Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 10:38, реферат
Реферат включает введение, 3 вопроса, заключение и список литературы
Введение…………………………………………………………………………..2
Представители материализма и идеализма……………………………………..3
«Бога нет, всё дозволено»………………………………………………………..7
Общественные и индивидуальные ценности философии……………………..8
Заключение……………………………………………………………………....11
Список литературы……………………………………………………………...12
Содержание
Введение…………………………………………………………
Представители материализма и идеализма……………………………………..3
«Бога нет, всё дозволено»……………………………………………………
Общественные и индивидуальные ценности философии……………………..8
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Философия - “любовь к мудрости” (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Философия вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека; она исследует познавательное, ценностное, социально-политическое, нравственное, и эстетическое отношение человека к миру.
Философия как теоретическая форма сознания, рационально обосновывающая свои принципы, отличается от мифологической и религиозной форм мировоззрения, которые основываются на вере и отражают действительность в фантастической форме.
Представители материализма и идеализма
Материализм - научное философское направление. Различают материализм, как стихийную уверенность всех людей в объективном существовании внешнего мира и как философское мировоззрение, представляющее собой научное углубление и развитие точки зрения стихийного материализма.
Философский материализм утверждает первичность материального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность, несотворенноеть мира, бесконечность его во времени и пространстве. В истории философии материализм, как правило, был мировоззрением передовых классов и слоев общества, заинтересованных в правильном познании мира, в усилении власти человека над природой.
Первые учения материализма появляются вместе с возникновением философии в рабовладельческих обществах древней Индии, Китая и Греция - за несколько вв. до н. э. - в связи с прогрессом в области астрономии, математики и других наук. Общая черта древности, во многом еще наивного, материалисты (Лаоцзы, Ян Чжд, Ван Чун, школа локаята, Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Эпикур и др.) состоит в признании материальности мира, его существования независимо от сознания людей. Его представители стремились найти в многообразии природы общее первоначало всего существующего и происходящего. Заслугой древнего материализма было создание гипотезы об атомистическом строении материи (Левкипп, Демокрит). Многие древние материалисты были стихийными диалектиками
В эпоху Возрождения материализма (Телезио, Врун) рассматривал природу в ее целостности и во многом напоминал материализм античности. Дальнейшее свое развитие материализм получил в 17-18 вв. в странах Европы (Бэкон, Галилей, Гоббс, Гассенди, Спиноза, Локк). Связан с бурно прогрессировавшими тогда механикой и математикой, что обусловило его механистический характер. В отличие от натурфилософов-материалистов эпохи Возрождения материалисты 17 в. стали рассматривать последние элементы природы как неодушевленные и бесcкачественные.
Особое место занимают французские материалисты 18 века (Ламетри, Дидро, Гельвеции я Гольбах). Оставаясь в целом на позициях механистического понимания движения, рассматривали его как универсальное и неотъемлемое свойство природы, полностью отказались от деистической непоследовательности, присущей большинству материалистов 17века.
В России и Странах Восточной Европы во второй половине 19 века в развитии материализма явилась философия революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Маркович, Вотев и др.), опиравшаяся на традиции Ломоносова, Радищева и др. и в ряде отношений поднявшаяся над узким горизонтом антропологизма и метафизического метода. Высшей и самой последовательной формой материализм стал созданный Марксом и Энгельсом к середине 19 в. диалектический материализм. Он не только преодолел указанные выше недостатки старого , но и присущее всем его представителям идеалистическое понимание человеческого общества. В дальнейшей истории материализма уже резко обозначились две принципиально различные линии: развитие диалектического и исторического материализма, с одной стороны, и ряд упрощенных и вульгаризованных разновидностей материализма.
Идеализм - философское направление, противоположное материализму. Идеализм исходит из первичности духовного, нематериального, и вторичности материального, что сближает его c догмами религии о конечности мира во времени и пространстве и сотворенности его богом. Идеализм рассматривает сознание в отрыве от природы, в силу чего неизбежно мистифицирует его и процесс познания и часто приходит к скептицизму и агностицизму.
В противоположность буржуазным философам, насчитывающим множество самостоятельных форм идеализма, марксизм-ленинизм все разновидности его подразделяет на две группы: объективный идеализм, принимающий за основу действительности личностный или безличный всеобщий дух, некое сверхиндивидуальное сознание, и субъективный идеализм, сводящий знания о мире к содержанию индивидуального сознания. В истории философии объективно-идеалистические учения первоначально возникают на Востоке (Веданта, Конфуцианство).
Элейцы (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) представлению об изменчивости и многообразии природы противопоставили учение о неподвижном и неизменном бытии. Элейская школа положила начало идеализму.
Классической формой объективного идеализма была философия Платона. Особенность объективного идеализма Платона, тесная связь с религиозно-мифологическими представлениями. Эта связь усиливается в начале н. э., в эпоху кризиса античного общества, когда развивается неоплатонизм, сросшийся не только с мифологией, но и с крайним мистицизмом. Эта особенность объективного идеализма еще сильнее выражена в эпоху средневековья, когда философия полностью подчиняется теологии (Августин, Фома Аквинский). Перестройка объективного идеализма, произведенная прежде всего Фомой Аквинским, основывалась на искаженном аристотелизме. Основным понятием объективно-идеалистической схоластической философии после Фомы Аквинского стало понятие нематериальной формы, трактуемой как целевое начало, выполняющее волю внеприродного бога, к-рый мудро распланировал конечный во времени и пространстве мир.
