Проблема человека в античной философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:00, контрольная работа

Описание

Цель работы: изучение античного философского наследия; раскрытие содержания проблемы человека, представленной в античной философии; также демонстрация различия философских смыслов, составляющих эту проблему.
Задачи работы:
- представление космологического, психологического, физического, онтологического, личностного аспектов рассмотрения проблемы человека в трудах античных философов;
- предотвращение упрощенного представления о философских концептах данного исторического периода;

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
1.Проблема человека в философии Древней Греции………………………….4
2.Учение о человеке в софистов………………………………………………...4
3. Философия Сократа и проблема человека в сократических школах……...6
4. Проблема души и человека в философии Демокрита………………………9
5. Проблема души и человека в философии Платона…………………………10
6.Проблема души и человека в философии Аристотеля………………………12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список литературы………………………………………………………………17

Работа состоит из  1 файл

Проблема человека в Античной философии.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)

“У Демокрита встречается одна из первых попыток рассмотреть возниконовение и становление человека, человеческого рода и общества как часть естественного процесса мирового развития. В ходе этого процессалюди постепенно под влиянием нужды, подражая природе и животным и опираясь на свой собственный опыт, приобрели все свои основные знания и умения, необходимые для общественной жизни.

Таким образом, человеческое общество появляется лишь после долгой эволюции как результат прогрессивного изменения исходного природного состояния. В этом смысле общество, полис, законодательство созданы искусственно, а не даны по природе. Однако само их происхождение представляет собой естественно-необходимый, а не случайный процесс.”

 

5. Проблема души и человека в философии Платона

В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропо­логического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рас­сматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназна­чение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и воспри­имчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойствен­ном характере человека оказало влияние на средневековое рели­гиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого суще­ствования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной фило­софской антропологии.

Платон являлся наиболее известным учеником Сократа. Настоящее имя этого философа Аристокл. "Платон" - это прозвище, от греч. слова platus - широкий. Кто-то говорит, что сам Платон был толстяком от рождения, иные говорят, что так его прозвал учитель гимнастики за его крепкий стан, когда он начал заниматься гимнастикой, по иным сведениям - за широту ума, за широкий лоб. Родился он в 427 г. в аристократической семье. Мать его вела свой род от одного из семи мудрецов - от Солона. Платон получил хорошее образование, занимался музыкой, гимнастикой, увлекался философией Гераклита. В 20 лет познакомился с Сократом и на протяжении восьми лет был его учеником.

По своему влиянию и продолжительности платоновская Академия не имеет себе равных в античности. В это же время Платон начал писать свои трактаты-диалоги, и в это же время он разрабатывает идею идеального государства и хочет претворить ее в жизнь. В Сиракузах умирает тиран Дионисий - старший, и Дион приглашает Платона приехать в Сицилию и познакомиться с преемником - Дионисием - младшим. Он приезжает, знакомится с ним и уговаривает начать строительство идеального государства, но придворные, почуяв, что им грозит отставка, устраивают интригу, и Дионисий изгоняет Платона. Платон возвращается в Афины после еще одной неудачной попытки встретиться с Дионисием, и уже никуда из Афин не уезжает. Умер Платон в 347 г. в Афинах.

Философия Платона есть философия описания и провозглашения неизменных, всеохватывающих принципов бытия. В рамках философии Платона обсуждение какой-либо темы невозможно без её интеллектуального сопоставления с «бытием по истине», с Идеей всех идей, только в этом случае познание человека выводит его самого к миру, не заключённому лишь в том, что даёт ему чувственное восприятие. Философия Платона - это определённый способ видения того, как душа человека восходит на своё первоначальное место. Такая нацеленность на первоначальный, всеопределяющий мир, ярко выражена в том, насколько телеологичной представляет Платон жизнь человека; в философии Платона целью человеческого существования является сближение человека с истинной реальностью. Космология Платона (как одно из возможных идейных оснований) представляет жизнь человека действительно осмысленной жизнью. При познании вечного, Божественного, определяющего всё сотворённое, которое утверждается Платоном в качестве главенствующей области во всем бытии, становится очевидно, что человеческая жизнь, замкнутая в рамках простого существования, не испытывающая соединения с вечным, которое достигается благодаря волевому усилию человека, не является полноценной частью всеобщего сотворенного бытия. Из актуальности проблематики воспитания личности человека, воспитания душевных качеств, вытекает интерес к философии Платона как к определенной попытке дать ответ на вопрос: как должен жить человек, что ему необходимо для улучшения душевных качеств. Проблематика соотношения микро- и макрокосмоса является главной проблемой космологии Платона, и ее существо заключено, на наш взгляд, в возможности тождества космоса и человека, души и Начала бытия.

 

6.Проблема души и человека в философии Аристотеля

Аристотель - великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет. Накопив огромный потенциал, Аристотель развил собственное философское учение.

Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три          уровня души:

-растительная душа;

-животная душа;

-разумная душа.

Являясь носителем сознания, душа также ведает функциями организма.

Растительная душа отвечает за функции питания, роста и размножения. Этими же функциями (питание, рост, размножение) ведает и животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.

Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек: 

-по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;

-отличается от животных наличием мышления и разума;

-имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).

