Предмет науки философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 20:57, реферат

Описание

Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Общепринятого определения философии, равно как общепринятого представления о предмете философии, не существует.

Работа состоит из  1 файл

Философия, как наука.doc

— 87.50 Кб (Скачать документ)

      Предмет науки философии 

      Филосо́фия (др.-греч. φιλοσοφία — «любовь к мудрости», «любомудрие», от φιλέω — люблю и σοφία — мудрость) — наиболее общая теория[1], одна из форм мировоззрения, одна из наук,[2], одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания.

      Общепринятого определения философии, равно как  общепринятого представления о  предмете философии, не существует. В  истории существовало множество  различных типов философии, отличающихся как своим предметом, так и  методами. В самом общем виде под философией понимают деятельность, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира.

      Это интегральная дисциплина, включающая в себя историю познания, методологию  науки, социологию знания и др. отрасли, позволяющие исследовать науку в различных ее ипостасях.

      Основные  три модуса (аспекта или ипостаси):

      1) наука, как вид деятельности;

      2) наука, как социальный институт;

      3) наука, как феномен культуры.

      Наука возникла в 17 веке на основе философского проекта, создателем которого можно считать: Фрэнсиса Бэкона, Галилея, Декарта, Ньютона и Лейбница.

      Наука в учениях философов и методологов  была представлена именно, как проект. В 20 веке, наряду с развитием учения о методе и принципах научного познания, появился новый подход к исследованию природы науки, ее динамики. Исследовать науку, как реальный феномен. Выявить внешние и внутренние факторы, предопределяющие научную жизнь. Была выявлена социальная и культурная детерменированность научного познания. Зависимость, как структурная, так и содержательная, научного знания от философских оснований в науке (неявных онтологических допущений), зависимость от языка. 

 

       Понятие философии, особенности философских знаний 

      1. Понятие и функции 

      Ни  об одном явлении культуры мыслящее человечество не высказывало столь разнообразные и разноречивые суждения, как о философии. Философия - “любовь к мудрости” (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость).

      Философия возникла в VII-VI веках до н.э. в Древней Греции и на Востоке – в Индии и Китае. С тех пор не утихают споры о предмете философских размышлений, назначении философии, ее соотношении к другим формам человеческой духовной деятельности. Философия - первая исторически сложившаяся форма теоретического сознания, которая приобретает теоретический и понятийный характер.

        Предмет философии как науки  изменялся в ходе исторического  развития.

      Зарождение  ее совпадает с зачатками форм научных знаний и просто науки. Рождение философии означало рождение понятийного  мышления - мышления, которое оперирует понятиями, категориями. В самом общем смысле философия – это особый вид теоретической деятельности, предметом которой являются всеобщие формы взаимодействия человека и мира. Философия затрагивает человеческие интересы, хотя и далека от примитивной полезности. Философские положения невозможно не только подтвердить на опыте, но даже опровергнуть. Философия равнодушна к отдельным фактам. Ее исходные положения формулируются с помощью предельно простых понятий, поэтому их истинность нельзя доказать с помощью какой-то другой теории – более общей теории не существует.

      Невозможно  выстроить философские учения хотя бы в какое-то подобие линейной последовательности, невозможно показать степень продвижения  философии в решении своих  проблем. Философское мышление критично, философ порой сомневается в основах собственной концепции. Предмет Философии противоречив, об этом свидетельствует противоречивость оценок. И. Кант противоречивый характер философии выразил в трех вопросах: “что я могу знать”, “что я должен делать”, “на что я могу надеяться”. В этих вопросах сочетается не сочетаемое: сущее, должное и желаемое и возможное. Но именно это парадоксальное единство и составляет сущность человека. Недаром Кант пришел к выводу, что все три вопроса можно свести к одному: “что есть человек”. Философия изучает всеобщие законы развития природы общества и человеческого мышления. В качестве теоретической дисциплины философия имеет ряд разделов.

      Традиционно философия включает онтологию - учение о бытие, гносеологию - учение о познании, аксиологию - учение о ценностях. Порой выделяют социальную философию и философию истории, а также философскую антропологию.

      Функции, выполняемые Философией:

      1) Синтез знаний и создание единой  картины мира, соответствующей определенному уровню развития науки, культуры и исторического опыта;

      2) Обоснование, оправдание и анализ  мировоззрения 

      3) Разработка общей методологии  познания и деятельности человека  в окружающем мире.

