Проблема личности в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:38, реферат

Описание

Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк.
Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме в философской антропологии.

Содержание

Введение …………………………………………………………………... 3
1. Проблема человека в истории философии ……………………. ...4 – 13
2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?.... 14 – 16
3. Проблема личности в философии …………………………….... 17 – 20
Заключение ……………………………………………………………..... 21
Список литературы ……………………………………………………… 22

Работа состоит из  1 файл

План.doc

— 110.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Введение …………………………………………………………………... 3

1. Проблема человека в истории философии ……………………. ...4 – 13

2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?.... 14 – 16

3. Проблема личности в философии …………………………….... 17 – 20  

Заключение ……………………………………………………………..... 21

Список литературы ……………………………………………………… 22             

 

Введение.

 

   С давних времен  человек в той или иной мере  постоянно был объектом философских  размышлений, но не всегда стоял  в центре внимания философов.  Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Философский подход к человеку предполагает выявление его я его сущности, конкретно – исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных и существующих форм бытия.

   Человека, в его  частных проявлениях, изучают  специально посвященные ему науки:  биология, медицина, психология, социология и др. философия же всегда стремилась к постижению его целостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных наук о человеке не дает искомой сущности, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания человека и с их помощью выявить его место в мире.

   Известно, что  в различные исторические эпохи  предлагались новые трактовки  проблематики, связанной с человеком,  с его местом в мире и  отношением к миру: менялись приоритеты  и аспекты ее осмысления. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк.

   Целью написания  данного реферата стала попытка  проанализировать подход к проблеме  в философской антропологии.

 

 

1. Проблема человека в истории философии.

 

   Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: “Для обывателя “человек” – это вовсе не загадка, не “проклятый вопрос”, а просто живой факт его обывательского опыта: “человек” – это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними… для философа-метафизика “человек” – великая загадка… - это существо, одаренное разумом, “нравственною свободою”, “стремлением к абсолютному” и тому подобными возвышенными свойствами…”.

   Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал “сопряженностью человека и философии”.

   Сопряженность  человека и философии – это  выражение существа философской  культуры. Философская культура  является формой самопознания  человека, его мировоззренчески  ценностной ориентации в мире. Поэтому человек всегда находится в основании философской ориентации, он выступает и как ее естественно-гуманитарная предпосылка и столь же естественная цель, сверхзадача философии. Иначе говоря, как уже отмечалось выше, человек является и субъектом, и объектом философского познания. Какими бы конкретными вопросами ни занималась философия на том или ином этапе своего развития, ее всегда пронизывает реальная человеческая жизнь и устремленность к решению насущных человеческих проблем. Эта связь философии с человеком, его потребностями и интересами постоянна и непреходяща.

   Взаимосвязь философии  и человека, как и социально-философская  проблема в целом, исторически  изменялась и развивалась. При  этом в истории философии можно  выделить два параметра эволюции  философии:

  1. Степень понимания проблемы человека в качестве методологически исходного принципа философствования. Иначе говоря, насколько философ осознает, что именно человек – центр, критерий и высшая цель всего философствования, насколько этот принцип важен.
  2. Степень философского осмысления самого человека, его бытия, его смысла существования, его интересов и целей. Другими словами, настолько человек превратился в отдельный и специальный предмет философской рефлексии, с какой теоретической глубиной, с какой степенью привлечения всех средств философского анализа он рассматривается.

   Таким образом,  проблема человека всегда стояла  в центре философских исследований: какими бы проблемами философия  ни занималась, человек всегда  был для нее проблемой наиважнейшей.

   Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторических периода:

  1. изучение человека метафизикой (античность).
  2. изучение человека теологией (средневековье).
  3. изучение человека метафизикой и механикой (Новое время).
  4. изучение человека биологией.

   Первые представления  о человеке возникают задолго  до появления философии – в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяются из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь “младшего родственника” природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме – форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.

   Первыми философскими взглядами  на проблему человека можно  считать выводы, сложившиеся в  древневосточной философии. Однако  при этом не следует забывать, что в Древнем Египте философское мировоззрение еще не отделилось от обыденного знания, в Древней Индии философия срослась с религиозным мировоззрением, а в Древнем Китае она была нерасторжима с нравственной формой общественного сознания.

   Важнейшей особенностью  древневосточной философии была характерная для нее “cтертость” личностного начала, его “безликость” и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное “Я” превалирует над индивидуальным “Я”. Если для древних латинян характерно выражение “я и ты” (“ego et tu”), то в Индии и Китае предпочитали говорить “мы”, ибо каждое “я” мыслилось как продолжение иного “я”. Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. “Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо), узрев истинную (природу) атамана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали”.

