Проблема мобилизации творческого потенциала в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июля 2011 в 14:13, доклад

Описание

Сегодня в России, как никогда требуется полная мобилизация творческого потенциала каждого человека, использование его природных задатков и способностей, талантливости и одаренности. Совершенно очевидно, что без выявления и полного использования творческого потенциала человека построение нормального государства невозможно. Роль творческого начала, исходя из определения, нельзя преуменьшить.

Работа состоит из  1 файл

Творческий потенциал изм..doc

— 57.00 Кб (Скачать документ)
 

Марышев Александр Анатольевич, студент 4 курса

Санкт-Петербургского Государственного Инженерно-Экономического Университета

(Кафедра управления трудовыми и социальными ресурсами) 

Проблема  мобилизации творческого  потенциала в современном  обществе 

      Сегодня в России, как никогда требуется полная мобилизация творческого потенциала каждого человека, использование его природных задатков и способностей, талантливости и одаренности. Совершенно очевидно, что без выявления и полного использования творческого потенциала человека построение нормального государства невозможно. Роль творческого начала, исходя из определения, нельзя преуменьшить. И действительно, творчество является одним из тех базисов, которое позволяет человеку быть активным членом нашего общества. К сожалению,  можно считать практически доказанным, что наш мозг работает с огромной недогрузкой. Неиспользованный творческий потенциал человеческого ума, его талантов всегда больше того, что реализовывалось и уже используется. Исходя из этого,  важнейшей задачей является как можно полное выявление всех возможностей творческого потенциала.

     Важное  место в структуре творческого  потенциала занимают способности, под которыми понимается «индивидуальные особенности человека, обуславливающие предрасположенность к чему-либо. Их сущностным признаком, как и всего творческого потенциала, является творческое мышление.

     Отличительной чертой творческого мышления является поиск нового, ранее неизвестного личности, что связано с преобразованием восприятия, понятий, суждений, с обнаружением иной связи явлений и процессов.

     Важным  компонентом творческого мышления является интуиция, которую определяют как бессознательное и непроизвольное проявление творческой мысли.

     Сущностным признаком творческого потенциала является творческое мышление. Отличительной чертой творческого потенциала является поиск нового, ранее не известного личности. Это предопределяет следующие специфические особенности творческого потенциала:

     - границы повышения интенсивности творческого потенциала неизвестны. Объем неиспользованных возможностей всегда больше. Интеллект человека дает человеку ни с чем не сравнимое преимущество, и чем активнее он используется, тем больше человек развивается. У человека есть значительный резерв, который он ещё может использовать. Способности и возможности человека не истощаются и не убывают, а, наоборот, становятся все более глубокими и разносторонними, поскольку способности человека формируются, развиваются и совершенствуются. Это может звучать парадоксально, но чем больше энергии расходует человек, тем больше он имеет в своем распоряжении;

     - отработанное время ни в коем случае не может служить измерителем его трудоемкости. Творчество, как правило, мало связано с материально-вещественными факторами производства. Естественной субстанцией потенциала является энергия, которую человек использует, когда мыслит. Поэтому естественной адекватной абсолютной мерой должна быть энергия.

      Все люди по своим способностям, их уровню и общей направленности различаются между собой. 

      Возможный уровень способностей человека во многом предопределен еще при его рождении. При этом природа определяет не только уровень способностей человека, но и их направленность. Ещё Иван Павлов разделили людей на мыслителей и художников. К мыслителям он относил людей с преобладанием второсигнальных психических функций (вербально-логических), а к художникам – первосигнальных, т.е. эмоционально-образных. Е.П.Махаров в этой связи писал что задатки – это предрасположенность человеческого организма к какой-либо деятельности, данная природой возможность развития той или иной способности. Следовательно, кем быть человеку – художником или мыслителем – задано в виде природных задатков.

           Вместе с тем, по вопросу о процентом соотношении  факторов обусловленных природой и  факторов, обусловленных окружающей среды, среди западных ученых возникла широкая дискуссия.

     Развитие  способностей необходимо для нормальной жизнедеятельности человека, и сама организация его мозга представляет для этого большие возможности. Согласно предложенной в 1986 Марвином Мински «теории ума», ум человека не является чем-то однородным, а определяется деятельностью специальных частиц, «агентов ума», которые активизируя путем напряженной деятельности все большее и больше число «агентов ума», он может непрерывно наращивать свои возможности.

