Проблема интуиции в гноссеологии Декарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 20:46, реферат

Описание

В работе рассмотрено влияние антропологических представлений о сущности человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени на примере концепции Декарта.

Работа состоит из  1 файл

проблема интуиции в гносеологии декарта.doc

— 50.50 Кб (Скачать документ)

Интуиция или непосредственное знание является объектом теоретико-познавательного  осмысления уже в некоторых древнейших философских учениях и исследования ее проходят через всю историю  философии. Парадоксальность этой проблемы заключается в том, что, несмотря на обилие метафор, прямых и косвенных аналогий, конкретных определений, даваемых интуиции неоднократно, единого общепринятого объяснения феномена нет. И это понятно, поскольку интуиция, с точки зрения современной науки, не поддается экспериментальной проверке, она трудноуловима. Однако, несмотря на отсутствие общих консолидирующих ориентиров, проблема интуиции продолжает привлекать внимание представителей самых разных областей знания. Число авторов и мнений относительно природы этого феномена стремительно возрастает.  
Каждое философское обращение к феномену интуиции имеет свои исторические особенности. Не является исключением и 20 век. В современных философских дискурсах отмечается отход от классического рационализма, ориентированного в основном на научное знание. Внимание обращается к антропологическим основам познания. Существенно трансформируются традиционное представление о субъекте познания, о специфике субъект-объектных отношений, о  
процессе познания в целом.

Рассмотрим влияние  антропологических представлений о сущности человека на постановку и решение проблемы интуиции в философии Нового времени на примере концепции Декарта.

Несмотря на ярко выраженную гносеологическую составляющую проблемы интуиции, рассмотрение этого феномена как экзистенциально-личностного знания предполагает обращение к эмоциональной сфере сознания, к проблеме бытия в целом. Тем самым открывается  
возможность комплексного понимания интуиции в структуре философского знания.

Выявлены социокультурные  и антропологические основания  актуализации интуитивной проблематики в 17 в. Показано, что понимание природы и специфики интеллектуальной интуиции в философии Нового времени тесно связано с классическим определением человека как мыслящего существа.


В результате стремительного развития наук в 16-17 в.в., меняется не только представление о мире, но и самом человеке. Ориентированная на «очищенную» от всякого субъективизма и чувственности, математическую ««модель» познания, философия Нового времени» 
утвердила разумность и логичность собственно человеческими качествами, определяющими сущность человека.

 В философии Декарта интуиция  понимается как высшая форма  разумности. Признаки интуитивного  знания - очевидность, ясность, простота. Предельную самоочевидность Декарт находит в положении «Я мыслю». Тем самым открывается путь к рациональному истолкованию человека, к закреплению антропологической проблематики, включая интуицию, в гносеологической плоскости.  
В противовес сциентистской (уверенность в возможности разрешения сложнейших проблем с помощью строгих научных методов, которые применяются и в сфере гуманитарного знания) направленности классической философии, «философия жизни» обращается к внутреннему опыту, переживанию. В рассмотрение вводятся более широкие и глубокие уровни сознания. Дорефлективное сознание не является ясным и отчетливым, но оно непосредственно связано с жизнью, волей, влечениями, поэтому определяет сознание в его разумно-логической  
форме. В «философии жизни» в корне меняются антропологические представления о родовой сущности человека, осуществляется постановка проблемы интуиции в нетрадиционном ключе.

Основными, гносеологически признанными  вариантами интуиции являются интеллектуальная и чувственная интуиция.

То, что проблема эмоций не получила должного освещения вплоть до 20 века, является результатом определенного (в целом негативного) отношения к этой проблеме в истории философии. По мнению современных авторов, эмоции являются онтологической и гносеологической основой человека, выступают внутренней стороной, гранью мышления. Особенно велико значение эмоций на стадии формирования невербализованных смыслов. Включение эмоционального фактора в реальный мыслительный процесс меняет и отношение к проблеме интуиции в современной антропологии и психологии. Как субъективно-личностное явление, интуиция имеет свои генетические корни в эмоциональной сфере.

Рационалистический  метод и проблема интуиции у Декарта

«Учение о методе» (рационалистический метод). В основе лежит сомнение. 1. Первичная истина должна быть очевидной. То, что ты сомневаешься – очевидно, это в тебе. Дерево науки состоит из корней (метафизики), ствола (физики), ветвей (конкретно плодоносные науки (механика, медицина, этика)). Наука - некоторая система, где все неразрывно связано. 2. Анализ (индукция). Во всех случаях надо сводить все сложное к простому (это аналитическая процедура). 3. Принцип последовательности. Необходимо идти от простого к сложному, не пытаться понять весь объект во всем его многообразии. 4. Энумерация (систематизация).  
 
Первичные истины постигаются с помощью интуиции. 1. Рациональная интуиция (основана на эмпирических понятиях). 2. Иррациональная интуиция (озарение, благодать от бога). Декарт говорит об интеллектуальной интуиции (истина познается с помощью ума). Пример: треугольник - фигура, ограниченная тремя линиями. Математические истины (шар имеет одну поверхность).

Интеллектуальная интуиция или чистое умозрение — отправной  пункт познания.


