Проблема человека и общества у славянофилов и западников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 10:20, реферат

Описание

Философское знание является достоянием духовной культуры человеческой цивилизации, выступая в качестве фундамента знания эпохи (Древность), либо оказывая явное (Новое время) или неявное (XX век) влияние на другие формы человеческого знания и деятельности. Поэтому действительного понимания роли философии в обществе можно достичь лишь в результате уяснения истории развития философского знания в различные эпохи, его связей с другими формами духовной культуры.

Содержание

2.Введение…………………………………………………………………………………….2
3.Формирование и специфические черты русской философии………………………..3-5
4.Проблема человека и общества у славянофилов и западников……………………...6-7
5.Основные идеи русской религиозной философии конца XIX - начала XX века…...8-10
6.Заключение………………………………………………………………………………..11
7.Список используемой литературы……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Ярова Т.В.-Фолософия.doc

— 105.00 Кб (Скачать документ)

Ортодоксальное: твердо придерживалось канонов (Леонтьев, Федоров).      

Леонтьев являлся последователем «философии тотальности» – общество в своем развитии проходит три стадии: юношеской простоты, зрелой сложности и старческого упрощения. Власть должна препятствовать наступлению третьей стадии. Самая благодатная – вторая. Она выпала Западной Европе в средние века, затем начался период ее разрушения. Капитализм – вырождение. Россия тоже подошла к третьему этапу, чтобы удержать ее надо мобилизировать консервативные силы: самодержавие и православие. Прогресс не может быть познанным, т.к. это предмет веры. Идеальное общество – Византия с ее аскетизмом в религии и абсолютной монархией. Россия должна переориентироваться на Восток и превратить его в новый мировой христианский центр.       

Федоров делал упор не только на религию, но и нравственность. Основное зло для человека – в смерти из-за слепых сил природы. Изучение ее с помощью науки и техники позволило бы вывести личность из этого унизительного положения. Все должны жить вечно и быть счастливы. Свое учение связывал с христианством, т.к. в нем существует идея вечной жизни. Идею личного спасения Христа он считал безнравственной. Природа вражды людей – в их стремлении к самосохранению.      

Демократическое: (Достоевский, Толстой). Религия важнейший элемент жизни общества, но отрицают официально принятую религиозную доктрину.

Достоевский: основой развития России должна быть национальная почва. Не сомневался в богоизбранности русского народа, которому суждено спасти все человечество от капитализма и социализма. Религия базируется на нравственных мотивах. Носитель нравственных идеалов – народ. Огромную роль играют избранные люди – цельные, чистые, они совершенствуют окружающих. Религия – вера в себя, в свое совершенствование. Нельзя отвечать насилием на насилие.      

Толстой: Его философия над национальная и над православна. Каждый человек должен себя нравственно совершенствовать. Чем покорнее и пассивнее человек, тем быстрее этот процесс завершится. Нравственные идеалы брать из религии. Отвергал догматы православия: о триединстве, о божественной сущности Христа, о загробном мире…, но не отрекался от религии. Главное зло – в насилии, порождающем новое насилие. Отказаться от борьбы и продолжать нравственно совершенствоваться. Реализовать это можно в обществе, где нет государства, власти: они и есть носители зла. Уничтожить его можно, уклоняясь от государственных обязанностей. Пришел к Анархизму.      

Либеральное: (Соловьев, Бердяев, Флоренский). Сочетание эмпиризма и мистицизма. Среднее между ортодоксальным и демократическим.      

Соловьев: идея духовной телесности. Материя и тело связаны, и являются вместилищем божественного человеческого духа. Совершенствование жизни – полное одухотворение материи и материализации идеи. Стремился к утверждению на земле правды, которая воплощает христианский идеал спасения, реализующийся в переходе к богочеловечеству. Над всем миром – единый бог, нужно создать вселенскую церковь, которая объединит все разновидности христианства. Вселенская общность доступна через любовь, в том числе и половую. Совершенство любви способно людей делать бессмертными. Всеединство – это и единство мудрости. Она воплощает в себе истину и цельное знание.      

Бердяев: философия – это чистое творчество в отличие от науки, которая всегда должна приспосабливаться к необходимости бытия. История и природа вечны, и включают в себя несотворенную свободу. Зло в мире истекает из этой свободы. «Бог мир создает, себя в мире проявляет, но не управляет миром». Человеку бог необходим как нравственный идеал и надежда на спасение, а богу человек нужен, как покаявшийся грешник, стремящийся к богочеловеческому образцу. Достичь такого результата человек может лишь через катастрофу, конец света, страшный суд. В результате наступит новый мир – вечное царствие свободы и духа, человеческое бессмертие.       

