Кб (Скачать документ)

37 вопрос

Общественный прогресс и его критерии

 
Прогресс - поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к  идеалу блага, достойного всеобщего  желания. И хотя иногда, как говорил  Лейбниц, и встречается попятное движение наподобие линий с заворотами, тем не менее в конце концов прогресс возобладает и восторжествует. Гегель определяет всемирную историю как прогресс в сознании свободы - прогресс, который мы можем познать в его необходимости. Процесс развития предполагает накопление качественных новообразований, которые необратимо уводят систему от ее исходного состояния в направлении либо повышения уровня организации системы, либо ее понижения, либо сохранения в общем того же уровня при некоторых модификациях. Такие формы развития выражаются категориями прогресса, регресса и одноплоского развития. Долог путь от первобытного стада до современных социальных, информационно-технических систем. Подсчитано, что за 6 тысяч лет истории человечества на Земле было более 20 тыс войн, которые унесли жизней намного больше чем сейчас проживает. Из 3600 лет всего лишь 292 года мирных. В истории возникали мощные государства и гибли тут же. Раздумья о социальном прогрессе приводят к противоречивым вопросам: становиться ли человечество физически и духовно более здоровым и счастливым или нет? Что принесла людям современная техника - этот идол человечества? Прогресс в его чисто логическом смысле - есть всего лишь абстракция. Развитие искусства это хорошо доказывает. Сравните шедевры, отдаленные веками, какое из них более художественно. Некоторые авторы утверждают, что биологически, интеллектуально и нравственно люди вырождаются, доказывая это тем, что увеличивается раковых больных, нервно-психических, умственно-отсталых, СПИД, наркомания, алкоголизм. Каждый новый источник энергии является новым открытием, способствующий прогрессу производственных сил. Но и это может способствовать угрозой для человека. Некогда Руссо выдвинул тезис, что прогресс наук и искусства принес людям неисчислимый вред. Как ни привлекательна идея повернуть все вспять, она неосуществима, это попытка уйти от проблемы, а не решить ее. Современная критика технологического прогресса более изощренна. У нее есть несколько сторон. 1. Осознаны границы роста человеческой цивилизации, по крайней мере на Земле. 2. Приближение новой эпохи, происходит поиск возможности применить плоды самого технологического прогресса к его изживанию.  
Еще в начале 20 в. прогресс употреблялся в конкретных оборотах, прогресс народного хозяйства, а современное отражает тенденцию к оперированию обособленными понятиями, символами. Интересное высказывание Шеллинга: идея непрекращающего прогресса есть идея бесцельного прогресса, а то, что не имеет цели, не имеет смысла.  
Если прогресс - цель, то для кого мы работаем? Вопрос о историческом прогрессе долгое время трактовали как путь к совершенству. Это развитие от низшего к высшему. Но встает вопрос можно ли считать современный тип общества более высшим чем предыдущий. Если брать технику конечно прогресс есть, а если состояние нравственности - очень спорно. Перед человечеством встала проблема гармоничного развития всех сфер к высшему. В центре всех видов социального прогресса находится человек. Проблемы человека считаются центральными. Высшим и всеобщим объективным критерием прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека. Разновидности прогресс: НТП - т.е. с развитием науке и технике улучшается и развивается производство оно автоматизируется; Социальный прогресс - это постепенное улучшение материальных условий жизни человека, повышение жизненного уровня и т.п.; Духовный прогресс - развитие духовности человека, т.е. человек самосовершенствуется.  
Прогресс и регресс - противоположные формы развития общества в целом или отдельных его сторон, означающее либо поступательное развитие общества по восходящей линии, расцвет, либо возврат к старым, застой. Критерием служит степень развития производительных сил, экономического строя, науки, культуры и развития личности. Основой развития явл. развитие способа производства.  
С общей точки зрение мерой прогресса может служить продвижение от простого к сложному, повышение сложности организации систем. В естественных, как общее совершенствование системы, увеличение возможностей дальнейшего развития. В экономике, нужно исходить не только из уровней и темпов развития производства, сколько из уровня жизни трудящихся и роста народного благосостояния, качество жизни.  
Существенным мерилом исторического прогресса является возрастание свободы в ее разумном употреблении, а также в увеличении потребностей человека в научном, философском, эстетическом познании мира.  
Выделим три сферы материальной действительности: неорганическая, органическая, социальная, в каждой из которых проявляется критерии прогресса.  
Для неорганичесской критерием является степень усложнения структуры системы (например молекулярный относительно атомарного).  
Процесс применительно к живой природе определяется как такое повышение степени системной организации объекта, которое позволяет новой системе выполнять функции, недоступные старой системе.  
Говоря об общественном прогрессе - это увеличение в обществе счастья и добра. И криетериями ОП являются: 1) темпы роста производства, производительности труда, ведущие к увеличению свободы человека по отношению к природе; 2) степень свободы работников производства от эксплуатации; 3) уровень демократизации общественной жизни; 4) уровень реальных возможностей для всестороннего развития индивидов; 5) увеличение человеческого счастья и добра.  
Отношение Человек-Природа по своей значимости начинает перекрывать наши экономические, политические, социальные, и др. заботы. Из за угрозы экологической катастрофы. Когда Мы убьем последнего зверя и отравим последний ручей, тогда Мы поймем, что деньгами питаться нельзя.  
Суть ЭУ, в разрыве естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы.  
Отличие современной ситуации от предшествующих эпох состоит в том, что изменение в среде проживания отрицательно сказываются на природе самого человека, его исходных потребностей, биологическом и духовном состоянии.  
Преодоление глобальных угроз:  
1. Развертывание информационной компьютерной, биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации выживания, преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе новой Цивилизации. Важно подчеркнуть, что именно эта информационная революция создает объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу. Переосмысление мира.  
2. Демократическое согласие во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях.  
3. Объединительные процессы духовной жизни как в религиозном, так и в светском варианте. Попытка идейного сближения.  
4. Межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры.  
5. Интеллектуальный поиск.
 
