Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 18:24, контрольная работа
Главная особенность философии как особой формы общественного сознания заключается в том, что она выступает как систематизированная, целостная система воззрений на человека, общество и историю, на сознание и познание, обладающая логической последовательностью и определенной научностью.
Введение…………………………………………………………………………………...2
1. Философская антропология в поисках сущности человека…………………………2
2. Проблема антропосоциогенеза. Природное и социальное в человеке……………..4
3. Смысл и ценность жизни человека……………………………………………………6
Заключение………………………………………………………………………………...9
Список литературы.……………………………………………………………………...
Второй подход выносит смысл жизни за пределы конкретной жизни человека, происходит экстраполяция смысла существования человека на прогресс человечества, на благо и счастье грядущих поколений, во имя светлых идеалов добра и справедливости.
Все вышеперечисленное является высшим смыслом и самоцелью, тогда как каждое человеческое поколение и каждый ныне живущий выступает как средство для достижения этой цели.
С точки зрения
сторонников третьего подхода, жизнь
сама по себе не имеет никакого смысла,
а человек сам привносит его
в свою жизнь. Человек как существо
сознательное и волевое своими способами
созидает этот смысл. Но воля, игнорирующая
объективные условия
Из уст современного
молодого человека можно услышать,
что смысл его жизни состоит
в удовольствиях, радости, счастье.
Но удовольствие является лишь следствием
наших стремлений, а не его целью.
Еще И. Кант утверждал, что удовольствие
не выступает в качестве цели нравственного
действия, а является следствием, к
которому оно приводит. И если бы
люди руководствовались только принципом
удовольствия, то это привело бы
к полному обесцениванию
Отрицание смысла жизни неоднократно проявлялось в истории философской мысли: еще в древности афоризм царя Соломона «Все суета» подчеркивал бессмысленность существования. В современной философии представители экзистенциализма утверждают, что мир хаотичен и абсурден, и существование человека абсурдно и бессмысленно.
Но все-таки попытки найти смысл жизни человека преобладали в истории человеческой мысли:
- смысл жизни в ее эстетической стороне, в достижении того, что в ней величаво, красиво и сильно, в достижении сверхчеловеческого величия (Ф. Ницше);
- смысл жизни в любви, в стремлении к благу того, что вне человека, в стремлении к согласию и единству людей (Л. Н. Толстой);
- смысл жизни в достижении некого идеала человека;
- смысл жизни
в максимальном содействии
Осуществленный смысл жизни, имеющий ценность не только для живущего, но и для общества, избавляет человека от страха смерти, помогает встретить ее спокойно, с достоинством и чувством исполненного долга.
Смысл жизни - это философская категория, отражающая долговременную, устойчивую, ставшую внутренним убеждением личности, имеющую общественную и личную ценность задачу, реализующуюся в ее социальной деятельности. Эта задача определяется системой общественных отношений, целями и интересами общества и свободным выбором личности.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Человек сам сознательно или стихийно, намеренно или невольно самими способами своего бытия придает смысл своей жизни и, тем самым, выбирает и созидает свою человеческую сущность. Смысл жизни - это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые "ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций)", считает Э. Фромм.
Существование, по Фромму, есть "раскрытие специфических сил организма", т.к. "все организмы имеют врожденное стремление к актуализации заложенных в них возможностей". Исходя из этого, Э. Фромм обозначает цель человеческой жизни, как раскрытие сил и возможностей индивида в соответствии с законами его природы.
Смысл жизни - в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. Совершенствуя себя, нужно совершенствовать мир вокруг себя.
Заключение
На колонне
при входе в храм Аполлона в
Дельфах была высечена надпись: «Познай
самого себя». В этом знаменитом выражении
заключен глубокий философский смысл.
