Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 19:18, реферат
Цель моей работы заключается в исследовании проблемы человека в философии Древнего Востока и Древней Греции. Цель определяет три главные задачи, исследованные в реферате:
рассмотреть мировоззрение Древней Греции и Древнего Востока;
охарактеризовать портрет человека в философии Древней Греции и Древнего Востока;
выявить сходства и различия в характеристике человека Древней Греции и Древнего Востока.
Введение…………………………………………………………………………3
1.Характеристика философии Древней Греции………………………………5
1.1.Мировозрение Древней Греции……………………………………………5
1.2.Образ человека в философии Древней Греции……………………………7
2. Общие черты философии Древнего Востока……………………………...12
2.1.Мировозрение Древнего Востока…………………………………………12
2.2.Образ человека в философии Древнего Востока………………………...14
3.Сходства и различия в образе человека в философии Древнего Востока и Древней Греции………………………………………………………………….18
Заключение……………………………………………………………………..20
Список используемой литературы……………………………………………21
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Мурманский Государственный Технический Университет»
Кафедра философии
Реферат
по философии
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА И ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
Выполнил: Савалин А.А.
студент группы ОП-261(2)
Проверил: Никулина Н.Н.
Новгород
2009г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.Характеристика философии Древней Греции………………………………5
1.1.Мировозрение Древней Греции……………………………………………5
1.2.Образ человека в
философии Древней Греции………………
2. Общие черты философии
Древнего Востока……………………………...
2.1.Мировозрение Древнего Востока…………………………………………12
2.2.Образ человека в философии Древнего Востока………………………...14
3.Сходства и различия
в образе человека в философии
Древнего Востока и Древней
Греции………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………………21
ВВЕДЕНИЕ
Что такое человек?
Что представляет собой
Размышление о человеке
захватывает немалый круг проблем.
Такой спект практически
Кроме того - проблема человека является основной проблемой философии. Еще греки поняли, что человек может начать философствовать только с познания самого себя. Разгадка бытия для человека скрыта в человеке. В познании бытия человек есть совсем особая реальность, не стоящая в ряду других реальностей. Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Человек есть великая загадка для самого себя, потому что он свидетельствует о существовании высшего мира. Как существо, принадлежащее к двум мирам и способное преодолевать себя, человек есть существо противоречивое и парадоксальное, совмещающее в себе полярные противоположности.
Цель моей работы заключается в исследовании проблемы человека в философии Древнего Востока и Древней Греции. Цель определяет три главные задачи, исследованные в реферате:
1. Характеристика философии Древней Греции
1.1.Мировозрение Древней Греции
Под античной философией имеются в виду направления, школы и учения, развившиеся в древнегреческом и древнеримском обществах начиная с VII века до н. э. и кончая VI веком н. э. В это тысячелетие сформировались два основных направления в европейской философии - материализм и идеализм, возникла диалектика, были поставлены в зародыше (а то и в довольно развитом виде) все основные вопросы философии, творили десятки мыслителей первой величины, имена которых на слуху даже у тех, кто специально философию не изучал, Пифагор, Гераклит, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Эпикур…
Мировоззрение широких масс греческого общества рассматриваемого периода в основном сохранило те представления, которые имели место еще во втором тысячелетии до н.э. Природа по-прежнему представлялась греку населенной и управляемой различными существами, о которых народная фантазия слагала красочные поэтические мифы. Эти существа в основном можно объединить в три цикла: верховные олимпийские боги-небожители с Зевсом во главе, многочисленные второстепенные божества гор, лесов, ручьев и т.п. и, наконец, герои-родоначальники, покровители общины. Согласно эллинским представлениям, власть олимпийских богов была ни изначальной, ни беспредельной. Предшественникам олимпийцев считались старшие поколения богов, свергнутые их потомками. Греки думали, что первоначально существовали Хаос и Земля (Гея), подземный мир Тартар и Эрос- жизненное начало, любовь. Гея- Земля породила звездное небо Уран, который стал первоначальным властителем мира и супругом богини Земли Геи. Уран и Гея родили второе поколение богов- Титанов. Захватившие власть над миром олимпийские боги разделили вселенную между собой следующим образом. Верховным богом стал Зевс- властитель неба, небесных явлений и особенно грома и молнии. Посейдон был властителем влаги, орошающей землю, властителем моря, ветров и землетрясений. Аид, или Плутон, был владыкой преисподней - подземного мира, где влачили жалкое существование тени умерших. Супруга Зевса - Гера считалась покровительницей брака. Гестия являлась богиней домашнего очага, наименование которого она и носила (Гестия по-гречески - очаг). С возникновением нового классового общества и установлением полисов ряд богов, особенно Аполлон, становятся покровителями государств. Значение Аполлона еще более выросло в связи с основанием большого числа новых городов. В результате культ Аполлона стал оттеснять на второй план культ Зевса; особенно он был популярен в среде греческих аристократов. Помимо главных богов, олицетворявших наиболее значительные явления природы, а также жизни человека и его общественных отношений, весь окружающий грека мир представлялся ему обильно заселенным многочисленными божественными существами. О происхождении людей у эллинов существовал миф, согласно которому один из титанов - Прометей слепил из глины первого человека, а Афина наделила его жизнью. Прометей был покровителем и наставником человеческого рода в первые времена его существования.
