6) Географическая среда влияет
на возникновение и специфические
черты надстроечных явлений. Это
относится в частности к политической
надстройке, к государству. Энгельс
указывал, что на Востоке возникновение
государства шло как бы впереди процессов
классообразования, ускоряясь потребностями
строительства огромных в масштабе всего
региона оросительных систем. Человек
- это существо социальное, но сущность
человека определяется также и духовным
критерием. Чтобы понять проблему природы
и сущности человека, необходимо заметить,
что географическая среда накладывает
свой отпечаток и на духовную надстройку
общества. Гегель начал свою "Философию
истории" главой, посвященной географической
основе всемирной истории. Гегель рассматривал
природу как основу, на которой совершается
развитие духа народа. И как бы не был излишне
категоричен Гегель в своих рассуждениях
и примерах, его мысль содержит большую
часть истины. Воздействие географического
фактора, в частности ландшафта на духовные
феномены в свое время было прослежено
Ф. Энгельсом при объяснении такой черты
древнегреческой религии как политеизм,
т.е. многобожие. Энгельс писал: "На долю
Эллады выпало счастье увидеть, как характер
ее ландшафта был осознан в религии ее
обитателей. ... Все ее ландшафты охвачены
рамками гармонии. И все же каждое дерево,
каждый источник, каждая гора слишком
рельефно выступают на передний план;
каждая отдельная часть природы в своей
прекрасной завершенности претендует
на собственного бога; каждая река требует
своих нимф, каждая роща своих дриад, так
создавалась религия эллинов. Другие местности
не были так счастливы". В качестве другого
примера Энгельс избрал северогерманскую
степь - однообразный ландшафт, по его
мнению, наводит на монистическое миросозерцание.
Аналогичным образом можно проследить
воздействие географической среды на
искусство. Если мы безошибочно отличаем
друг от друга русские и молдавские, украинские
и итальянские песни, то в немалой степени
связано с тем, что географическая среда
специфическим образом отражается в музыкальном
ритме и напевности;
7) Географическая среда влияет
на социально-психологический облик
и настрой общества, то есть
на его менталитет. Так, ограниченная
в пространстве и не очень богатая природными
ресурсами географическая среда стимулирует
развитие в данном этносе чувства бережливости,
в то время как кажущаяся безграничной
в свое щедрости природа культивирует
дух расточительства. Я полагаю, что такое
отношение к земле, которое сейчас существует
в России можно объяснить вышеуказанным
моментом. Кажущаяся безграничность порождает
наплевательское отношение к земельным
ресурсам.
В заключение данной главы
считаю нужным отметить, что степень
влияния различных географических
факторов на развитие общества в различные
исторические эпохи была неодинакова.
Так, с развитием производительных сил
уменьшается зависимость страны от местоположения
природных богатств. Но, как показывает
исторический опыт, ослабление зависимости
в одном отношении сопровождается усилением
зависимости человека от природы в других
отношениях.
Современная
экологическая ситуация
и пути разрешения
конфликта человека
с природой.
Острые экологические ситуации
прошлого, по крайней мере, в двух
отношениях принципиально отличаются
от современной. Во-первых, они были локальными
либо региональными по характеру, а во-вторых,
порождались в большинстве случаев стихийным
развитием самой природы. Современная
экологическая ситуация носит глобальный,
общепланетный характер и является в самом
прямом смысле порождением общества, превратившегося
в самостоятельную геологическую силу,
т.е. фактор, способный причинить планете
не меньшие изменения, чем стихийные природные
силы (наводнения, извержения вулканов,
землетрясения, наступление песков, тайфуны
и прочие).
Сущность современной экологической
ситуации можно свести к трем
основным моментам:
1) Происходит чрезмерно быстрое
истощение природных ресурсов
общества - сырьевых, энергетических. Один
пример: человечество сжигает в
настоящее время около 3 млрд. тонн нефти
в год и, таким образом, при нынешних темпах
потребления этот невозобновимый ресурс
исчезнет через 40 лет;
2) Происходит чрезмерно быстрое
загрязнение природной среды
- атмосферы, гидросферы, литосферы,
что приводит к катастрофическим
последствиям, вроде "озоновых дыр"
и т.п.;
3) Происходит чрезвычайно быстрое
увеличение численности населения.
Нетрудно убедиться, что все
эти три момента сугубо социального
происхождения. Два первых из
них прямо и непосредственно
порождены научно-технической революцией
и прежде всего распространением ее на
сферу вооружений. В некотором пояснении
нуждается третий момент. Необходимо учитывать,
что современные темпы роста народонаселения
не являются нормой развития человечества
и в недалеком будущем ожидается их значительное
уменьшение (кстати, предыдущее удвоение
численности населения потребовало 150
лет). Во-вторых, речь идет об абсолютном
перенаселении. Если сегодня в слаборазвитых
странах ежегодно умирает от голода 50
млн. чел., то причина этого не в истощении
продовольственных ресурсов Земли. Современный
научно-технический прогресс делает вполне
реальным доведение до 2000 г. урожайности
продовольственных и фуражных культур
в среднем до 30 центнеров условных зерновых
единиц с гектара, что обеспечило бы научную
норму питания примерно 7 млрд. чел. Причина
- в отсталости этих стран как наследии
колониализма, в их неоколониалистской
эксплуатации, в сосредоточении основной
массы продовольствия на мировом рынке
в руках развитого Севера.