Начиная с Декарта в буржуазной философии нового времени по мере усиления индивидуалистических мотивов все больше развивался Субъективный идеализм. Классическим проявлением субъективного идеализма стала гносеологическая часть системы Верили и философии Юма. Субъективно-идеалистическая тенденция в дальнейшем возобладала в философии Фихте, а объективно-идеалистическая - в философии Шеллинга и особенно Гегеля, который создал всеобъемлющую систему диалектического идеализма.
«Бога нет, всё дозволено»
«Если Бога нет, то всё дозволено» – писал Достоевский. Эту фразу, очень любим вспоминать – но порой используем её как «дубинку» против неверующих. Слишком уж часто говорят, будто бы никакого нравственного поведения у людей безрелигиозных быть не может, а все их поступки мотивируются банальным эгоизмом, будто бы добро, сделанное не Христа ради, никакое и не добро, а просто замаскированное зло.
Не каждый, разумеется, ломает голову над такими вопросами, но у подавляющего большинства возникает внутренний конфликт между собственными желаниями и требованиями морали. Этот конфликт может проявляться в глубоком внутреннем раздражении, когда человек ощущает свою «неправильность», которую воспринимает как «слабость», как «неумение жить». А может выплеснуться и в цинизме, в демонстративно аморальном поведении – таким образом, человек пытается обрести некую внутреннюю цельность, преодолеть между «хочется» и «надо».
Как следствие – мы и имеем то, что имеем. Падение морали в обществе, всплеск преступности, коррупция, цинизм, и далее по списку.
Поэтому фраза Достоевского «всё дозволено» – верна не столько в локальном, сколько в глобальном смысле. Отдельно взятый человек может быть высоконравственным и без Бога. А вот всё общество в целом, весь народ – вряд ли. Нравственного заряда, что несёт в себе культура, может хватить надолго, но не навсегда. Без подзарядки от религии этика иссякает.
Общественные и индивидуальные ценности философии
Философствует каждый и каждый решает для себя жизненно важные, поистине философские проблемы (об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д. ). Так не лучше ли вместо того, чтобы блуждать в лабиринтах проблем, поучиться философии у других?!
Представьте себе, что Вы учитесь кататься на лыжах. Снег глубокий и рыхлый — и Вы с трудом переставляете ноги, но рядом кто-то проложил лыжню — и Вы становитесь на нее, и двигаться сразу легче. Вы постепенно осваиваете технику хода, а потом уже можете идти самостоятельно, своей дорогой, но у Вас уже гораздо меньше шансов провалиться в снег или остановиться. Так и в философии.[1]
Философия — коллективный разум людей. Быть на «ты» с коллективным разумом так же важно, как и обладать разумом. А разум — концентрированное выражение человека. Не случайно ученые-биологи называют человека «homo sapiens», человеком разумным.
Благодаря философии человек начинает ощущать себя гражданином мира, становится как бы вровень с человечеством и даже с миром в целом.
3. Философия помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком (не мужчиной или женщиной, не представителем той или иной национальности, религиозной конфессии или специалистом-профессионалом).
Она, в частности, помогает специалисту преодолевать свою профессиональную ограниченность, односторонность, т. е. защищает специалиста от того, что называют профессиональным кретинизмом (ограниченностью, узостью). Вспомним, что по этому поводу говорил Козьма Прутков: специалист подобен флюсу, полнота его одностороння.
Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.
В 18 веке прусский министр Цедлиц «внушал своим подчиненным уважение к философии»; «студент должен усвоить, полагал министр, что после окончания курса наук ему придется быть врачом, судьей, адвокатом и т. д. лишь несколько часов в сутки, а человеком — целый день. Вот почему наряду со специальными знаниями высшая школа должна давать солидную философскую подготовку».
Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, появляется и/или увеличивается широта мышления. Последняя помогает человеку понять-понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.
Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению и не в меньшей степени, чем математика.
Философская абстракция, в отличие от математической, наполнена жизненным смыслом; она не отвлечение от многообразного, а единство многообразного. Достаточно упомянуть такие абстракции, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух».
Философия сообщает человеку то, что называют твердостью, неустрашимостью духа. Благодаря ей человек избавляется от опасного чувства муравья, мечущегося без какого-либо смысла между гигантскими корнями деревьев.
Философия развивает мысль, способность мыслить. Изучение философии — настоящая школа творческого мышления.
Философия учит критичности, критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.
Заключение
Рассмотренные выше важнейшие вехи истории философской мысли человечества от древности до наших дней показывают, что со времени своего зарождения философия прошла большой и сложный путь. В процессе формирования, распространения и смены различных философских течений, борьбы материализма и идеализма, диалектики и метафизики решался основной вопрос философии – об отношении мышления к бытию, возникли и получали решение другие философские проблемы, шло приращение и развитие знаний об общих законах бытия и познания, преодолевались ошибки, заблуждения и искажения истины.