Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:50, реферат
Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии (в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.
Введение 3
1. Понятие проблемы личности в философии 5
2. Понятие философии экзистенциализма и история ее
возникновения 9
3. Проблема личности в философии экзистенциализма 17
Выводы 22
Список литературы 23
Концепция
свободы воли развертывается у Сартра
в теории “проекта”, согласно которой
индивид не задан самому себе, а проектирует,
“собирает” себя в качестве такового.
Поэтому трус, например, ответственен
за свою трусость, и для человека нет “алиби”.
Экзистенциализм Сартра стремится заставить
человека осознать, что он полностью в
ответе за самого себя, свое существование
и окружающее, ибо исходит из утверждения,
что не будучи чем-то заданным, человек
постоянно строит себя посредством своей
активной субъективности. Он всегда “впереди,
позади себя, никогда - сам”. Отсюда то
выражение, которое Сартр дает общему
принципу экзистенциализма: “...существование
предшествует сущности...” По сути это
означает, что всеобщие, культурные объективации,
которые выступают как “сущности”, “природа
человека”, “ценности” являются лишь
отложениями, застывшими моментами деятельности,
с которыми конкретный субъект никогда
не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно
живой момент деятельности, взятый в виде
внутрииндивидуального состояния, субъективно.
В более поздней работе ”Критика диалектического
разума” Сартр формулирует этот принцип
как принцип “несводимости бытия к знанию”.
Но экзистенциализм Сартра не находит
иной основы, из которой человек мог бы
развить себя в качестве подлинно самодеятельного
субъекта, кроме абсолютной свободы и
внутреннего единства “проектирующего
я”. В этом своем возможном развитии личность
одинока и лишена опор. Место активной
субъективности в мире, ее онтологическую
основу Сартр обозначает как “ничто”.
Помысли Сартра, “...человек без всякой
опоры и помощи, осужден в каждый момент
изобретать человека” и тем самым “человек
осужден на свободу”. Но тогда основой
подлинности (аутентичность) могут быть
только иррациональные силы человеческого
подполья, подсказки подсознательного,
интуиции, безотчетные душевные порывы
и рационально неосмысленные решения,
неминуемо приводящие к пессимизму или
к агрессивному своеволию индивида: “история
любой жизни есть история поражения”.
Появляется мотив абсурдности существования:
Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно,
что мы умираем”. Человек, по Сартру, -
бесполезная страсть.
ВЫВОДЫ
Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.
Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.
Философия
экзистенциализма, опять же несмотря
на некоторые перегибы в рассуждениях,
обозначила ту “пограничную ситуацию”,
в которой сейчас находится человек
и человечество. Своими выработанными
принципами она указала на необходимость
пересмотра ценностных ориентиров, которыми
руководствуется человек как личность
и общество.
Список
литературы
1. Сумерки богов / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 1989.
2. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999.
3. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М.:
Юристъ, 1996.
4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учебник для высших
учебных
заведений. - М.:Политиздат, 1989.
Информация о работе Проблема личности в философии экзистенциализма