Проблема общего блага в современной демократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 18:35, контрольная работа

Описание

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:
• оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;
• оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

Работа состоит из  1 файл

политология-контрольная.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

 Политическая теория Локка, изложенная в ”Двух трактатах о государственном правлении“, направлена против патриархального абсолютизма и рассматривает социально-политический процесс как развитие человеческого общежития от естественного состояния до гражданского общества и самоуправления.

Основной целью правительства является защита естественного права граждан на жизнь, свободу и собственность, и в целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы люди соглашаются учредить государство. Но кто бы ни обладал конкретной властью в государстве, ему вменяется в обязанность управлять согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов.

В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительству,  согласно Локку, передаётся только некоторая часть ”естественных прав“ (отправление правосудия, внешних сношений и т.п.) ради эффективной защиты всех остальных  - свободы слова, веры и, прежде всего, собственности.

Каждый человек передаёт государству и правительству часть своих прав. Отношение человека к государству и правительству определяется отношением человека к собственности: чем больше собственности, тем больше политических прав, но тем больше и обязанностей перед государством, охраняющим эту собственность. Народ остаётся безусловным сувереном. Несоблюдение правительством правил ”общественного договора“ (главным образом неприкосновенности собственности, гарантирующей индивидуальную свободу) делает его незаконным и даёт право подданным на сопротивление. Однако сопротивление также ограничивается разумными пределами и заканчивается с установлением прочного политического баланса.

Локк формулирует идею правового государства, утверждая, что в государстве абсолютно никто, никакой орган не может быть изъят из подчинения законам. По его мнению, законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную)  и ”федеративной“ (внешних сношений), причём само правительство также должно неукоснительно подчиняться закону.

Изучение этого периода предполагает ознакомление с жизнью и произведениями  Бенедикта (Баруха) Спинозы (1632-1677 гг.), нидерландского философа-материалиста. Родился Спиноза в семье купца, принадлежавшего к еврейской общине. Возглавив после смерти отца (1654 г.) его дело, он одновременно завязал научные и дружеские связи среди лиц, оппозиционно настроенных по отношению к господствовавшей в Нидерландах кальвинистской церкви. Руководители еврейской общины Амстердама подвергли Спинозу ”великому отлучению“. Спасаясь от преследователей, Спиноза жил в деревне,  вынужденный  зарабатывать средства к существованию шлифовкой линз, затем - в Рейнсбурге, предместье Гааги, где и создал  философские произведения.

Свои социально-политические воззрения Спиноза высказал в работе ”Политический трактат“ и в ряде других. Он был антиклерикалом, сторонником республиканского правления и противником монархии. Антиклерикализм Спинозы был связан с осознанием им политической роли церкви как ближайшего союзника монархического правления.

Подобно другим представителям теории естественного права и общественного договора Спиноза выводил закономерности общества из особенностей неизменной человеческой природы и считал возможным гармоническое сочетание частных эгоистических интересов граждан с интересами всего общества.

3.=== Теория демократии — совокупность утверждений и предположений описательного, аналитического и нормативного характера, которые фокусируются на основах демократии и демократических институтах. В современной теории демократии есть три основных направления: феноменологическое, объяснительное и нормативное. Феноменологическая теория описывает и классифицирует существующие демократические системы. Объяснительная теория пытается установить, чьи предпочтения играют роль при демократии, какими должны быть процедуры принятия решений, как избежать нежелательных последствий. Предметом нормативной теории является этическая сторона народовластия: когда и почему демократия желательна с точки зрения морали, какие принципы должны быть фундаментом демократических институтов, каковы разумные ожидания от граждан в демократическом обществе.
Согласно выводам теории, демократия представляет собой не просто народное правление, но и систему прав граждан. Нарушение этих прав ставит под сомнение демократичность правления. Вопросы равенства, компромисса и эффективного участия в процессе принятия политических решений занимают в демократии центральное место. Демократизация требует наличия устойчивого государства.

Из известных на сегодняшний день философских размышлений о народовластии, одним из наиболее ранних является надгробная речь главы афинского государства Перикла, посвящённая павшим в Пелопоннесской войне. В этой речи, которую Перикл произнёс в 430 году до н. э., он перечислил достоинства афинской демократии. По его мнению, законы обеспечивали равноправие, в продвижении по социальной лестнице ведущую роль играли заслуги и репутация, а свобода стала частью повседневной жизни.
В 322 году до н. э. Аристотель провёл классификацию форм правления в трактате «Политика». Среди видов народного правления он выделил политию, в которой проводится политика ради общего блага, и демократию, в которой малоимущие используют свою власть в собственных целях[1]. В своём анализе реально существовавших режимов Аристотель отметил, что в основе демократического государства лежит свобода. Выборы Аристотель рассматривал как черту олигархии, а демократическим методом заполнения государственных должностей считал жребий.
Джон Локк в «Двух трактатах о правлении» (1690) выступил в поддержку политического равенства, личной свободы и правления на основе волеизъявления большинства. Согласно Локку, созданию общества предшествует «природное» состояние свободы и равенства, так что ни у кого нет естественного права иметь власть над другими. Поэтому легитимным является только такое правительство, которое руководит с согласия руководимых. Поскольку добиться всеобщего согласия почти невозможно, решающую роль играет воля большинства. По мнению Локка, народ является конечным источником любой верховной власти, в частности, он вправе сменить правительство, которое злоупотребляет народным доверием и нарушает фундаментальные права. Под собственно демократией Локк понимал форму правления, в которой граждане издают законы и назначают глав исполнительной власти.

