Проблема личности в философии экзистенциализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 17:50, реферат

Описание

Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме личности в экзистенциализме, в одном из интересных направлений философской антропологии (в общем понятии). Также рассмотрена история возникновения философии экзистенциализма и ее основные представители.

Содержание

Введение 3
1. Понятие проблемы личности в философии 5
2. Понятие философии экзистенциализма и история ее
возникновения 9
3. Проблема личности в философии экзистенциализма 17
Выводы 22
Список литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Проблема личности.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

     Концепция свободы воли развертывается у Сартра  в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и для человека нет “алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “...существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, культурные объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “ценности” являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент деятельности, взятый в виде внутрииндивидуального состояния, субъективно. В более поздней работе ”Критика диалектического разума” Сартр формулирует этот принцип как принцип “несводимости бытия к знанию”. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор.  Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. Помысли Сартра, “...человек без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичность) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально неосмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “история любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть. 
 
 
 
 
 

     ВЫВОДЫ 
 

  Несмотря на гипертрофирование духовного начала в человеке, и сведения его более к иррациональному, экзистенциализм внес значительный вклад в развитие философских подходов к человеку как личности, к выявлению его сущности.

      Экзистенциализм также внес вклад в построение целостного философского образа человека.

      Философия экзистенциализма, опять же несмотря на некоторые перегибы в рассуждениях, обозначила ту “пограничную ситуацию”, в которой сейчас находится человек и человечество. Своими выработанными принципами она указала на необходимость пересмотра ценностных ориентиров, которыми руководствуется человек как личность и общество.   
 

 

      
 

     Список  литературы 
 

1. Сумерки богов  / Яковлева А.А. - М.: Политиздат, 1989.

2. Спиркин А.Г.  Философия: Учебник. - М.: Гардарики, 1999.

3. Философия:  Учебное пособие / Под ред. В.Н.  Лавриненко. - М.:

     Юристъ, 1996.

4. Фролов И.Т. и др. Введение в философию: Учебник для высших

     учебных  заведений. - М.:Политиздат, 1989. 
 
 

Информация о работе Проблема личности в философии экзистенциализма