Благодетельствуя людям, Прометей похитил с неба и принес им огонь. За это он был жестоко наказан Зевсом, приказавшим пригвоздить Прометея к скале, где орел каждый день терзал его печень, пока его не освободил Геракл (сын Зевса и земной женщины). Местом почитания эллинских богов были храмы, алтари, священные рощи, ручьи, реки. Культовые обряды у греков были связаны с общественной и частной жизнью. Почитание богов сопровождалось принесением в жертву животных на алтарях перед храмами и молитвенными обращениями к богам. Особенными обрядами сопровождались рождение ребенка, свадьба и похороны.
Религиозно-мифологическое
объяснение происхождения и
V в. до н.э. был временем дальнейшего развития
греческой науки и философии, которые
по-прежнему оставались тесно связанными.
В этот период дальнейшего развития античного
общества и государства, происходившего
в условиях ожесточенной классовой и политической
борьбы, возникают также политические
теории и публицистика. В V в. до н.э. материалистическая
философия в Древней Греции развивалась
исключительно плодотворно.
1.2.Образ человека в философии Древней Греции
Античная Греция положила начало западноевропейской философской традиции вообще и философской антропологии в частности. В древнегреческой философии первоначально человек не существует сам по себе, а лишь в системе определенных отношений, воспринимаемых как абсолютный порядок и космос. Со всей своей природной и социальной средой, соседями и полисом, неодушевленными и одушевленными предметами, животными и богами он живет в едином, нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся внутри космоса, являются для людей реальными действующими лицами. Само понятие космоса имеет здесь человеческий смысл, вместе с тем человек мыслится как часть космоса, как микрокосм, являющийся отражением макрокосмоса, понимаемого как живой организм. Именно таковы взгляды на человека у представителей милетской школы, стоящих на позициях гилозоизма, т.е. отрицавших границу между живым и неживым и полагавших всеобщую одушевленность универсума.
Сократ был первым, кто в развернутом виде поставил вопрос: «Что есть благо?», каким нравственным добродетелям должен отвечать человек. При этом, будучи максималистом, он отвергает всю натурфилософию (то есть ту часть философии, которая занимается изучением природы) как излишнюю для человека и призывает сосредоточиться на той части тогда еще синкретного научно-философского знания, которое впоследствии получит название обществоведения. Впрочем, такой призыв еще ранее прозвучал из уст софистов. Философия, таким образом, превращалась в науку о добре и зле. Для Сократа нет ничего этического, и, проанализировав «добродетель» как родовое понятие, он затем приходит к выводу о трех важнейших конкретных добродетелях – сдержанности, мужественности и справедливости. Само знание о добродетелях, по Сократу, уже является добродетелью, ибо открывает дорогу к нравственному положению в жизни. Жизнь самого Сократа может служить примером воплощения этих добродетелей. Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что «добродетель есть знание». Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо. Задача человека как раз и состоит в том, чтобы всегда стремиться к нравственному совершенству на основе познания истины. И, прежде всего она сводится к познанию самого себя, своей нравственной сущности и ее реализации. Всей своей жизнью Сократ старался реализовать нравственный пафос своей философии человека, а сама его смерть, когда он ради утверждения справедливости отказался от жизни, явилась апофеозом его нравственной философии.
В концепции Аристотеля человек рассматривается как существо общественное, государственное, политическое [9, с 123]. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от «недоразвитых в нравственном смысле существ», и от «сверхчеловека». По этому поводу он пишет, что «тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством» [8, с 98]. Еще один отличительный признак человека — его разумность, «человек и есть в первую очередь ум» [8, с. 89]. Таким образом, человек, по Аристотелю, — это общественное животное, наделенное разумом. Социальность и разумность — две основные характеристики, отличающие его от животного.
К этому следует добавить, что Аристотель вплотную подходит к формулировке положения о деятельностной сущности человека. Он, в частности, пишет, что добродетельная жизнь человека имеет проявление в деятельности, в которой заключена и единственная возможность самореализации личности. Добрые качества и благие намерения остаются необнаруженными и не дают результата в том случае, когда человек спит или как-то иначе бездействует, «подобно тому, как на олимпийских состязаниях: венки получают не самые красивые и сильные, а те, кто участвует в состязании» [2, с. 211].
В плане соотношения общества и
личности позиция Аристотеля примыкает
к методологическому
Важным для понимания путей развития античного человековедения явились, с одной стороны, стоицизм, с другой – эпикуреизм.
Стоицизм продолжает рассматривать
философию как науку о
Демокрит — представитель
материалистического монизма в
учении о человеке. Человек, по
Демокриту, — это часть
В отличие от Демокрита Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем — душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.
Человеческая душа постоянно тяготеет к трансцендентному миру идей, она вечна, тело же смертно. Это учение о двойственном характере человека оказало влияние на средневековое религиозное учение о нем. В единстве и противоположности души и тела заключен, по Платону, вечный трагизм человеческого существования. Телесность ставит человека в животный мир, душа возвышает его над этим миром, тело — это материя, природа, душа же устремлена в мир идей. Позднее этот трагизм станет одним из существенных моментов русской религиозной философской антропологии.
По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи - нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии [1, с. 32].
Особое место в истории