Флоренский: Мир находится в рабстве у пожирающей смерти и в этих условиях наше сознание видит единственное спасение, чтобы обрести некие абсолютные устои – Истину. Путем сложных логических рассуждений, Флоренский приходит к выводу, что Истина – это христианская троица: Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Святой Дух. Узреть эту Истину можно только через Любовь, которую дает Вера. Для ее характеристики Флоренский, как и многие русские философы, обращается к категории Софии, Бог, говорит он, порождает каждую тварь и ее предвечный образ присутствует в Боге. Вместе с тем, каждая тварь любит Бога. Таким образом, Флоренский приходит к признанию Всеединства, утверждая спасительный путь для каждого через любовь к Богу и его творению – Человеку.  

Вывод: Русская религиозная философия этого  периода представляет собой попытку  соединить теорию познания мира с традициями христианской культуры и достижениями современной науки. 

                                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.       

Таким образом, при формировании русской  философии XIX века определились основные ее тенденции. Прежде всего, русский ум отказывается от интеллектуального европоцентризма и обращается к религиозным истокам культуры, русская философия становится по преимуществу религиозной. Философский гений вслед за писательским обращается к Православию, ищет источники вдохновения в русской культуре, в отечественной проблематике. И в отталкивании от гипертрофированного западного рационализма, и в темах, и в методологии русская философия развивается в русле платоновской традиции, испокон веков передающейся через православный эллинизм, патристику и русское Средневековье: от платоновского образного мышления к экзистенциальному, от платоновского идеализма, созерцания мира вечных идей, к богосозерцанию и созерцанию драмы творения Божьего. С самого начала русский философский ум охватывает широкий круг проблем. В постановке бытийных вопросов и в методологии русская философия во многом предварила развитие европейской философии новейшего времени. Философия России XIX века обогатила русскую культуру, усложнила национальное сознание. Русская философия изначально является метаэкзистенциальной: ориентирована на духовные основы бытия, отвечает на вопрошания национального духа, соответствует национальному характеру и умозрению. Все это во многом предопределило характер русской философии XX века.      

Сегодня перед отечественной философией стоят сложнейшие проблемы осмысления сущности человека, его духовного мира, познания, путей общественного развития, исторических судеб России, наконец, выживания человечества – и все это применительно к новым условиям конца XX века. Плодотворное решение этих задач непосредственно связано с лучшими традициями русской философии. 
 
 
 
 
 

Список используемой литературы.

