Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 22:08, реферат
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
Человек, индивид, личность
Жизненный мир личности и его типы
Личность и общество. Свобода и ответственность. Проблема отчуждения.
Проблема уникальной личности
Содержание:
Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в XX веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным- способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи(что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной(общественной) организации.
Проблема личности есть одна из центральных во всей системе гуманитарного знания. И каждая из теоретических дисциплин, изучающих личность, по-своему очерчивает ее образ, выражая его в специфических понятиях, под собственным углом зрения.
По-своему анализирует проблему личности философия. Не случайно в структуре философского знания, в системе философской антропологии, обозначилась такая ветвь, как «персонализм» – философская концепция личности и ее универсального статуса, свободного развития.
С позиций философского персонализма личность не есть объект среди других объектов, вещь среди других вещей. Ее нельзя познать извне. Личность есть та единственная цельность, которую мы и познаем, и создаем изнутри. Российский персонализм (Н. Бердяев) рассматривает личность как нечто неповторимое, уникальное, самоценное. Ее должно понимать лишь из нее самой, а не из чего-либо внешнего (природа, социальность). Суть личности в ее свободе. Она есть духовная реальность, торжество свободы над рабством, победа над тяжестью мира.
Индивид – это обозначение человека, взятого как «особь», единичный представитель вида «гомо сапиенс»;
Личность – это социологическая трактовка индивида, включающая в себя обретение им набора социокультурных ролей и вызревание во внутреннем мире совокупности ценностных ориентаций.
Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность"- совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
Индивидуальность – это культурологическое видение индивида, при котором на первый план выходит его самобытность, неповторимость, оригинальность, его «самость» и незаменимость.
Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе- ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.
Жизненный мир - форма субъективного видения своей жизни.
Куда бы ни смотрел человек: вглубь себя, разбираясь со своими мыслями, намерениями и чувствами, или вовне себя, любуясь небом и пролетающими в нем быстрыми птицами, - он ощущает себя живущим в жизненном мире, видит свой жизненный мир: когда-то большой и светлый, иногда темный и трудный.
Жизненный мир человека (живого существа) подразделяется на внешний мир и мир внутренний. Жизненный мир - это видение внешнего мира через призму мира внутреннего, внутренняя картина человека по поводу окружающего его внешнего мира.
Жизненный мир человека изучает и психология, и другие науки.
Виды жизненных миров :
Жизненные миры разных людей (разных живых существ) отличаются от жизненных миров других людей тем, что у него свое пространство, свое время, своих обитателей, свою историю и свое будущее. В зависимости от того, какие ценности и верования есть в мире миры могут быть дружественным и враждебным, просторным и тесным, миром результатников и миром процессников, миром Высоких ценностестей и миром бытовых интересов.
Как формируется жизненный мир
Метафора о мире родом из детства. Ребенок запоминает, какой мир обычно вокруг него, каким мир воспринимают родители и привыкает жить в той или иной картинке. В будущем - он может продолжать жить в том же мире по привычке, то ли сам формировать вокруг себя миры.
Как пользоваться метафорой о мире
Какой мир строить вокруг себя
Это решает каждый человек. Наверное, лучше, когда мир вокруг дружественный, но направленный на результат, а не просто на пообщаться. Лучше, когда в мире есть Высокие ценности, и человек живет не только бытовым уровнем, только в таких мирах рождаются красивые люди и проживают простые правильные жизни. Жить в изменяемом мире - здорово, он дарит энергетику и желание делать: я могу поменять то, что считаю нужным! Это - возможно! Когда законы ясные и четкие - жить проще, значит, для себя лучше сформулировать четкие правила, но только самые необходимые.
Оптимальный для проживания мир - это мир своего рода «мастерская». Теплые и дружелюбные люди, большие и красивые свершения, Высокие Ценности и ясные ограничения. Практически бескрайние возможности развития. Возможность делать многое в этой жизни.