      Основным  вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию. Он, также как и сама философия эволюционирует, меняет форму, однако всегда остается выражением человеческого стремления к целостности, лежащего в глубине жизненного мира. В зависимости от решения этого вопроса все философские направления делятся на два больших лагеря – материалистический и идеалистический.

      Идеализм  – учение, признающее исходным, первичным началом всего дух, идею, сознание. Идеализм имеет две разновидности. Первая – объективный идеализм. Философы этого направления считают идеальное существующим объективно, независимо от человека. Вторая – субъективный идеализм. Субъективные идеалисты считают идеальное формой внутреннего человеческого опыта.

      Материализм – направление в философии, которое признает материю первичной, а сознание и мышление - вторичным. В учениях материалистов дается резкая критика философского идеализма, наносится удар религиозным идеям, обосновывается принцип материалистичности мира, поднимаются на щит силы и способности человеческих чувств и разума. Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой борьбе прогрессивной материалистической линии являются законом всего многовекового развития философии.

      Существует  две разновидности философии: философия, как теория и философия, как метод.

      Философия, как теория отвечает на вопрос: что  такое объективная и субъективная реальность и что такое материя  и познание. Философский метод  говорит о том, как применять  эти знания для понимания преобразования бытия и сознания.  

 

       2. Выдающиеся философы античной Греции 

      Черты древнегреческой философии.  “Духовная  Европа имеет место рождения”, - сказал Э. Гуссерль, немецкий философ, живший и работавший в конце XIX- начале XX века. Это место – Греция VII-VI столетий до Рождества Христова. Эту  же мысль в той или иной форме высказывает большинство философов самых различных направлений. “Греки навсегда останутся нашими учителями”,- писал К. Маркс.

      Древняя греческая философия - общепринятый духовный исток современной философии, всей европейской культуры. Поэтому истоки самой греческой философии также являются предметом пристального внимания.

      Возникновение философии – сложное взаимодействие изменившихся социальных и индивидуальных потребностей и возможностей их реализации. Взаимодействие мифологических представлений и зарождающегося научного знания, с одной стороны, особой социальной атмосферы, с другой, и привело к возникновению философии - качественно нового явления, отличного от древнего мифа, предфилософских представлений, житейской мудрости и эмпирических наблюдений.

      Формирование  греческой философии связано  с именами Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, с  философами Элейской школы. Греческая  философия выступала, как нерасчлененная, всеобъемлющая наука, как наука  наук, включающая в себя вследствие неразвитости научного мышления все области знания.

      История древнегреческой философии –  это история борьбы первоначального, наивного материализма против различных  идеалистических учений. На протяжении VI-IX вв. до нашей эры в Греции происходил бурный расцвет культуры и философии. За этот период были созданы новое немифическое мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом которой стало учение о космосе. В центре внимания первых греческих философов стоит проблема первоначала. Одни философы (натурфилософы) считали, что основой вещей является чувственно воспринимаемые элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество – апейрон; другие (пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты) усматривали основу мира в едином, незримом бытии; четвертые (Демокрит) считали такой основой неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь тень, результат воплощения царства чистой мысли.

      Разумеется, все эти философские направления  были во многих отношениях наивными и противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они отводили богам, сверхъестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное место, пытались познать мир из него самого. На первых порах древнегерческие философы не осознавали, что основной вопрос философии может иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (Платон, Демокрит) четко обозначились две противоборствующие линии, борьба между которыми проходит через всю дальнейшую историю философии.

      Три периода в развитии античной философии

      В истории греческой философской  мысли, начиная с Гегеля, принято  выделять три основных периода.

      Первый  период - формирование греческой философии (VI в. до н.э.), философия, так называемых, “досократиков”.

      Второй  период – расцвет греческой философской  мысли (V-VI вв. до н.э.), в центре его находится философия Сократа и его последователей, философия Платона и Аристотеля.

      Третий  период – закат и, затем, упадок (III в. до н.э.-V в. до н.э.), греко-римская философия.

      Первый  период – VI век до н.э. Это философия периода образования рабовладельческого общества. Первоначальный, наивный материализм, который был одновременно стихийно-диалектическим взглядом на мир, представлен на этом этапе милетской школой и Гераклитом. Материалистические школы - милетская и эфесская – боролись с идеалистическими и антидиалектическими взглядами пифагорейской и элейской школ. Философы милетской школы Фалес, Анаксимен, Анаксимандр – исходили из признания единого, вечно движущегося материального первоначала. Представители пифагорейской школы развивали мистическое учение о “гармонии” в природе и в обществе, исключающей борьбу противоположностей. Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейская школа положила начало идеализму.