     Многие отечественные  и зарубежные ученые считают, что  о развитии творческих способностей следует задуматься с самого его  рождения.  Важнейшим условием развития всех способностей, в том числе и творческих, является своевременное начало. Каждый ребёнок, рождаясь, обладает коллосальными возможностями развития способностей во всех видах человеческой деятельности. Но эти возможности не остаются неизменными и с возрастом постепенно слабеют, угасают и чем старше ребенок, тем труднее развить его способности. Поощряя творчество ребенка, надо быть готовым к тому, что многое он видит по-своему, воспринимает мир иначе. Обучая малыша, нельзя следовать даже самым проверенным стереотипам развивающего воспитания. Необходимо исходить из задатков самого ребенка, создавать условия для раскрытия его потенциальных возможностей.  

     До  настоящего времени те фазы человеческого  развития, которые являются наиболее продуктивными и творческими оставались вне поля зрения исследователей и ученых.

     Малая изученность этого периода человеческой жизни долгое время позволила бытовать положению швейцарского психолога Э. Клапареда о том, что зрелый возраст равносилен остановке в развитии, «окаменению».  

     Б.Г. Ананьев в своих работах, посвященных  изучению проблемы динамических изменений  человека в зрелом возрасте, доказал, что зрелость не есть остановка в развитии.  Он считает, что зрелость – не финиш, а центральный момент в развитии личности.

     Уже при рассмотрении границ зрелого  возраста, возникает вопрос: что  понимается под зрелостью личности?

     Можно говорить о том, что понятие зрелости невозможно определить без учета деятельностно-продуктивного отношения индивида к жизни, т.е., по  мнению Е.Б. Старовойтенко, оценки уровня продуктивности деятельности и масштаба перемен, совершаемых человеком в общественных отношениях и в собственной жизни. Развитие такого отношения к жизни определяет: стремление к изменениям, преобразованиям в мире вещей, людей, явлений; овладение многообразными формами практической деятельности; реальные, имеющие высокое объективное и субъективное значение преобразование в мире; интеграция деятельностей в единый эффективный способ практической связи с миром; легкость перехода от одной деятельности к другой; свободные переносы способов действий из одной деятельности в другую; достижение и переживание гармонии духовного и практического в деятельности; осознание активности, деятельности, творчества как высшей человеческой деятельности и т.д.

     Роль творческого труда определяется его возможностями создавать качественно новую продукцию, обеспечивающую конкурентоспособность предприятий в рыночной среде, его все возрастающим вкладом в конечные результаты деятельности предприятия, его постоянно увеличивающейся производительностью.

     Творческий потенциал – это совокупность реальных возможностей человека, обусловленных его способностями, знаниями, навыками, умениями и типом мышления создавать в различных видах деятельности новые элементы материального мира и духовной культуры. Сущностным признаком творческого потенциала является творческое мышление, которое обычно делится на:

    • теоретическое и практическое;
    • конвергентное (репродуктивное) и дивергентное (продуктивное).

Отличительной чертой творческого потенциала является поиск нового, ранее не известного личности. Все вышеперечисленное  предопределяет следующие специфические особенности творческого потенциала:

  • границы повышения интенсивности творческого потенциала неизвестны;
  • отработанное время ни в коем случае не может служить измерителем его трудоемкости.

     Все люди имеют разный творческий потенциал. Возможный уровень способностей человека во многом предопределен еще при его рождении. При этом природа определяет не только уровень способностей человека, но и их направленность. Существует мнение, что возможный уровень развития творческих способностей человека возможен при благоприятных для развития условиях, сама организация его мозга представляет для этого большие возможности. Согласно предложенной в 1986 Марвином Мински «теории ума», ум человека определяется деятельностью специальных частиц, «агентов ума», активизируя которые человек может непрерывно наращивать свои возможности.

     Важнейшим условием развития всех способностей, в том числе и творческих, является своевременное начало. Человека с первых же дней его жизни должна окружать насыщенная стимулирующая обстановка, красивые вещи, но самым важным будет безграничная любовь к нему его родителей. Деятельность, которой занимается ребенок, должна быть связана с положительными эмоциями, иначе говоря, приносить радость, удовольствие. Есть эта радость – задатки развиваются, нет радости – способностей не будет.

Ведущей деятельностью для ребенка является эмоционально-насыщенное общение.

     Большое значение имеет развитие потенциала у зрелой личности, акцент на которую  до недавнего времени не делалось. Наибольшее развитие в зрелом возрасте характеризуется:

    • самореализацией;
    • интранаправленностью;
    • целостностью личностью;
    • саморазвитием;
    • высокой интеллектуальной и эмоциональной активностью.

     Деятельность человека можно разделить на две составляющие – регламентационную (α-труд) и творческую (γ-труд). Труд нетворческий – это труд необходимый, а прибавочный труд – это труд творческий, который приобретает свою целесообразность только в том случае, когда идея специалиста является правильной. Учет результатов деятельности специалистов предполагает использование принципиально новых показателей, показателей при которых главное становится оценка потенциальной конкурентоспособности.

Информация о работе Проблема мобилизации творческого потенциала в современном обществе