Таким образом, налицо невиданный ранее
общепланетарный кризис, который из вроде
бы чисто экологического на наших глазах
превратился в общий кризис цивилизации,
основательно деформирующий все стороны
жизни человека - экономическую, социальную,
духовную.
Каковы же пути разрешения конфликта,
выразившегося в противостоянии человека
и природы? Чтобы понять реальные пути
преодоления этого кризиса, необходимо
предварительно разобраться в его глубинных
корнях. В философии разработано несколько
научных концепции по преодолении критической
ситуации.
Так, "формационная концепция
связывает напрямую современную
экологическую ситуацию с той
или иной общественно-экономической
системой. Так, в нашей литературе
долгое время господствовал тезис
о двух типах природопользования
- досоциалистическом, коренные пороки
которого якобы вытекают из частнособственической
основы общества и социалистическом, который
якобы чуть ли не автоматически ликвидирует
хищническую тенденцию в воздействии
человека на окружающую природную среду".
На самом деле формационные параметры
конкретного общества не могут влиять
на характер природопользования, а, следовательно
и на современную экологическую ситуацию.
Но, если мы хотим сравнивать между собой
в этом отношении различные страны и регионы,
то сами формационные параметры должны
быть строго выверены. И тогда становится
ясным, что превосходство в решении экологических
проблем обнаруживается не в тех странах,
которые до недавнего времени считались
социалистическими, а в том регионе, в
котором реально осуществляются процессы
социализации общественной жизни. Во-вторых,
специфические черты современной экологической
ситуации обнаруживают себя по разному
в зависимости от уровня культуры региона
или отдельно взятой страны, то есть показателя
явно не формационного. В качестве примера
можно привести Чернобыль, аварии на других
экологоопасных объектах, чтобы понять
как мы зависим сегодня от нашей собственной
исполнительской, нравственной и даже
политической культуры.
Другой подход к пониманию
экологического кризиса - цивилизационный,
так как современная экологическая ситуация,
основной характеристикой которой является
экологический кризис, по сути, цивилизационного
происхождения. Машина, положившая начало
индустриальной волне цивилизации и являющаяся
ее технической основой, принципиально
изменила способ потребления сил природы
и масштабы такого потребления. Безудержная
машинизация всех отраслей народного
хозяйства (вплоть до производства машин
машинами), автомобилизация и т.п. повлекли
за собой столь же безудержное потребление
сил природы и загрязнение среды существования.
Таким образом, истоки современного экологического
кризиса обнаруживаются в логике развития
фундаментальных основ цивилизации - ее
технико-технологического базиса. Следовательно,
соответствующим образом должны быть
ориентированы и поиски путей и средств
выхода из кризиса.
С одной стороны, для оптимизации
природной среды могут быть
использованы невиданные технические
возможности, открывающиеся сегодня.
Ведь в том то и состоит
противоречивый характер научно-технической
революции, что, порождая невиданные в
прошлом экологические проблемы, она в
тоже время содержит потенциальные возможности
для их преодоления. С другой стороны,
" ... цивилизации во имя выживания, возможно,
придется отказаться от многих своих технических
детищ. Введение международного запрета
на фрионовые холодильники - это только
начало. Предстоит переход на более чистую
энергию - Солнца, водяных и воздушных
потоков, разницы температур, внутреннего
тепла Земли и т.д. А поскольку эти источники
составляют лишь несколько процентов
современного мирового энергобаланса,
человечеству предстоит качественно изменить
свой образ жизни за счет деиндустриализации,
деурбанизации, демилитаризации, минимального
использования моторного транспорта,
упора на энерго- и ресурсосберегающие
технологии и пр."
В заключение третье главы
надо сказать, что цивилизационное
разрешение современной экологической
ситуации зависит также и от
уровня зрелости прогрессивных
сил. Сплочение и организация
сил прогресса в планетарном
масштабе - поскольку сама ситуация носит
планетарный характер - позволило бы предпринять
глобальные меры по оздоровлению природной
среды, используя на это и средства, высвободившиеся
в результате прекращения гонки вооружений;
перестроить международный экономический
порядок и на этой волне ускорить развитие
стран "третьего мира", облегчить
их продовольственное положение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, проблема отношения человека
и природы вырастает из объективного
противоречия, характеризующегося
положением человека в природе:
человек, являясь природным существом
противопоставляет себя остальной природе
посредством своей деятельности. Материальная
практика соединяет человека с природой
(осуществляется естественный обмен между
ними) и одновременно выделяет человека
из природы, формируя несводимую к природным
закономерностям человеческую сущность,
специфические законы развития , подчиняющие
себе в конечном счете и саму природную
историю.
Что же является определяющим
в отношении человека и природы:
то, в чем он сходен, в чем един
с природой, или то чем он принципиально
отличается от нее? Решение этого вопроса
предполагает понимание сущности человека.
Поэтому исследование отношения человека
и природы предполагает и связывается
с самопознанием человека. Эта связь обусловлена
и тем, что человек, в отличие от других
природных существ, относится к природе
главным образом не непосредственно, а
через других людей - через посредство
общественных связей с другими людьми.
Природа раскрывается людям в
общественно развитых способах
их человеческой деятельности как "очеловеченная",
носящая на себе печать самого человека,
а человек в известном смысле соотносится
в природе с самим собой.