Впервые черты философской  проблематики в вопросе об интуиции наметились уже в учениях древнегреческих  авторов. Однако особую значимость эта проблема приобретает лишь в XVII в., когда теоретико-познавательная проблематика выходит на первый план, а рационализм становится самой влиятельной методологической и мировоззренческой силой передовой философской мысли того времени. Говоря о европейском рационализме или рационалистической философии Нового времени, мы имеем в виду не только философско-методологическую позицию, сформировавшуюся как альтернатива эмпиризму, но и общую установку всей философской традиции Нового времени как философии разума. Ядро этой философии составляло убеждение в способности человеческого разума, опирающегося на присущие ему методы, получить объективное, абсолютно адекватное познаваемой реальности, знание. Это убеждение сформировалось в результате стремительного развития математического естествознания, в особенности таких наук, как астрономия и механика, априорно-дедуктивные построения которых получили блестящие подтверждения в практике наблюдений и экспериментов. Утверждая сциентистский вариант рациональности, освобождая познание от «идолов», субъективности, индивидуальных «наслоений», философия Нового времени сформировала представление об абстрактном человеческом разуме как определяющем свойстве человеческой природы и главном источнике человеческого познания. Наивысшую методологическую оценку, которую все без исключения рационалисты давали математическому знанию, ставила перед ними вопросы об источнике и критериях достоверного знания. Пытаясь ответить на эти вопросы, философия Нового времени и обращается к феномену интеллектуальной интуиции, ставит эту проблему в центр философских дискуссий.  
В «Правилах для руководства ума» Р. Декарт приходит к выводу, согласно которому знание, обладающее характеристиками (признаками) всеобщности и необходимости, не может быть получено эмпирически, из опыта, посредством чувств и воображения, поскольку « чувства иногда заблуждаются, а благоразумие требует никогда не доверять слишком тому, что хоть однажды нас обмануло». Что касается эмоционально-чувственных проявлений, то они рассматриваются Декартом в ряду восприятий и характеризуются, прежде всего, тем, что относятся одновременно и к духу и к телу. Однако, признав эмоции или страсти третьим основным феноменом человеческой природы наряду с мышлением и движением, Декарт не наделяет их познавательным статусом. В результате размышлений философ приходит к выводу, согласно которому, единственным источником достоверного знания является разум. В человеческом разуме, - пишет он, - «заложены первые понятия или идеи, представляющие собой как бы зародыши постижимых для нас истин». При этом,  Декарт подчеркивает, что достоверное знание не дано сознанию в явном виде, следовательно, человек должен обладать способностью, выявляющей это знание. Интеллектуальная интуиция и объявляется той необходимой познавательной способностью или «мыслительной операцией», которая осуществляет осознание априорного (врожденного) знания и свидетельствует о его истинности. В качестве критерия истинности, полученного интуитивным путем знания, Декарт выдвигает ясность и отчетливость. « Ясным восприятием я именую такое, которое с очевидностью раскрывается внимательному уму, подобно тому, как мы говорим, что ясно видим предметы, кои достаточно заметны для нашего взора и воздействуют на наш глаз. Отчетливым же можно называть то восприятие, кое, являясь ясным, настолько четко отделено от всех других восприятий, что не содержит в себе решительно никакой примеси неясного». К таким положениям, которые даются нам как интуитивно очевидные Декарт относит: а) понятия (Бог, число, длительность, структура...), б) - совокупность математических аксиом. Необходимо отметить также, что утверждение ясности и отчетливости в качестве критерия достоверного знания восходит к декартовскому методологическому сомнению, имеющему целью «достичь уверенности... и найти твердую почву». Искомое основание и предельную самоочевидность Декарт обнаруживает в положении «cogito ergo sum». Самодостоверность мыслящего «Я» является, по мнению философа, основанием и образцом для всех прочих самоочевидных истин, которые, «... более многочисленны, чем замечает большинство людей». Коль скоро начала установлены, познание переходит на другую ступень. Из начал получают производное знание. Это осуществляется с помощью такого логического механизма, который позволяет преобразовывать знание необходимым образом, как в отношении самого содержания знания, так и в отношении его истинности. Таким механизмом является дедуктивный вывод. Декарт объявил его единственным способом развертывания знания из интуитивно установленных начал.  
Выдвинутое Декартом положение «мыслю, следовательно существую» в качестве предельной очевиднейшей истины произвело глубокое впечатление на его современников, хотя оно и не являлось, по мнению некоторых, новационным. Приоритет интроспекции над познанием внешнего мира отстаивался многими философами и до Декарта, находившим во внутреннем мире человека оплот достоверности. Декарту, в этой связи, неоднократно указывали на близость его подхода с выдвинутой ранее концепцией «cogito» Августина Аврелия. В работах: "О Троице», «Исповедь» и др. действительно, неоднократно встречаются высказывания, согласно которым, для того, чтобы удостоверится в существовании души нет необходимости обращаться к внешним чувствам, высказывания о том, что живущий человек не может не знать, живет он или Нет и т.д. Декарт, разумеется, был знаком с работами Августина, а также П. Ж. Оливи, Д.Скота, У. Оккама и др. средневековых философов, которые обращаясь к проблеме самосознания, рассматривали «внутреннее чувство» (Оливи), «понимание» (Оккам), как то, посредством чего душа несомненно воспринимает, что она существует, мыслит, хочет...При этом Декарт не собирался замалчивать оригинальности своей трактовки «cogito». Своеобразие картезианской концепции интуитивного самосознания по сравнению с Августианской, например, становится ощутимой, если учесть, что при посредстве указанной концепции Декарт закрепил относительную автономию теоретического познания. Человек, по Декарту, хотя и наделен различными способностями, является, прежде всего, мыслящим существом. То Я, которое мыслит, есть не имеющая ничего телесного нематериальная субстанция. Разработанная Декартом рационалистическая теория самосознания, базирующаяся на сведении сознания, прежде всего, к мышлению, закрепила примат чистого Я над эмпирическим, открыла путь к рациональному истолкованию человека.  
Если обобщить идеи Декарта, мы получим следующие положения: * Достоверное знание имеет внеопытное происхождение, оно коренится в самом разуме. Интуиция - способность объективированния априорного знания. Разум в данном случае рассматривается Декартом не как деятельный, а только как воспринимающий.

 


Информация о работе Проблема интуиции в гноссеологии Декарта