Оно как бы напоминает, что обязанностью
каждого является постижение собственной
природы, потребностей и интересов,
связанных с развитием
Человек будущего - это человек разумный и гуманный, пытливый и деятельный, умеющий одновременно наслаждаться красотой; это целостная, всесторонне развитая личность, воплощающая идеал подлинного единства сущностных сил человека, его духовного и физического совершенства. И именно как личность с ее неповторимым своеобразием, уникальностью индивидуального «Я» человек утверждает себя как существо общественное, жизнь которого одухотворяется высокими целями, нравственным смыслом.
Список литературы
Конспекты по работам философов
1.Философская антропология в поисках сущности человека
Ф. НИЦШЕ
Нам пришлось переучиваться. Во всем мы сделались скромнее. Мы более не выводим человека из «духа» из «божества». Мы отодвинули его в ряды животных. Мы считаем его сильнейшим животным, потому что он хитрее всех, - следствием этого является его духовность. С другой стороны, мы устраняем от себя тщеславное чувство, которое и здесь могло бы проявиться; что человек есть великая скрытая цель развития животного мира. Он совсем не венец творения, каждое существо рядом с ним стоит на равной ступени совершенства... Утверждая это, мы утверждаем еще большее: человек, взятый относительно, есть самое неудачное животное, самое болезненное, уклонившееся от своих инстинктов самым опасным для себя образом - но конечно, он всем этим и самое интереснейшее! - Что касается животных, то с достойной уважения смелостью Декарт впервые рискнул высказать мысль, что животное можно понимать как machina, - вся наша физиология старается доказать это положение. Развивая логически эту мысль, мы не исключаем и человека, как это делал еще Декарт: современные понятия о человеке развиваются именно в механическом направлении. Прежде придавали человеку качество высшего порядка - «свободную волю», теперь мы отняли у него даже волю в том смысле, - что под волей нельзя уже более подразумевать силу. Старое слово «воля» служит только для того, чтобы обозначить некую результату, некий род индивидуальной реакции, которая необходимо следует за известным количеством частью противоречащих, частью согласующихся раздражений: воля более не «действует», более не «двигает» ... Прежде видели в сознании человека, в «духе» доказательство его высшего происхождения, его общественности; ему советовали, если он хочет быть совершенным, втянуть в себя, подобно черепахе, свои чувства, прекратить общение с земным, скинуть земную оболочку: тогда от него должно было остаться главное - «чистый дух». На счет этого мы теперь лучше соображаем: как раз именно сознание, «дух», мы считаем симптомом относительного несовершенства организма, как бы попыткой, прощупыванием, промахом, как бы усилием, при котором бесполезно тратится много нервной силы, мы отрицаем, чтобы что-нибудь могло быть совершенным, раз оно делается сознательно. Чистый дух есть чистая глупость: если мы сбросим со счета нервную систему и чувства, «смертную оболочку», то мы обсчитаемся - вот и все.
Ницше Ф. Сочинения: в 2-х т. Т. 2. - С. 640, 641.
2.Смысл и ценность жизни человека.
Л. ТОЛСТОЙ
Живет всякий человек для того, чтобы ему было хорошо, - для своего блага. Когда человек не желает себе блага, то он не чувствует даже, что живет. Человек и понять не может, чтобы можно было жить и не желать себе блага. Жить для каждого человека - все равно, что желать блага и добиваться его; и, наоборот, желать и добиваться блага - все равно что жить.
Человек чувствует жизнь в себе самом, и - только в себе одном. Сначала, пока он не понял истинного смысла жизни, человек думает, что благо есть только то, что благо для него одного. Ему сначала кажется, что живет, истинно живет, только он один. Жизнь других людей кажется ему не такою, как своя, она кажется ему только подобием жизни. Свою жизнь человек чувствует, а чужую жизнь он только видит со стороны. Он не чувствует ее и только потому, что видит чужую жизнь, узнает, что и другие люди как будто живут. Что он сам живет, это каждый человек знает и не может ни на минуту знать это. Про жизнь других людей человек знает только тогда, когда он хочет думать о них. Вот почему и кажется человеку, что по-настоящему живет только он один. Такой человек, если и не желает зла другим, то только потому, что ему самому неприятны страдания других. Если он и желает людям добра, то совсем не так, как себе: себе он желает добра для того, чтобы ему самому было хорошо, другим же он желает добра не для того, чтобы им было хорошо, а только для того, чтобы ему, глядя на их радость, самому было приятнее. Такой человек дорожит благом только своей жизни; ему важно и нужно только, чтобы ему самому было хорошо.