Именно последнее качество – потребность жить в коллективе – приводит к возникновению общества – большого коллектива людей, занимающегося производством материальных благ и их распределением, проживающего на одной территории и объединенного языком, родственными и культурными связями.

Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.

В концепции Аристотеля человек рассматривается как суще­ство общественное, государственное, политическое'. И эта соци­альная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхче­ловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлею­щим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божест­вом». Еще один отличительный признак человека — его разум­ность,

«человек и есть в первую очередь ум». [1, c. 259]     

Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наде­ленное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.

К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и един­ственная возможность самореализации личности. Добрые каче­ства и благие намерения остаются необнаруженными и не дают результата в том случае, когда человек спит или как-то иначе бездействует,

«подобно тому как на олимпийских состязаниях:

венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участ­вует в состязании». [1, c. 378]     

В плане соотношения общества и личности позиция Аристо­теля примыкает к методологическому коллективизму, т.е. он признает приоритет социального целого над индивидом.

«Первич­ным по природе, — пишет он, — является государство по срав­нению с семьей и каждым из нас; ведь необходимо, чтобы целое предшествовало части». [1, c. 67]   

Однако он выступает за экономический индивидуализм, т.е. является сторонником частной собственнос­ти, и этический индивидуализм, утверждая, что прежде всего «следует любить больше всего самого себя». Хотя такое себялю­бие не исключает самопожертвования ради других и отечества, более того, составляет его нравственную основу. Другими сло­вами, здесь мы сталкиваемся с концепцией нравственного, или, как позже будет сказано, разумного эгоизма.

Новая сторона философского антропологизма обнаруживает­ся в эпоху разложения древнегреческого общества. На первый план выступают проблемы человека, связанные с социальным и нравственным укладом, утратой экзистенциальных ценностей и смысла жизни людей. В этой ситуации на передний план выдви­гается интеллектуально-терапевтическая функция философии, т.е. та функция, которую в наше время В. Франкл назвал логотерапевтической. Особенно ярко она выражена в учении Эпикура, который утверждал, что подобно тому, как медицина помогает лечить тело человека, философия должна помогать лечить его душу. В плане соотношения индивида и общества Эпикур стоит на позициях методологического и социально-эти­ческого индивидуализма. Исходный пункт рассмотрения общест­ва и человека — это индивид. Социум — это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага.

 

7. Эллинистический период

Древние греки называли себя эллинами, они защищали себя и свою культуру от соседних народов. Но завоевания Александра Македонского резко изменили ситуацию, возникла империя, происходило быстрое уравнивание греков с завоеванными племенами и расами. Греческие города-государства приходили в упадок. Эллинская философия переходила в эллинистическую. Новая философия решала сложнейшую задачу, она была призвана сориентировать эллина в мире все новых потрясений. Высокий интеллектуализм Платона и Аристотеля для этих целей не очень подходил. Отклонения от него привели к расцвету четырех школ: киников, эпикурейцев, скептиков и стоиков. Все эти школы реализовывали один и тот же идеал, они были призваны обеспечить каждому человеку душевный покой и счастье. Избавление от всех несчастий видели прежде всего в автаркии (самодостаточности человека), апатии (безразличии), атараксии (невозмутимости). Рассмотрим некоторые суждения  о человеке, школ эллинистического периода.

 

 

 

 

 

Заключение

Практически во всей античной философской мысли шла речь о мудрости как умении человека жить в согласии с природой, Космосом. В это время были заложены основы гуманизма- идейного течения, которое рассматривает человека как существо уникальное, высшую ценность и цель общества.

Проанализировав сущность человека, сравнив мнения мыслителей античных времён, я пришел к выводу, что философия,  как и другие гуманитарные дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.

Однако не менее ясно и то, что каждый новый успех в решении задачи, обогащение знания о природе человека, её социальной, физической и духовной слагаемых будет усиливать наше желание быть Человеком..

Мое мнение что, высшее призвание человека состоит в том, чтобы творить и преображать этот мир, вносить в него любовь, красоту, добро, и другие высокие духовные и нравственные ценности.

Философия всегда была нравственно ориентирована, поэтому ее очень интересовала тема свободы и творчества человека. Она ставила и решала вопросы о смысле жизни, смерти и бессмертии человека. В конечном счете, призвание человека она видела в достижении гармонии в мире путем преодоления эгоизма, умножения любви ко всему живому.

Философия внесла, вносит  и будет вносит неоценимый вклад в изучение человека, его сущностных характеристик, бытия и сознания.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы

1 Аристотель. Сочинения в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 67.

2.Античная философия / Т.Н. Стуканов // Дидактический материал по дисциплине «Философия». -Новокузнецк, 2004.

3.Античные традиции философского анализа человека // Социально-политический журнал. -1993. -№11,12.

4.Асмус В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - М., 1976.

5.Богомолов А.С. Античная философия / А.С. Богомолов. - М., 1986.

6.Лосев А.Ф. История Античной философии / А.Ф. Лосев. -М., 1989.

7.Чанышев А.Н. Философия древнего мира / А.Н. Чанышев. -М.             

8.http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke02.shtml

9.Горан В.П. О социально-исторической обусловленности генезиса греческой философии // Гуманитар. науки в Сибири. 1996, № 1

 

2

 



Информация о работе Проблема человека в античной философии