Природа человека в истории конфуцианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 21:53, доклад

Описание

Природа человека в истории конфуцианства
Конфуцианство зародилось в VI веке до н. э., и с тех пор имеет значимое влияние на общественное сознание общества. Сочетание рационализма и религиозности позволили конфуцианству играть роль духовно-идеологического регулятора общественной жизни Китая.
Личность мудреца, имя которого носит китайская религия, исторически достоверна. Конфуций (551 – 479 до н.э.) происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Юноше пришлось с детства заниматься тяжелым физическим трудом, так как уже в 17 лет он остался без родителей. Став известным в Китае философом Конфуций, тем не менее, при жизни ничем не выделялся и постоянно подчеркивал, что ученый должен «передавать, а не создавать, верить в древность и любить ее».
Конфуция интересовала природа человека. Главным для него было уяснить скрытую природу человека, для того чтобы более результативно воздействовать на нее в нужном ему направлении. Так же он хотел подчеркнуть, что человек является центральной темой его учения. Дао в сборнике изречений Конфуция «Лунь юй» означало весь комплекс идей, принципов и методов Конфуция, т.е., по существу, всю суть его учения, с помощью которого он собирался направить человека на путь истинный, управлять им, воздействовать на него.
Он рассматривает человека в трех измерениях, подразделяя соответственно людей на три категории, обозначаемые терминами «цзюнь - цзы» («благородный муж»), «жэнь» («человек») и «сяо жэнь» («маленький человек»). Высоко моральный «цзюнь-цзы», сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Таким образом, «благородный муж» Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. В сочетании с «благородным мужем» в «Лунь юе» употребляется «маленький человек». В отличие от «цзюнь-цзы», неустанно совершенствующего свои нравственные качества, «сяо жэнь» поглощен лишь материальным процветанием. Конфуций говорил: «Благородный муж стремится вверх, маленький человек стремится вниз».
Таким образом, можно с полным основанием констатировать, что впервые в истории китайской культуры была создана реальная модель идеальной личности, оказавшая огромное воздействие на формирование национального характера и духовной жизни китайской нации.

Работа состоит из  1 файл

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ КОНФУЦИАНСТВА.doc

— 28.50 Кб (Скачать документ)

              Проблема человека  в истории конфуцианства.

Конфуцианство зародилось в VI веке до н. э. И с тех  пор имеет значимое влияние на общественное сознание общества. Сочетание рационализма и религиозности  позволили конфуцианству  играть роль духовно-идеологического регулятора общественной жизни Китая.

Личность  мудреца, имя которого носит китайская  религия, исторически  достоверна. Конфуций (551 – 479 до н.э.) происходил из родовитой, но обедневшей семьи. Юноше пришлось с детства заниматься тяжелым физическим трудом, так как уже в 17 лет он остался без родителей. Став известным в Китае философом Конфуций тем не менее при жизни ничем не выделялся и постоянно подчеркивал, что ученный должен «передавать, а не создавать, верить в древность и любить ее».

Конфуция интересовала природа человека. Главным для него было уяснить скрытую природу человека, дабы потом можно было бы более результативно воздействовать на нее в нужном ему направлении. Так же он хотел подчеркнуть, что человек является центральной темой его учения. Дао в сборнике изречений Конфуция «Лунь юй» означало весь комплекс идей, принципов и методов Конфуция, т.е., по существу, всю суть его учения, с помощью которого он собирался направить человека на путь истинный, управлять им, воздействовать на него.

Он  рассматривает человека в трех измерениях, подразделяя соответственно людей на три категории, обозначаемые терминами «цзюнь - цзы»( «благородный муж»), «жэнь» («человек») и «сяо жэнь» («маленький человек»). Высоко моральный цзюнь-цзы, сконструированный философом в качестве модели, эталона для подражания, должен был обладать двумя важнейшими в его представлении достоинствами: гуманностью и чувством долга. Таким образом, «благородный муж» Конфуция – это умозрительный социальный идеал, назидательный комплекс добродетелей. В сочетании с «благородным мужем» в «Лунь юе» употребляется «маленький человек». В отличие от цзюнь-цзы, который неустанно совершенствует свои нравственные качества, сяо жэнь поглощен лишь материальным процветанием. Конфуций говорил: «Благородный муж стремится вверх, маленький человек стремится вниз».

Таким образом, можно с  полным основанием констатировать, что впервые в  истории китайской  культуры была создана  реальная модель идеальной  личности, оказавшая  огромное воздействие  на формирование национального характера и духовной жизни китайской нации.

Информация о работе Природа человека в истории конфуцианства