   Слияние с вечностью,  в той или иной форме характерное  для всей древневосточной философии,  не предполагает активности в  реализации личностного начала. Уподобление вечному и неизменному  абсолюту предполагает статичность,  безоговорочное следование традиции и ориентации человека на почтительное и бережное отношение к внешнему миру, как природному, так и социальному. При этом особо подчеркивалось необходимость совершенствования внутреннего мира человека. В глубокой древности появляется одна из основ восточного образа жизни – требование приспособления человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.

   Античная философия сформировала  основные западно-европейские подходы  к выделению человека в качестве  отдельной и специальной философской проблемы. Западная философия берет начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионийской натурфилософии (VI-V вв. до н.э.) была предпринята первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым дал определение человеку как существу, которое отличается от других животных тем, что только оно способно понимать, в то время как другие, хотя и воспринимают, но не понимают.

   Согласно взглядам Протогора  (V в. до н.э.), человек от природы разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).

   И еще одна  важная черта античной философии.  Сформулировав принцип разумного  миропонимания, она пришла к  открытию человека как самостоятельной  ценности и признала за ним  право на активность и инициативу. Это дало возможность, говоря словами А.Ф.Лосева, “развернуть свое внутреннее самочувствие, углубиться в свою собственную личность и сделать для себя второстепенными все вопросы объективного миропорядка”, что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего – Сократ.

   Сократа по  праву считают основоположником  не только западноевропейской  философии человека, но и основоположником  этики. Его прежде всего интересовал  внутренний мир человека, его  душа и добродетели. Сократу  принадлежит вывод о том, что “добродетель есть знание”, поэтому человеку нужно познать сущность добра и справедливости и тогда он не будет совершать дурных поступков. Учение о человеческой душе и разуме занимает центральное место в сократовской философии, а самопознание человека выступает в ней главной целью философии.

   Великому ученику  Сократа Платону принадлежит  идея о том, что человек есть  не просто единство души и  тела, но что именно – та  субстанция, которая делает человека  человеком. От качества души  зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует “иерархия душ”, на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем – душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.

   Что касается  с именем Платона определения  человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.

   Следующий шаг  в философском постижении человека  сделал Аристотель. У него этика  и политика образуют единый  комплекс “философии о человеческом”, занимающейся изучением практической деятельности и поведения человека. Важнейшее достижение Аристотеля в философском понимании человека связано с обоснованием его социальных характеристик. Знаменитой стала фраза античного мыслителя: “Человек есть общественное животное”. Человек – такое живое существо, которое предназначено для жизни в государстве. Он способен направлять свой ум как на доброе, так и на злое; он живет в обществе и управляются законами.

   Западноевропейское  средневековье отмечено сильнейшим  воздействием христианского мировидения  на все стороны жизни людей,  тем более – на жизнь духовную, которая была неотделима от религиозного мировоззрения. Теоцентризм являлся основной характерной особенностью философии эпохи средневековья, а философия находилась на положении “служанки богословия” и обосновывала идею греховной сущности человека.

   Один из крупнейших  представителей раннехристианской  теологии Августин Блаженный  утверждал: “Не тем человек сделался похожим на дьявола, что имеет плоть, которую дьявол не имеет, а тем, что живет сам по себе, то есть по человеку. Ибо дьявол захотел жить сам по себе, когда не устоял во истине… Итак, когда человек живет по человеку, а не по богу, он подобен дьяволу”. Из этой посылки с неизбежностью следовал только один вывод. Нельзя допустить, чтобы человек жил “по человеку”. Это неизбежно погубит его, ибо отдаст во власть дьяволу. В человеке скрыта темная бездна и духовник обязан помочь заблудшим душам найти истинный путь, строго направляя их в соответствии с авторитетом Святого Писания.

   В обыденном  сознании средневековый период  развития европейского общества нередко воспринимаются как времена мракобесия, крепостной зависимости крестьянства, костров инквизиции и т.п. в определенной мере это действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.

   Одной из особенностей  общественной мысли, а вместе  с нею и философии, эпохи  Возрождения являются антропоцентризм. Центром любого исследования – будь то литература, живопись, скульптура или философские трактаты – становится человек. Натуралистическая и религиозная направленность философских исследований уступает место антропоцентрической.

   Философия Нового  времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму.

   Но, пожалуй, самый  интересный и значительный вклад  в философское осмысление человека  был сделан немецким философом  И.Кантом. с его именем связано  становление одной из первых в истории философии антропологических программ. И.Кант исходил из понимания человека как существа, принадлежащего двум мирам одновременно – миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Он разграничивал антропологию в “физиологическом” и “прагматическом” отношениях. Первая исследует то, что делает из человека природа, вторая – то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.

Информация о работе Проблема личности в философии