 
 
 
 
 

38 вопрос

Основные  пути решения глобальных проблем современности 

Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось  с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества. 
Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям: 
1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания). 
2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»). 
3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом). 
4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ). 
5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете). 
6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне). 
7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании. 
8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей. 
Основные направления решения глобальных проблем. 
Одно из наиболее популярных направлений - привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики. 
1. Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества. 
2. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов. 
3. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении. 
4. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу. 
В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности: 
• четкая международная система прогнозирования; 
• концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией); 
• всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем; 
• вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень; 
• наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

39 вопрос

Глобальные  проблемы современной  цивилизации и их критерии

Глобальные  проблемы (франц. g1оbа1 - всеобщий, от лат. g1оbus (terrae) - земной шар) представляют собой совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды, в том числе атмосферы, мирового океана и т.д.; преодоление возрастающего разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации отсталости последних, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, промышленное сырье и источники энергии; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва" в развивающихся странах) и устранение опасности "депопуляции" в развитых странах; предотвращение отрицательных последствий научно-технической революции. Двадцать первый век, только начавшись, уже добавил свои проблемы: международный терроризм, продолжающееся распространение наркомании и СПИДа.

    Критериями  выделения глобальных проблем является следующее:

  • повсеместное их распространение затрагивает человечество в целом;
  • неразрешение данных проблем может привести к гибели все человечество;
  • разрешить их возможно только совместными усилиями человечества, т.е. они не могут быть полностью разрешены в рамках отдельного государства или региона.
 

    Данные проблемы, которые существовали прежде  как локальные и региональные, приобрели в современную эпоху  планетарный характер. Таким образом,  время возникновения глобальных  проблем совпадает с достижением  индустриальной цивилизацией апогея в своем развитии. Это произошло, примерно, в середине XX в.  
    Вместе с тем существует разница между проблемами действительно глобальными и всеобщими. Нерешение глобальных проблем ведет человечество к неминуемой гибели, а всеобщие проблемы - это те, которые носят повсеместный характер и могут перерасти в глобальные. К числу всеобщих можно отнести проблемы здравоохранения, образования, социальной защиты и т.д. Например, больше всего в мире умирает сегодня людей не от рук террористов и не от СПИДа и наркомании, а от сердечно-сосудистых заболеваний.

    Обобщив известное о глобальных проблемах современности, их можно свести к  трем основным:

  1. возможность уничтожения человечества в мировой термоядерной войне;
  2. возможность всемирной экологической катастрофы;
  3. духовно-нравственный кризис человечества.
 

    Интересно  то, что при решении третьей  проблемы первые две решаемы  почти автоматически. Ведь духовно  и нравственно развитый человек  никогда не примет насилия  ни по отношению к другому  человеку, ни по отношению к природе. Даже просто культурный чёловек не оскорбляет окружающих и никогда не выбросит мусор на тротуар. С мелочей, с неправильного индивидуального поведения человека вырастают и глобальные проблемы. Лучше сказать, что глобальные проблемы коренятся в сознании человека, и пока он его не преобразует, они не исчезнут и во внешнем мире. Решить третью глобальную проблему, которая по сути является первой, наиболее трудно. Это невозможно сделать механическим путем, как можно было бы поступить с двумя первыми. Ее решение связано с воспитанием и формированием духовно-нравственной личности.


Информация о работе Предмет ,методы и структура филосовского знания