  1. Аверинцев С.С. Философский энциклопедический словарь.//Редкол: и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989.
  2. Володин А. Проблема «Западничества». Как она видится нам сегодня?// Свободная мысль, № 7-8, 1994.
  3. Володин А. «Бедная русская мысль»//Свободная мысль, 1992, № 5.
  4. Голобокова В.Г. – М.: Олимп Краткая история философии.//Под редакцией; Изд-во НСТ, 2007.
  5. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Л: ЭГО, 1991
  6. Замалеев А.Ф. Курс истории русской философии. Учебное пособие для гуманитарных вузов. - М.: Наука, 2005.
  7. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. //Философия. Справочник студента. //- М.: АСТ, 2001.
  8. Кавелин К.Д. Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989
  9. Соловьев. Западники, западничество. «Энциклопедический словарь» Брокгауза и Ефрона Т. 12 (23). СПб., 1894
  10. Философия. Ч. I. История философии. Под редакцией Ю.В. Еремина. Учебно-практическое пособие. М., МГУТУ, 2000.
  11. Элбакян Е.С. Славянофилы и религия: век минувший и век нынешний.//Кентавр, 1997.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. В 1804 году  сербский народ поднялся на  восстание и ценой огромных  жертв добился освобождения большой  части своей земли от угнетателей-турок. Во главе восстания стоял народный герой Сербии Кара-Георгий. 
Успехи восстания позволяли создать новые, чисто сербские органы власти. Этот процесс происходил одновременно с превращением сербской старшины, кулачества и торговой буржуазии в господствующий класс, с захватом ими политической власти. 
Угнетатели-турки при всем своем презрительном отношении к славянам нуждались в некоторой прослойке местного населения, с помощью которой они могли бы осуществлять функции хозяйственного и политического управления. Эту прослойку составляли разного рода старшины и воеводы, управлявшие под турецким надзором селами, общинами и областями. В немногочисленных сербских городах имелись богатые купцы и хозяева - ремесленники. Все эти социальные группы поспешили использовать восстание, с тем чтобы закрепить за собой власть в стране. Имея деньги и, следовательно, возможность закупать оружие (главным образом за границей), в котором нуждались восставшие, богатые люди становились во главе добровольческих отрядов; другие получали должности в сипу своего административного положения, по традиции. Так стали возникать сербские "великаши", пестрые по своему происхождению и составу, сливавшиеся в господствующий класс. 
Борьба за независимость Сербии была связана с ликвидацией помещичьего землевладения турок. Она была не только национально-освободительной, но и антифеодальной. 
2. В 1806 году в войну с Турцией вступила Россия. При активной поддержке русских армий сербы полностью очистили свою землю от турок. Созванная в 1811 году Скупщина объявила себя учредительной и провозгласила Кара-Георгия наследственным князем Сербии. Его власть была ограничена Управным советом, имевшим законодательные права. Исполнительная власть вручалась шести попечителям (министрам), выбранным из среды Управного совета. 
В 1812 году русский главнокомандующий, знаменитый полководец М.И. Кутузов принудил побежденную Турцию к Бухарестскому миру. Одна из статей договора, продиктованная фельдмаршалом, обязывала Турцию предоставить Сербии широкую автономию в делах внутреннего управления. 
В том же 1812 году Россия вынуждена была защищаться от нашествия Наполеона. Воспользовавшись этим, турки вторглись в Сербию и залили ее потоками крови. 
3. Едва оправившись от поражений и насилий, сербский народ начал новую войну с Турцией (1815 г.). 
Под непрекращающимся нажимом России турецкий султан вынужден был "даровать" Сербии новый фирман (1820 г.): глава освободительной борьбы сербов Милош Обренович получал звание обер-князя сербов, турецкие чиновники заменялись сербскими. Во всем остальном положение оставалось прежним. Сербы отклонили фирман. 
В 1826 году Россия потребовала выполнения Турцией ст. 8 Бухарестского договора так решительно, как никогда раньше. Турции было заявлено, что дальнейшие проволочки в предоставлении Сербии фактической автономии вынудят Россию начать войну. Турецкое правительство отступило. Аккерманским договором 1826 года было гарантировано невмешательство Турции в дела внутреннего управления Сербией, турецкие помещики (спахии) должны были покинуть страну, но сохранили за собой доходы с имений. За Турцией помимо того сохранялось право содержать в Сербии гарнизон и взимать дань. 
Турция всячески оттягивала исполнение своих обещаний. Потребовалось истребление турецкого флота при Наварине (1827 г.), нужно было русской армии подойти к самым стенам Константинополя (1829 г.), чтобы Турция поняла свое положение: султанский фирман 1829 года в торжественных выражениях заявлял о независимости Сербии. 
В 1833 году Сербия добилась ликвидации турецкого помещичьего землевладения и на этой основе сумела осуществить важную аграрную реформу. Земля без выкупа отошла тем, кто ею фактически владел. Турецкие помещики были лишены права требовать доходов с ранее принадлежавших им имений. 
4. В конце 1838 года русское правительство выработало для Сербии конституцию. Она была утверждена султаном и стала законом страны, действовавшим в течение более 30 лет. 
Конституция исходила из принципов разделения властей. Законодательную власть она вручала сенату "из старейших и важнейших лиц сербского народа" в количестве 17 членов. Назначались они князем, но их смещение отдавалось в руки Турции. 
Князь был главой исполнительной власти. Он назначал чиновников, приводил в исполнение законы, осуществлял верховное командование армией, имел право помилования. При нем состояли три попечителя (министра): внутренних дел, финансов и юстиции - и канцелярия, ведавшая внешними сношениями. 