Сразу ли люди попадают в этот мир? Не сразу, чтобы жить в мире нужно уже много уметь, билет в этот мир стоит недешево. Если, например, человек привык жить в Джунглях, первым делом ему нужно привыкнуть к тому, что мир - дружелюбный. Потом к тому, что работать нужно на результат, а не ради самого процесса жизни. Потом - нарабатывать ориентиры на Высокие Ценности и наконец, оказываться в качественно новом, красивом мире.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.
В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.
Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.
Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.
Проблема «Отчуждения» — философское понятие, характеризующее парадоксальность бытия человека в мире. То есть, такие процессы и ситуации, в которых человек становится чужд своей собственной деятельности, её условиям, средствам, результатам и самому себе. Понимание отчуждения связано с изучением определённого «разрыва» единства субъекта, как правило, человека, и какой-либо функцией, которую он осуществляет. Этот разрыв приводит к обеднению природы субъекта и к перерождению.
Понятие отчуждения стало одним из центральных
в философии Г.В.Ф. Гегеля. Возникновение
природы и истории он рассматривал как
результат отчуждения, своего рода объективации
абсолютного духа. Понятие отчуждения
у Гегеля также характеризовало особое
отношение человека к созданной им реальности
в условиях буржуазного общества. Понимание
отчуждения было связано с отчуждением
духа, а его преодоление с теоретическим
осознанием неистинности подобного состояния.
В свою очередь Л. Фейербах обнаруживал
источник отчуждения в психологических
состояниях — чувстве зависимости, страхе.
К. Маркс в результате разработки понятия
«отчуждения» пришёл к выводу о том, что
культура представляет собой буржуазное
явление, она принадлежит только избранным.
Отчуждение словно разрушает то органическое
состояние, в котором должна реализовываться
всеобъемлющая природа человека. Отчуждение
ставит с ног на голову иерархию человеческих
чувств и потребностей. Маркс выявляет
следующие формы отчуждения:
— отчуждение человека от средств труда,
в результате чего он оказывается в зависимости
от собственника этих средств;
— отчуждение человека от продуктов труда,
принадлежащих собственнику;
— отчуждение человека от человека как
равноправного субъекта общественных
отношений;
— отчуждение человека от культуры и духовных
ценностей, принадлежащих избранным;
— отчуждение человека от своей родовой,
социальной сущности.
Гегелевское истолкование
отчуждения оказало значительное влияние
на понимание этого явления философией
в наше время. Философская мысль рубежа
XX—XXI веков анализирует важнейшие формы
отчуждения, присущие обществу. При этом
основное внимание уделяется тем формам
отчуждения, субъектом которых выступает
человек, лишённый части своих сущностных
характеристик, и тем самым, утративший
свою природу.
4. Проблема уникальной личности
Человечество смогло покорить самые высокие вершины гор и добралось до самых глубоких бездн морей, мы даже покорили космос, но к человеческому сердцу пока не нашли пути. Мыслители всего мира ломают головы над вопросом: «Как найти дорогу к сердцу человека?». На данный вопрос существует ли ответ? Давайте попробуем в этом разобраться. Каждый человек, это уникальная личность со своими персональными характеристиками. То есть, к каждому отдельному субъекту нужен индивидуальный подход. Его можно найти с помощью глубокого анализа и долгих бесед. Но, не всегда изучая человека, можно найти путь к его сердцу… Как известно, даже самые простые чувства, могут быть самыми сильными чувствами. Люди научились их скрывать, выдавать желаемое увидеть, а не действительное состояние души. Они часто стыдятся, быть увиденными или услышанными с плохой стороны и им приходится надевать различные «маски». Это может быть маска – безразличия, восхищения, грусти, счастья… Не всегда, истинное состояние человека, зависит от его настроения и обстоятельств, но каждый хочет быть замеченным. И как же можно найти путь к сердцу человека, если он его так скрывает? Что там говорить, найти ключ ко всем сердцам… Какой бы не сложный был человек, всегда найдутся люди, которые смогут и могут его понять. Да, не всегда и не все могут разгадать его истинные намерения, так сказать, разоблачить его. Но многим это дано и этого им хватает. Они даже научились быть счастливы вместе. Иногда шаг навстречу другому человеку, это - величайшее путешествие в жизни. Не ищите пути к сердцу человека, просто научитесь с ним жить. |
Список литературы