Проблема личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:08, реферат

Описание

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Содержание

Человек, индивид, личность
Жизненный мир личности и его типы
Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
Проблема уникальной личности

Работа состоит из  1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.docx

— 27.84 Кб (Скачать документ)

Содержание:

  1. Человек, индивид, личность
  2. Жизненный мир личности и его типы
  3. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
  4. Проблема уникальной личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Человек, индивид, личность

 

Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.

Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного  знания. И каждая из теоретических  дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его  в специфических понятиях, под  собственным углом зрения.

По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре  философского знания, в системе философской  антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм» – философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.

С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую  мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм (Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего (природа, социальность). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.

Индивид – это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;

Личность – это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.

Для характеристики духовного  начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Индивидуальность – это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.

Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Жизненный мир личности и его типы

       Жизненный мир - форма субъективного видения своей жизни.

       Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, - он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.

      Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний. Жизненный мир - это видение внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира.

     Жизненный мир человека изучает и психология, и другие науки.

     Виды жизненных миров :

     Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее. В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире миры могут быть дружественным и враждебным, просторным и тесным, миром результатников и миром процессников, миром Высоких ценностестей и миром бытовых интересов.

      Как формируется жизненный мир

     Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем - он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры.

      Как пользоваться метафорой о мире

  • Метафора о мире во много определяет трактовку жизненных событий, которые уже свершились или могут свершиться. Если, например, человек привык жить во враждебном мире - и видит, что ему улыбнулся другой человек, чужой и незнакомый, его первые мысли: «Втирается в доверие. Хочет отвлечь, а потом ударить.» Не потому что это правда, а потому что он привык жить в таком мире, где каждый каждому - волк, а главная задача - выжить, а не жить.
  • Обычно есть один мир в котором человек живет постоянно или большее количество времени - основной мир. Другими мирами он может пользоваться как инструментами. Например для лучшего контакта с бизнесменом из Делового мира лучше на какое-то время оказаться с ним в одном мире и разговаривать на одном языке.

      Какой мир строить вокруг себя

      Это решает каждый человек. Наверное, лучше, когда мир вокруг дружественный, но направленный на результат, а не просто на пообщаться. Лучше, когда в мире есть Высокие ценности, и человек живет не только бытовым уровнем, только в таких мирах рождаются красивые люди и проживают простые правильные жизни. Жить в изменяемом мире - здорово, он дарит энергетику и желание делать: я могу поменять то, что считаю нужным! Это - возможно! Когда законы ясные и четкие - жить проще, значит, для себя лучше сформулировать четкие правила, но только самые необходимые.

      Оптимальный для проживания мир - это мир своего рода «мастерская». Теплые и дружелюбные люди, большие и красивые свершения, Высокие Ценности и ясные ограничения. Практически бескрайние возможности развития. Возможность делать многое в этой жизни.

      Сразу ли люди попадают в этот мир? Не сразу, чтобы жить в мире нужно уже много уметь, билет в этот мир стоит недешево. Если, например, человек привык жить в Джунглях, первым делом ему нужно привыкнуть к тому, что мир - дружелюбный. Потом к тому, что работать нужно на результат, а не ради самого процесса жизни. Потом - нарабатывать ориентиры на Высокие Ценности и наконец, оказываться в качественно новом, красивом мире.

 

  1. Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.

       В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

       В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

       В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

       Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

        Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Ответственность   - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной  свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.  

        Проблема «Отчуждения» — философское понятие, характеризующее парадоксальность бытия человека в мире. То есть, такие процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам и самому себе. Понимание отчуждения связано с изучением определённого «разрыва» единства субъекта, как правило, человека, и какой-либо функцией, которую он осуществляет. Этот разрыв приводит к обеднению природы субъекта и к перерождению.

         Понятие отчуждения стало одним из центральных в философии Г.В.Ф. Гегеля. Возникновение природы и истории он рассматривал как результат отчуждения, своего рода объективации абсолютного духа. Понятие отчуждения у Гегеля также характеризовало особое отношение человека к созданной им реальности в условиях буржуазного общества. Понимание отчуждения было связано с отчуждением духа, а его преодоление с теоретическим осознанием неистинности подобного состояния. В свою очередь Л. Фейербах обнаруживал источник отчуждения в психологических состояниях — чувстве зависимости, страхе. К. Маркс в результате разработки понятия «отчуждения» пришёл к выводу о том, что культура представляет собой буржуазное явление, она принадлежит только избранным. Отчуждение словно разрушает то органическое состояние, в котором должна реализовываться всеобъемлющая природа человека. Отчуждение ставит с ног на голову иерархию человеческих чувств и потребностей. Маркс выявляет следующие формы отчуждения: 
— отчуждение человека от средств труда, в результате чего он оказывается в зависимости от собственника этих средств;  
— отчуждение человека от продуктов труда, принадлежащих собственнику; 
— отчуждение человека от человека как равноправного субъекта общественных отношений;  
— отчуждение человека от культуры и духовных ценностей, принадлежащих избранным;  
— отчуждение человека от своей родовой, социальной сущности.  
       Гегелевское истолкование отчуждения оказало значительное влияние на понимание этого явления философией в наше время. Философская мысль рубежа XX—XXI веков анализирует важнейшие формы отчуждения, присущие обществу. При этом основное внимание уделяется тем формам отчуждения, субъектом которых выступает человек, лишённый части своих сущностных характеристик, и тем самым, утративший свою природу.

4. Проблема уникальной  личности

         Человечество смогло покорить самые высокие вершины гор и добралось до самых глубоких бездн морей, мы даже покорили космос, но к человеческому сердцу пока не нашли пути. Мыслители всего мира ломают головы над вопросом: «Как найти дорогу к сердцу человека?». На данный вопрос существует ли ответ? Давайте попробуем в этом разобраться.

          Каждый человек, это уникальная личность со своими персональными характеристиками. То есть, к каждому отдельному субъекту нужен индивидуальный подход. Его можно найти с помощью глубокого анализа и долгих бесед. Но, не всегда изучая человека, можно найти путь к его сердцу… 

        Как известно, даже самые простые чувства, могут быть самыми сильными чувствами. Люди научились их скрывать, выдавать желаемое увидеть, а не действительное состояние души. Они часто стыдятся, быть увиденными или услышанными с плохой стороны и им приходится надевать различные «маски». Это может быть маска – безразличия, восхищения, грусти, счастья… Не всегда, истинное состояние человека, зависит от его настроения и обстоятельств, но каждый хочет быть замеченным. И как же можно найти путь к сердцу человека, если он его так скрывает? Что там говорить, найти ключ ко всем сердцам…

           Какой бы не сложный был человек, всегда найдутся люди, которые смогут и могут его понять. Да, не всегда и не все могут разгадать его истинные намерения, так сказать, разоблачить его. Но многим это дано и этого им хватает. Они даже научились быть счастливы вместе. 

          Иногда шаг навстречу другому человеку, это - величайшее путешествие в жизни. Не ищите пути к сердцу человека, просто научитесь с ним жить.


 

Список литературы

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.,1998. Гл. 14, 15 и 16.
  2. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Психология: Учебник. М., 2004. Гл. 10.
  3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995. Гл.7,8,9.
  4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 2007.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М., 2001.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 2005,

Информация о работе Проблема личности