 

3***демократический метод есть такая совокупность институциональных средств принятия
политических решений, с помощью которых осуществляется общее благо путем
предоставления самому народу возможности решать проблемы через выборы индивидов,
которые собираются для того, чтобы выполнить его волю. На практике это означает
следующее.

Предполагается, что существует Общее Благо, достижение которого является
очевидной целью любой политики. Оно легко поддается определению и пониманию со
стороны любого нормального человека, если ему предъявить рациональные доводы.
Таким образом, нет оправдания тому, кто не понимает общего блага, и другого
объяснения, кроме незнания (которое можно преодолеть), глупости и
антисоциального интереса, существованию людей. Кроме того, наличие общего блага
требует определенных ответов на все вопросы, так что любой факт социальной
жизни, любое действие, которое предпринято или которое предполагается
предпринять, можно безошибочно оценить как "хорошее" или "плохое". Все люди
должны, следовательно, прийти к согласию, но крайней мере принципиального
характера, что существует общая воля народа (=воле всех разумных индивидов),
которая соответствует общему благу, интересу, благосостоянию или счастью.
Единственное обстоятельство, если не принимать во внимание глупость и
злонамеренные интересы, которое может привести к разногласиям и объяснить
наличие оппозиции, - это разница во мнениях, касающихся скорости, с которой
поставленные общие для всех цели должны быть достигнуты. Так, каждый член
общества, имея в виду общие цели, зная свои собственные интересы и оценивая, что
хорошо, а что плохо, принимает активное и ответственное участие в увеличении
хорошего и борьбе против плохого, а все члены общества, вместе взятые,
контролируют общественные дела.

не существует однозначно определенного понятия общего блага, которое устроило бы всех, если только будут приведены рациональные доводы. Это связано не только с тем обстоятельством, что некоторые личности имеют устремления, не совпадающие с общим благом, но в первую очередь с тем основополагающим моментом, что разные индивиды и группы вкладывают в понятие общего блага различное содержание. Этот факт, скрытый от утилитариста узостью его взгляда на мир человеческих мнений, порождает принципиальные противоречия, которые нельзя разрешить с помощью рациональной аргументации, потому что высшие ценности - наши взгляды по поводу того, как должна быть устроена жизнь и общество, - нельзя втиснуть в рамки простой логики.

Проблемы, связанные с
сопоставлением настоящего и будущего удовлетворения и даже со сравнением
социализма и капитализма, остались бы нерешенными, даже если бы каждого
гражданина удалось обратить в утилитаристскую веру. "Здоровья" могут хотеть все,
но у людей по-прежнему не было бы единого мнения но поводу целесообразности
вакцинации или операции на сосудах. И так далее.

Благо – предмет, вещь, услуга, способность вещи удовлетворять потребности, как правило, предмет предшествующего производства. Для блага очень важно свойство отчуждаемости, т.е. свойство быть объектом собственности и выступать объектом купли-продажи. Блага, обладающие этими свойствами, называются экономическими благами, им будет уделено основное место в нашей работе. Неэкономические блага – это свободные блага, не предмет производства, в отличие от экономических они, как правило, имеются в неограниченном количестве и общедоступны для каждого человека вне всякого обмена.

 

Существует великое множество благ. Условно их можно объединить в несколько крупных групп: 1. С точки зрения вещной формы, блага можно разделить: на материальные и нематериальные, или осязаемые и неосязаемые. К первым, например можно отнести дом, воду, цветы, а ко второй группе относятся главным образом услуги, например, информация о погоде на завтра, стрижка в парикмахерской, перелет на самолете.

2. С функциональной точки зрения, блага делятся на две большие группы: потребительские блага и блага производственного назначения. К последним, относятся материальные факторы производства, такие как оборудование, сырье, заводские здания, транспорт, дороги.

3. Среди благ выделяют:

·        взаимозаменяемые (субституты): масло – маргарин, поезд – автомобиль;

·        взаимодополняемые (комплиментарные товары): стол и стул, автомобиль и бензин, фотоаппарат и фотоплёнка.

4. Благами могут быть и вещи, и свойства вещей, и нематериальные услуги. Одни из потребляемых благ имеются в более или менее неограниченном количестве, например, воздух, вода в некоторых районах земного шара. Это свободные или неэкономические блага. Другие блага существуют в ограниченном количестве, поэтому их необходимо производить. Это так называемые экономические блага, например хлеб, компакт-диск, автомобиль, знания, услуги программиста и др. Экономические блага – это товары и услуги. Экономические блага обладают признаком ценности и распределяются путём рыночного механизма, принимая форму товара.

 

В современной экономической литературе по отношению к благам формулируется понятие ценности, имеющее два аспекта:

·         оценку благ с точки зрения их полезности, способности удовлетворять определенные потребности человека;

·         оценку благ с точки зрения того, что стоит (во что обходится) их получение, т.е. с позиции вклада человека в процесс производства.

 

 

 



Информация о работе Проблема общего блага в современной демократии