Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 20:49, реферат
понятие философской антропологии, типы антропологических учений сознательное и бессознательное: концепция Фрейда, Юнга, Фромма
«Фрейдовский
человек оказался сотканным из целого
ряда противоречий между биологическими
влечениями и сознательными социальными
нормами, сознательным и бессознательным,
инстинктом жизни и инстинктом смерти.
Но в итоге биологическое бессознательное
начало оказывается у него определяющим.
Человек, по Фрейду, — это прежде всего
эротическое существо, управляемое бессознательными
инстинктами».2
Проблема бессознательного интересовала и швейцарского психиатра К.-Г. Юнга. Однако он выступил против трактовки человека как существа эротического и попытался более глубоко дифференцировать фрейдовское «Оно». В частности, Юнг выделил в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального опыта, еще и более глубокий слой - коллективное бессознательное, которое является отражением опыта предшествующих поколений. Содержание коллективного бессознательного составляют, по Юнгу, общечеловеческие первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя, богатыря и т.д.). Совокупность архетипов образует опыт предшествующих поколений, который наследуется новыми поколениями. Архетипы лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее.
Американский
неофрейдист, социальный психолог и социолог
Э. Фромм выступил против биологизации
и эротизации бессознательного и подверг
критике теорию Фрейда об антагонизме
между сущностью человека и культурой.
Но вместе с тем он отверг и социологизаторские
трактовки человека. По его собственному
признанию, его точка зрения является
«не биологической, и не социальной». Одним
из наиболее важных факторов развития
человека, по Фромму, является противоречие,
вытекающее из двойственной природы человека,
который является частью природы и подчинен
ее законам, но одновременно это и субъект,
наделенный разумом, существо социальное.
Это противоречие он называет экзистенциальной
дихотомией. Она связана с тем, что ввиду
отсутствия сильных инстинктов, которые
помогают в жизни животным, человек должен
принимать решения, руководствуясь своим
сознанием. Но получается так, что результаты
при этом не всегда оказываются продуктивными,
что порождает тревогу и беспокойство.
Поэтому «цена, которую человек платит
за сознание», — это его неуверенность.
Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует
о том, что представители психоанализа
все больше отходили от ортодоксальной
концепции Фрейда, склоняясь в сторону
все большего признания роли сознания
и влияния социального фактора на развитие
личности. Так, по Фромму, новая эпоха,
связанная с функционированием рыночных
отношений в условиях «развитого капитализма»,
рождает и «человека нового типа», обладающего
рыночным характером.
Альтернативой обществу «обладания», порождающего «рыночного человека», должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место ставится бытие самого человека. Изменение способа существования человека и его характера связывается им как раз с изменением самого общества, в котором основным принципом существования человека будет «быть», а не «иметь».
Таким образом, разработка проблемы бессознательного внесла существенный вклад в исследование структуры индивидуального и общественного сознания, разграничив область человеческой психики на сферу сознательного и бессознательного.
В этой связи необходимо обратить внимание и на такое ныне широко распространенное понятие, как менталитет (ментальность) (от лат. mens — ум, мышление, душевный склад), под которым понимают глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включающий и бессознательное. Он содержит в себе совокупность установок и предрасположений индивида или социальной группы действовать, мыслить и воспринимать мир определенным образом. Если иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние. Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа.
Его характерная черта — инертность. Он изменяется гораздо медленнее, чем социально-политические и экономические условия или господствующие формы общественного сознания людей. По самой своей природе он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление сравнительно быстроизменяющемуся социальному бытию, в том числе и официальной идеологии.
Согласно К.Ясперсу массы, аппарат бюрократии и техника в совокупности как бы очерчивает границы порядка существования. В этих границах и живет человек. Но он не был бы человеком, если бы не стремился вырваться из них. Человека невозможно свести к некоему набору принципов, какими бы разумными они не представлялись. Человек открыт миру, он богаче всех принципов, вместе взятых.
Это заложенное в человеке извечное стремление превзойти себя находит в качестве своего рода противовеса софистику, оправдывающую границы порядка существования. Иначе нормальным положением вещей и отношений стала бы анархия, общество впало бы в состояние хаоса. Современное технократическое общество имеет такую софистику, однако, она все больше входит в противоречие со здравым смыслом. Например, безудержное стремление развивать технику сегодня уже становится под сомнение фактами техногенных катастроф (одна из них - Чернобыль, 1996г.) и возникающих на их основе психологических комплексов. Или другой пример. Вера в силу бюрократии в современном обществе подрывается фактами ее неспособности предотвратить нежелательное развитие событий в области экономики (неожиданные финансовые спады), социальных отношений (вспышки национализма и экстремизма), мировой политики и экологии (возникновение кризисных ситуаций в отношениях между странами и блоками, обострение отношений в отдельных регионах и др.). Это говорит о том, что аппарат отрывается от реальностей, приобретает самостоятельное значение и перестает удовлетворять массы. Что же касается техники, то она, как известно, при всем своем совершенстве, обладает неустранимыми изъянами: она не может быть абсолютно надежной, она "склонна" к отказу, ломается и разрушается, она требует тщательного ухода и подчас создает очень высокую степень ответственности для тех, от кого зависит ее функционирование. Например, согласно, официальной статистики 70% авиакатастроф в мире происходит по причине человеческого фактора.