Учреждалось три суда: примирительный, состоявший из сельских старшин, окружной - первая инстанция по уголовным и гражданским делам и апелляционный, находившийся в столице. 
В административном отношении Сербия состояла из 17 округов, делившихся на срезы, общины и села. Во главе округа стоял начальник, назначавшийся из центра. 
Конституция 1838 года при всех ее недостатках способствовала объединению областей, внесла относительный порядок в государственно-правовую жизнь и тем способствовала буржуазному развитию Сербии. 
5. Очень скоро власть оказалась в руках крупных земельных собственников и высших чиновников, объединившихся под названием "уставобранителей", то есть защитников конституции. 
Политической программой уставобранителей было решительное отстранение народа от участия в политической жизни. 
Лучше всего об этой программе говорит циркуляр сената его комиссиям, посланным на места. "При исследовании действий разных властей, - говорилось в нем, - как судебных, так и полицейских комиссия должна наблюдать, чтобы при этом не умалить уважения к судьям и другим чиновникам и не внушать народу мысли, что он может подавать мнение о своих судьях и чиновниках, и чтобы он не возмечтал, что от его речей и суждений зависит судьба каждого чиновника, хотя бы это был самый малейший между ними". 
Считая себя оттесненной от управления государством, сербская буржуазия была недовольна режимом уставобранителей. В этом она находила поддержку и в широких слоях крестьянства и опиралась на них. 
Чтобы пресечь политическую активность, князь и сенат издали закон, который разрешал полицейским властям наказывать любого гражданина без следствия и суда. Другой закон установил смертную казнь за рассуждение о политических делах на сходках. 
Политический конфликт между уставобранителями и буржуазной оппозицией разрешился в 1858 году устранением князя (была восстановлена низложенная уставобранителями династия Обреновичей) и пересмотром конституции. 
Реформа государственного строя свелась в конце концов к следующему: полнотой законодательной власти была наделена Скупщина (парламент), созываемая каждые три года; назначение и смещение сенаторов стало зависеть от сербского князя. 
6. Государственное развитие Сербии было завершено на том этапе конституцией 1869 года. Один из наиболее острых вопросов политической борьбы сербских партий 60-х годов - вопрос о законодательной власти - был разрешен компромиссно. Право утверждения законов было предоставлено только Скупщине, но законодательная инициатива (по вопросам, прямо не предусмотренным в конституции) оставалась в руках князя. Он же назначал некоторое число депутатов. Избирательное право было предоставлено только плательщикам налогов. Князь назначал и смещал министров. Старый сенат был окончательно преобразован в Государственный (Державный) совет, подготовляющий законопроекты, следящий за исполнением бюджета, рассматривающий жалобы на решения министров в спорных административных вопросах и т.п. 
Оценивая конституцию 1869 года в целом, следует сказать, что реакционные черты имели в ней несомненное преобладание. Это делало неизбежной борьбу за дальнейшее приближение к парламентарному строю. 
7. В 1876 году сербское правительство потребовало от Турции освобождения соседних однонациональных областей - Боснии и Герцеговины - и присоединения их к Сербии. Не получив на этот счет никакого ответа, сербский князь Милан объявил Турции войну. 
Этот шаг мог стать роковым для Сербии. Поставленная лицом к лицу с Турцией, Сербия стала терпеть поражение за поражением и была недалека от полного разгрома. На помощь ей снова пришла Россия. 
В 1877 году русские войска начали изгнание турок из Болгарии. Сербы могли продолжать свою борьбу с большим успехом, и вскоре их войска стояли на легендарном Коссовом поле (том самом, на котором пятьсот лет назад турки одержали победу над Сербией). 
Сан-Стефанский договор 1878 года, закончивший войну России с Турцией, предоставил Сербии (и Черногории) полную независимость и тем самым сделал ее суверенным государством. 
8. Следующее десятилетие было очень бурным для Сербии. В то время как крупные землевладельцы отстаивали консервативные начала в государственном устройстве, во внутренней политике (с ориентацией на Австрию) буржуазия - крупная и мелкая - добивалась парламентского строя с ответственным министерством, а во внешней политике - с устойчивой ориентацией на Россию. 
Конфликт этот нашел свое выражение в новой, третьей за 50 лет, конституции (1888 г.). Она отменила право короля назначать депутатов Скупщины и таким образом впервые превратила последнюю в представительный орган. Она же возвратила Скупщине право законодательной инициативы. 
Кабинет министров с премьером во главе должен был иметь доверие большинства палаты. Сербская буржуазия торжествовала победу, но торжество это было преждевременным. 
Государственный переворот 1893 года восстановил в Сербии неограниченную монархию, и она держалась целых 15 лет. Наконец новый переворот (1903 г.), закончившийся истреблением короля, его семьи, его наиболее опасных сторонников, вернул Сербии конституцию 1888 года. 
Буржуазная "радикальная партия" получила большинство мандатов в Скупщине и сформировала кабинет. Курс внешней политики Сербии сделался снова антиавстрийским и прорусским. 
В создавшихся условиях Австрия решила пойти напролом. В октябре 1908 года она произвольно и вероломно аннексирует Боснию и Герцеговину, две большие области с коренным сербским населением, воссоединение которых с Сербией было заветным стремлением народа. Национальное чувство сербов подверглось сильнейшему оскорблению. 28 июня 1914 года австрийский эрцгерцог Фердинанд, совершавший провокационную поездку по захваченной Боснии, подвергся нападению сербских националистов и был убит. Это событие развязало давно подготовлявшуюся первую мировую войну.
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Проблема человека и общества у славянофилов и западников