Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 01:57, реферат
Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Есть версия, что смысл жизни в исправлении своих ошибок которые допускались в прошлых жизнях.
Введение.
Смысл жизни: многообразие понимания.
Лейбниц.
Шопенгауэр.
Лотце.
Вывод.
Список используемой литературы.
2.2. Шопенгауэр.
Совершенно же
иной позиции придерживался
В полном согласии с этим всплывает оптимистическая черта Шопенгауэра и во взгляде на человека. Чем ближе он подходит к человеку и к тем главам своей философии, где затрагиваются вопросы императивного характера, тем яснее там слышится голос высокой оценки разума и познания человека; там он везде зовет к самоуглублению, к самосознанию личности, как спасительному фактору не только метафизически, но и житейски6. Личность со всех точек зрения возводится в ранг первостепенного фактора, почти абсолютной ценности. Идея личности и ее самосознания привели Шопенгауэра к бреши в пессимизме в коренном пункте: несмотря на свою радикально пессимистическую оценку, Шопенгауэр уделил человеческому индивиду совершенно исключительное положение. В то время как Лейбниц, спасаясь от тягостной проблемы зла, увидел себя вынужденным принизить индивида, возложив всю вину на него и его свободу, Шопенгауэр, наоборот, ища выхода, отвел отдельному человеку место особой идеи, меж тем как в природе идея вообще снисходит только до рода; человек уже выходит за пределы явления и обретает бытие, восходящее к царству вечного и единого: решением его воли, просветленной его постижением, может быть спасен мир или уничтожен. Пусть мир плох, но мощь и значение человека от этого выступают тем рельефнее.
4. Лотце.
Из новейших философских систем учение Лотце подходит особенно близко к вопросу о смысле жизни и мира. Это объясняется не только жизненным, религиозно-активистическим духом Лотце, но и тем местом, которое он уделяет в своей философии ценностям и целям. По его убеждению, даже если бы нам удалось построить всю систему причин, мы все-таки не могли бы обойтись без понятия цели, потому что тогда перед нами еще более остро встал бы вопрос о том, почему причины, дающие определенный результат, комбинируются так, а не иначе. Понять, по его учению, значит почти определенно оправдать, т.е. отнести к определенным целям и ценностям, а это в свою очередь выдвинуло другую идею, необычайно важную в решении вопроса о смысле мира и жизни: Лотце считает величайшей несообразностью думать, что могут быть у мира цели, о содержании и выполнении которых никто ничего не знает, т.е. что могут существовать безотносительные цели; то, что должно быть целью и ценностью, находит единственное место своего бытия в живом духе и чувстве какого-нибудь духовного существа.
С точки зрения решения вопроса о смысле жизни особенно тяжелой оказалась основная мысль Лотце во взгляде на познание. Он решительно отверг возможность познания и встал на точку зрения догадки, укрепленной верой в бога. В итоге личности остаётся лишь верить, что какие-то цели существуют, что мы идем в какую-то неведомую даль и из неведомого места и что в этой неведомой дали кроется что-то ценное и абсолютно важное, но что оно, это для нас остается вечной тайной.
В тесном, глубоком
родстве с Лотце стоит русский философ
Лопатин. Их сродняет общий колорит их
философского учения и особенно общий
уклон к оптимистическому решению проблемы
смысла мира и жизни, а также на сущность
души человека и его микрокосмическое
значение. Цель и смысл мира он видит в
реализации гармонии всех духовных творений,
она «в бесконечном благе всех духовных
существ. Жизнь мира может и должна быть
лишь осуществлением абсолютного добра».
5. Вывод.
Поиск смысла жизни – это основная мотивация человеческой жизни, а не «вторичная рационализация» (сознательное объяснение) инстинктивных побуждений. Этот смысл уникален и специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим человеком; только тогда он может удовлетворить его собственную волю (стремление) к смыслу.
Для того чтобы
понять, в чём заключается смысл
жизни человека, необходимо понять,
кто есть человек и какая его
роль в окружающей нас действительности.
Причём сделать это нужно, опираясь
не на философские теории, а на научные
факты.
6.
Список ипользуемой
литературы.
Губин В. Д. Философия
: актуальные проблемы : учебное пособие
для вузов / В. Д. Губин. – М. : Омега-Л, 2009.
– 367 с.
Зинченко
В. П. Ценности в структуре сознания
/ В. П. Зинченко // Вопросы философии.
– 2011. – № 8. – С. 85-97.
А. А. Гусейнов //
Вопросы философии. – 2010. – № 8. –
С. 4 - 10.
Степин
В. С. Наука и философия / В. С. Степин
// Вопросы философии. – 2010. –
№ 8. – С. 58 - 75.