Все эти
"минусы" фокусируются в психике
современного человека в форме глубоких
и тревожных состояний духа, и они "толкают"
его - человека - массу, к выходу за границы
порядка существования. Так человек - масса
оказывается в состоянии экзистенции,
то есть он начинает осознавать жесткую
ситуацию выбора: или оставаться в массовом
обществе и с тревогой ожидать катастрофы,
или превзойти его, найдя иные подходы,
иные ценности, иные смыслы бытия.
Истоки такой экзистенции Н.А.Бердяев и К.Ясперс усматривали в ощущении разрыва человека со всей предыдущей историей человечества, в историческом факте разбожествления мира и на этой основе - в утрате смысла жизни, в появившемся и укоренившемся ощущении духовной пустоты. Кризис духа К.Ясперс объяснял недостатком доверия. Когда все вокруг нас подчиняется целесообразности, исчезает сознание целого как основы всего. Мир перестает восприниматься нами как позитивное по своей сути единство; мы воспринимаем его фрагментарно, разорвано и в каждом конкретном случае мы ставим под вопрос доверие к «Фрагменту»: можно ли доверять занимаемой нами должности?, профессии?, вещам, которыми мы пользуемся и которые нам навязываются рекламой?, информации, которая нам сообщается?, политику, который маячит на экране телевизора и т.д.? Распад некогда единого мира на фрагменты привел к кризису доверия к миру в целом. Этому способствовало и развенчание Божественного авторитета, уничтоженного огнем критики в XVII-XVIII ст., что неизбежно привело к цинизму, позитивизму, утрате высоких идеалов. Произошло разбожествление мира, он был лишен главной своей тайны и силы - Бога. Такой же в сущности точки зрения придерживался и Н.А.Бердяев.
«Проблема
человека в современной философии тесно
связана с практическими вопросами мирового
развития и ставится в прямой зависимости
от тех тревожных и опасных тенденций,
которые проявляются в недрах Западной
цивилизации. Вероятно, не будет преувеличением
сказать, что ответить на вопрос: "Что
такое человек?" сегодня означает ответить
на другой вопрос, а именно: "Что мы -
люди - должны сделать сообща, сохранив
себя как носителей высоких и уникальных
способностей» 3
«Крупные
сдвиги в экономике и повседневной жизни
людей, произошедшие за последние десятилетия,
настоятельно ставят вопрос о влиянии
изменений условий жизни на биологические
и психические особенности человека. Социальное
развитие по отношению к биологии человека
не всегда и не во всем приводит к благоприятным
результатам. Обсуждение и учет негативных
последствий воздействия некоторых социальных
факторов на человеческий организм - одна
из важнейших проблем современной науки.
Поэтому весьма актуальной становится
в этих условиях проблема адаптации человека
к окружающей среде». [Фролов, 1983, c. 218]
В попытках преодоления и отрицания мы часто переворачиваем ценности, но не всегда способны осмыслить и тем более пересмотреть границу «плохого» и «хорошего». Вот в чем сегодня состоит философская проблема человека: в анализе границ и различий, при помощи которых мы отделяем истинное от ложного, доброе от злого, красивое от некрасивого и т. п. И следует быть осторожным при оценке негативной или позитивной роли тех, кто переступает или теоретически пересматривает эти границы. Сегодня считается, что величие философов, святых и ученых создаем мы сами, когда доверяем им и следуем за ними, они же действовали спонтанно и случайно в соответствии с той ситуацией, в которой жили. Это не согласуется с прежним самопониманием великих, которые верили, что призваны свыше. Мы уже не верим в это, ибо принимаем существующие правила как условные, и миримся с тем, что в одной ситуации мы добрые и красивые, а другой — злые и некрасивые. Поэтому нет окончательно верного универсального дискурса о человеке. Он слагается из многообразия практик и их самоописаний, и в нем есть место не только условному, но и безусловному, не только относительному, но и абсолютному.
Бердяев Н.А. О назначении человека. - М.:Республика, 1993
Гуревич П.С. Человек как объект социально-философского анализа.// Проблема человека в западной философии. - М.:Прогресс, 1988
Фролов И.Т. Перспективы человека. - М.:Политиздат, 1983
Философия. Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. - М:Норма, 2005
Информация о работе Проблема человека в современной философии