Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 22:38, реферат
Известно, что в различные исторические эпохи предлагались новые трактовки проблематики, связанной с человеком, с его местом в мире и отношением к миру: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широк.
Целью написания данного реферата стала попытка проанализировать подход к проблеме в философской антропологии.
Введение …………………………………………………………………... 3
1. Проблема человека в истории философии ……………………. ...4 – 13
2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?.... 14 – 16
3. Проблема личности в философии …………………………….... 17 – 20
Заключение ……………………………………………………………..... 21
Список литературы ……………………………………………………… 22
Содержание.
Введение …………………………………………………………………... 3
1. Проблема человека в истории философии ……………………. ...4 – 13
2. Человек и общество: антропоцентризм или социоцентризм?.... 14 – 16
3. Проблема личности в философии …………………………….... 17 – 20
Заключение …………………………………………………
Список литературы ……………………………………………………… 22
Введение.
С давних времен
человек в той или иной мере
постоянно был объектом
Человека, в его
частных проявлениях, изучают
специально посвященные ему
Известно, что
в различные исторические
Целью написания
данного реферата стала
1. Проблема человека в истории философии.
Что такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А.Богданов писал: “Для обывателя “человек” – это вовсе не загадка, не “проклятый вопрос”, а просто живой факт его обывательского опыта: “человек” – это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними… для философа-метафизика “человек” – великая загадка… - это существо, одаренное разумом, “нравственною свободою”, “стремлением к абсолютному” и тому подобными возвышенными свойствами…”.
Философское осмысление человека связано с определенными трудностями. Размышляя о человеке, исследователь ограничен и уровнем естественно-научных знаний своего времени, и условиями исторической или житейской ситуации, и собственными политическими пристрастиями. Все перечисленное так или иначе влияет на философское толкование человека. Поэтому современная социальная философия, изучая проблемы человека, интересуется не только собственно проблемами человека, но и другой вечно актуальной проблемой, которую В.С.Барулин назвал “сопряженностью человека и философии”.
Сопряженность
человека и философии – это
выражение существа
Взаимосвязь философии
и человека, как и социально-философская
проблема в целом, исторически
изменялась и развивалась. При
этом в истории философии
Таким образом,
проблема человека всегда
Современный немецкий ученый Э.Кассирер выделил в истории изучения человека четыре исторических периода:
Первые представления о человеке возникают задолго до появления философии – в мифологическом и религиозном сознании. При этом в верованиях древних людей человек, как специфический объект рассмотрения, еще не выделяются из окружающего его природного мира, а представляет собой лишь “младшего родственника” природных объектов. Это наиболее наглядно проявляется в тотемизме – форме первобытных верований, заключающейся в поклонении растениям и животным, с которыми якобы существует кровнородственная связь и которые являются сверхъестественными покровителями рода или племени.
Первыми философскими
Важнейшей особенностью древневосточной философии была характерная для нее “cтертость” личностного начала, его “безликость” и подчиненность всеобщему. Здесь универсальное “Я” превалирует над индивидуальным “Я”. Если для древних латинян характерно выражение “я и ты” (“ego et tu”), то в Индии и Китае предпочитали говорить “мы”, ибо каждое “я” мыслилось как продолжение иного “я”. Древневосточное мировоззрение пыталось отождествить и объединить человека и природные процессы. Каждый человек ценился не сам по себе, а лишь в силу того, что он есть часть этого единства. Целью и смыслом жизни выступало достижение высшей мудрости, соединенное с истиной Величайшего. “Как зеркало, очищенное от пыли, сияет ярко, так и телесное (существо), узрев истинную (природу) атамана, становится единым, достигает цели и избавляется от печали”.
Слияние с вечностью,
в той или иной форме
Античная философия
Согласно взглядам Протогора (V в. до н.э.), человек от природы разут, раздет и безоружен. Он может поддержать себя только благодаря прометеевскому огню, искусной мудрости, дарованной Афиной, и переданному Зевсом общественному устройству, основанному на стыдливости и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть нужду (Ксенофан) и достигнуть изобилия (Демокрит).
И еще одна
важная черта античной
Сократа по
праву считают
Великому ученику Сократа Платону принадлежит идея о том, что человек есть не просто единство души и тела, но что именно – та субстанция, которая делает человека человеком. От качества души зависит общая характеристика человека. По его мнению, существует “иерархия душ”, на первом месте в которой стоит душа философа, на последнем – душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всех приближена к мудрости и восприимчива к знаниям. А это как раз и есть главные, сущностные черты человека, отличающие его от животного.
Что касается с именем Платона определения человека, как двуногого животного без перьев, то оно, скорее всего, Платону не принадлежит, а только приписано ему последующей молвой.
Следующий шаг
в философском постижении
Западноевропейское
средневековье отмечено
Один из крупнейших
представителей
В обыденном сознании средневековый период развития европейского общества нередко воспринимаются как времена мракобесия, крепостной зависимости крестьянства, костров инквизиции и т.п. в определенной мере это действительно так. Но нельзя не учитывать и то обстоятельство, что религиозно-философский взгляд на человека задает довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Это не безбрежный, непонятный, а потому нередко устрашающий космос античности, а Бог, понимаемый как носитель глубоких нравственных истин, эталон созидания и добродетели. Поэтому в средневековой философии проблема человека была поставлена по-новому, более широко. Она включила в поле своего внимания духовность и осмысленность человеческой жизни, а также ее возвышенность над эмпирической повседневностью. Так, Августин Блаженный решающее для человека значение придавал не интеллекту, а воле, не теории, а любви, не знанию, а вере, не рациональному, а живой надежде.
Одной из особенностей
общественной мысли, а вместе
с нею и философии, эпохи
Возрождения являются
Философия Нового времени формируется под влиянием развития капиталистических отношений и расцвета наук, прежде всего механики, физики, математики, чем был открыт путь к рациональному истолкованию человеческой сущности. Достижения точных наук отразились в своеобразном взгляде на человеческий организм как на специфическую машину, которая заводится аналогично часовому механизму.
Но, пожалуй, самый
интересный и значительный