      Второй  период - V век до н.э. На этом этапе предмет философии расширился и углубился. Вопрос о строении материи встал в центре внимания всех материалистических школ, связанных с именами Анаксимена, Эмпедокла и Демокрита.

      Третий  период – философия периода кризиса и упадка рабовладельческого общества.

      Материалистическая  линия античной философии была продолжена в этот период Эпикуром и его школой.

      Эпикур - материалист, атеист и просветитель – возрождает атомистическое учение Демокрита и защищает его от нападок мистиков и теологов. Эпикур вносит в это учение ряд изменений. Взгляд античных философов-материалистов на природу (Фалес, Анаксимен, Гераклит, Демокрит)

      Особое  место в Философии античности занимает материалистическое направление. Его представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и притом вещественного начала. Материализм Философии античности развивали Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что существует материал, из которого состоят все вещи. Этот материал значительно позднее стали называть субстанцией. Согласно Фалесу это вода, Анаксимену - воздух, Гераклиту - огонь, Эмпедоклу – земля, вода, огонь и воздух. Фалес. (625 г. до н.э. – 547 г. до н.э.) Фалес считается основателем астрономии и геометрии. Он предполагал, что первовеществом является вода, но не обычная, а абстрактная. В то же время не было полного абстрагирования от обычной воды, у нее проявлялись свойства и обычной, эмпирической воды. Космос представлялся Фалесу живым сверхсложным существом, и как для любого существа, вода есть необходимая основа его жизни. Все остальные предметы также каким-то образом состоят из воды. Огромное внимание Фалесом уделялось космологии, особенно строению ближнего космоса. Впервые им была высказана мысль, что Земля не блин, а некоторое тело в космосе, но не очень толстое. Также было высказана идея некоторого мирового порядка, закона, которому подчиняется весь мир. Анаксимен. (ок. 585 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э.) Анаксимен упростил представление о первовеществе, взяв его воздухом, мотивируя это тем, что воздух и есть необходимая основа жизни. Соответственно, все остальные вещи – это сгущение или разрежение воздуха. Он предложил интересную идею в космологии. Предположил, что Луна ближе Солнца, и на основании этого объяснил солнечные затмения. Именно у Анаксимена и Анаксимандра впервые появилась мысль, что жизнь появилась в воде и только потом вышла на сушу Гераклит. (ок. 535 г. до н.э. – ок. 475 г. до н.э.) Гераклит, в своих теориях, устранял из вселенной покой и неподвижность, т.к. считал, что это свойство мертвых. Он приписывал движение всем вещам. Мир по Гераклиту, состоит из противоположностей, которые ведут между собой борьбу. Противоположности переходят друг в друга. Поэтому наличие одной противоположности обуславливает бытие другой. Гераклит учил о тождестве противоположностей и в борьбе противоположностей видел источник развития, изменения. Все изменения подчинены, с его точки зрения, строжайшей закономерности, жизнь мира не зависит от промысла богов. Эту закономерность он называл логосом. “Все совершается через борьбу и по необходимости”. Надо прислушиваться к голосу природы, “поступать согласной с ней”, говорил он. Он учил о всеобщей текучести вещей, сущность мирового процесса он сводил к закономерным преобразованиям вечной материи. Демокрит. (460 г. до н.э. –360 г. до н.э.) Демокрит – один из основателей атомистической теории. Его смелый и революционный взгляд на сущность природы предвосхитил на многие столетия развитие науки. По Демокриту, существуют два первоначала вещей: атомы и пустота. При этом атомы, т.е. неделимые, по мысли Демокрита, частицы материи неизменны; они вечны и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга лишь формой, величиной, положением и порядком. Другие свойства, как звук, цвет, и вкус атомам не присущи. Указанные свойства существуют, по Демокриту, лишь условно, “не по природе самих вещей. В этом взгляде его уже имеются зародыши ложного учения о первичных и вторичных качествах вещей. Из соединения атомов образуются тела; распад атомов ведет к гибели тел. Душа, по Демокриту, тоже состоит из атомов. Хотя большинство этих положений было переосмыслено, значение древнегреческих атомистических идей оказалось исключительно большим и предопределило дальнейшее развитие в этой области. Гераклит и Демокрит о возможности и необходимости познания человеком окружающего мира. Гераклит отрицал существование неизменного единого бытия, лежащего за миром многого.

Информация о работе Предмет науки философии