И вот когда этот человек начинает добиваться своего блага, то он сейчас же видит, что сам по себе он не может его достичь, потому что благо это находится во власти других людей. Он всматривается в жизнь других людей и видит, что все они, как и он сам, и как все животные, - имеют же точно такое понятие о жизни. Точно так же, как и он, они чувствуют только свою жизнь важною и настоящею, и точно так же их благо находится во власти других людей. Человек видит, что каждое живое существо ищет своего собственного маленького блага и для этого готово отнимать благо у других существ, даже лишая их жизни, - готово лишить блага и жизни его самого. И когда человек сообразит это и станет присматриваться к жизни, то он видит, что так оно и есть на самом деле: не только одно какое-нибудь существо или десяток существ, а все бесчисленные существа мира, для достижения своего блага, всякую минуту готовы уничтожить его самого, - того, для которого одного, как ему кажется, и существует жизнь. И когда человек ясно поймет это, то он видит, что трудно ему добыть себе то собственное благо, без которого ему кажется, он и жить не может.
И чем дальше человек
живет, тем больше он на деле убеждается
в том, что это так. Он участвует
в жизни человечества. Жизнь эта
составлена из отдельных людей, которые
волей-неволею связаны между
Но мало этого: «Ты тянешь и он тянет: кто не перетянет, а обоим падать». Если даже человек окажется сильнее других и может взять над ними верх, то и тогда разум и опыт его очень скоро показывают ему, что те удовольствия, которые он урывает для себя у других, - не настоящее благо, а только подобие блага, потому что, чем больше он пользуется ими, тем больнее он чувствует те страдания, которые всегда наступают после них. Чем больше живет такой человек, тем яснее он видит, что удовольствий становится все меньше и меньше, а скуки, пресыщения, трудов, страданий - все больше и больше.
Но мало и этого: когда он начинает болеть и ослабевать и видит болезни, старость и смерть других людей, то он с ужасом начинает понимать, что он сам, - то что для него дороже всего, - с каждым часом приближается к ослаблению, старости и смерти. Кроме того, что другие люди готовы его погубить; кроме того, что страдания его неминуемо усиливаются; кроме всего этого, такой человек начинает понимать, что жизнь его есть не что иное, как только постоянное приближение к смерти, которая непременно уничтожит столь дорогого ему самого себя со всем его благом. Человек видит, что он только и делает, что борется со всем миром и что борьба эта ему не по силам. Он видит, что он ищет удовольствий, которые только подобия блага и всегда кончаются страданиями; видит, что он хочет сделать невозможное: удержать жизнь, которую невозможно удержать. Он видит, что когда желает блага и жизни только самому себе, то добиться этого блага и этой жизни и удержать их он никак не может.
То, что для такого человека важнее и нужнее всего, - он сам, то в чем одном он полагает свою жизнь - то гибнет, то будет кости и черви; ато, что для не нужно, не важно и не понятно - весь мир Божий, то останется и будет жить вечно. Оказывается, что та единственная жизнь, которую такой человек чувствует и бережет, - обманчива и невозможна: а жизнь вне его, та, которую он не любит, не чувствует и не знает, - она то и есть единая и настоящая жизнь. Он видит! что то, чего он не чувствует, то только и имеет ту жизнь, которую он один желал бы иметь. И это не то, что так кажется человеку, когда он унывает или падает духом. Это не такая мысль, которая находит от тоски и может пройти, когда человек повеселеет. Нет - это самая очевидная и несомненная истина, и если мысль эта хоть раз придет человеку или другие хоть раз растолкуют ее ему, то он никогда не отдаляется от нее, ничем ее из себя не выжжет.
Информация о работе Природа человека и смысл его существования