Проблема смысла жизни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 01:57, реферат

Описание

Смысл жизни - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Есть версия, что смысл жизни в исправлении своих ошибок которые допускались в прошлых жизнях.

Содержание

Введение.
Смысл жизни: многообразие понимания.
Лейбниц.
Шопенгауэр.
Лотце.
Вывод.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

реферат философия.docx

— 29.83 Кб (Скачать документ)

2.2. Шопенгауэр.

Совершенно же иной позиции придерживался Шопенгауэр, и никакие усилия не могли спасти абсолютный пессимизм от притока  оптимистических веяний. Правда, как  энергично Шопенгауэр ни отклонял то, что он называет историзмом, эта  идея выявилась и у него в довольно яркой степени, а с нею воскрес  и известный телеологизм. И действительно, как можно было отклонить идею развития, и при том все повышающегося, когда весь мир расположился, в толковании Шопенгауэра, по направлению к небытию. В этом самосознании достигла просветления не только личность, но и весь мир; злой обманщик все-таки пришел к саморазоблачению и, следовательно, к коренному устранению зла. И это не иллюзия только потому, что все это способно привести к реальным следствиям абсолютно положительного свойства, а именно: к уничтожению мира. Если мир абсолютное зло и бессмыслица, то тем больше ценности и смысла в его уничтожении. Жизнь личности таким путем обрела ясный смысл и у Шопенгауэра, и при том смысл прямого космического значения: через свое просветление и отказ в себе от воли к жизни она спасает мир от мук и бессмыслицы, хотя бы уничтожением всего.

В полном согласии с этим всплывает оптимистическая  черта Шопенгауэра и во взгляде  на человека. Чем ближе он подходит к человеку и к тем главам своей  философии, где затрагиваются вопросы императивного характера, тем яснее там слышится голос высокой оценки разума и познания человека; там он везде зовет к самоуглублению, к самосознанию личности, как спасительному фактору не только метафизически, но и житейски6. Личность со всех точек зрения возводится в ранг первостепенного фактора, почти абсолютной ценности. Идея личности и ее самосознания привели Шопенгауэра к бреши в пессимизме в коренном пункте: несмотря на свою радикально пессимистическую оценку, Шопенгауэр уделил человеческому индивиду совершенно исключительное положение. В то время как Лейбниц, спасаясь от тягостной проблемы зла, увидел себя вынужденным принизить индивида, возложив всю вину на него и его свободу, Шопенгауэр, наоборот, ища выхода, отвел отдельному человеку место особой идеи, меж тем как в природе идея вообще снисходит только до рода; человек уже выходит за пределы явления и обретает бытие, восходящее к царству вечного и единого: решением его воли, просветленной его постижением, может быть спасен мир или уничтожен. Пусть мир плох, но мощь и значение человека от этого выступают тем рельефнее.

4. Лотце.

Из новейших философских систем учение Лотце подходит особенно близко к вопросу о смысле жизни и мира. Это объясняется не только жизненным, религиозно-активистическим духом Лотце, но и тем местом, которое он уделяет в своей философии ценностям и целям. По его убеждению, даже если бы нам удалось построить всю систему причин, мы все-таки не могли бы обойтись без понятия цели, потому что тогда перед нами еще более остро встал бы вопрос о том, почему причины, дающие определенный результат, комбинируются так, а не иначе. Понять, по его учению, значит почти определенно оправдать, т.е. отнести к определенным целям и ценностям, а это в свою очередь выдвинуло другую идею, необычайно важную в решении вопроса о смысле мира и жизни: Лотце считает величайшей несообразностью думать, что могут быть у мира цели, о содержании и выполнении которых никто ничего не знает, т.е. что могут существовать безотносительные цели; то, что должно быть целью и ценностью, находит единственное место своего бытия в живом духе и чувстве какого-нибудь духовного существа.

С точки зрения решения вопроса о смысле жизни  особенно тяжелой оказалась основная мысль Лотце во взгляде на познание. Он решительно отверг возможность познания и встал на точку зрения догадки, укрепленной верой в бога. В итоге личности остаётся лишь верить, что какие-то цели существуют, что мы идем в какую-то неведомую даль и из неведомого места и что в этой неведомой дали кроется что-то ценное и абсолютно важное, но что оно, это для нас остается вечной тайной.

В тесном, глубоком родстве с Лотце стоит русский философ Лопатин. Их сродняет общий колорит их философского учения и особенно общий уклон к оптимистическому решению проблемы смысла мира и жизни, а также на сущность души человека и его микрокосмическое значение. Цель и смысл мира он видит в реализации гармонии всех духовных творений, она «в бесконечном благе всех духовных существ. Жизнь мира может и должна быть лишь осуществлением абсолютного добра». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Вывод.

Поиск смысла жизни  – это основная мотивация человеческой жизни, а не «вторичная рационализация» (сознательное объяснение) инстинктивных  побуждений. Этот смысл уникален и  специфичен, так как должен быть найден и осуществлен только самим  человеком; только тогда он может  удовлетворить его собственную  волю (стремление) к смыслу.

Для того чтобы  понять, в чём заключается смысл  жизни человека, необходимо понять, кто есть человек и какая его  роль в окружающей нас действительности. Причём сделать это нужно, опираясь не на философские теории, а на научные  факты. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  
 
 
 
 

6. Список ипользуемой литературы. 

Губин В. Д. Философия : актуальные проблемы : учебное пособие для вузов / В. Д. Губин. – М. : Омега-Л, 2009. – 367 с. 

Зинченко  В. П. Ценности в структуре сознания / В. П. Зинченко // Вопросы философии. – 2011. – № 8. – С. 85-97.  

А. А. Гусейнов // Вопросы философии. – 2010. – № 8. –  С. 4 - 10. 

Степин  В. С. Наука и философия / В. С. Степин // Вопросы философии. –  2010. –  № 8. – С. 58 - 75. 
 


Информация о работе Проблема смысла жизни