Проблема соотношения культуры и цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 15:39, контрольная работа

Описание

Понятия цивилизации и культуры выступают как синонимы, между ними нет сколько-нибудь существенных различий. В качестве примера можно указать на концепцию известного английского историка А. Тойнби, который рассматривает цивилизацию в качестве определенной стадии культуры, делая акцент на ее духовном аспекте и считая религию главным и определяющим элементом.

Содержание

Введение 2-3 1.Проблема соотношения культуры и цивилизации. 4-7
2.Функции культуры. 8-10
3.Технологии, нормы, традиции, обычаи, правила, преемственность. 11-13
4.Типология культур. 14
5.Массовая и элитарная культура. 15
Заключение 16-17
Список используемой литературы 18

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 43.86 Кб (Скачать документ)

Традиции - это  элементы социального и культурного  наследия, передающиеся из поколения в поколение, и сохраняющиеся в определённом сообществе в течении длительного времени. Существует множество видов традиций, И.В. Суханов приводит пример революционных традиций, и определяет их как процесс воспроизводства у новых поколений советских людей, тех морально-политических качеств, которые были выработаны российским рабочим классом в период трёх революций и гражданской войны. Конечная цель традиций сводится к тому, чтобы ввести деятельность нового поколения в то русло, по которому развивалась деятельность старших поколений. Но если мы будем повторять пройденное, то прогресс остановится, поэтому человечество вносило и вносит что-то новое в то, чем занимались предыдущие поколения.

Однако традиции, не смотря на свою устойчивость, консерватизм, разрушаются. В процессе развития общества традиция дополняется другими средствами воспроизводства и подвергается целостности и устойчивости культуры (идеология, право, религия, политика и другими формами духовностей). Отсюда и возникло историческое направление, которое так и называется – традиционализм, сущность которого можно свести к предположению о существовании некоторой «изначальной традиции», которое считается единой у всех культур и стоящей у их истоков в качестве изначального состояния мира, постулируется единство всех культур, а множественность и разделение культур, как регресс, упадок, отход к изначальной позиции. 

 

Различают жесткие  традиции, не допускающие нововведений и отклонений в поведении. Для  них характерно очень длительное существование, передача из поколения в поколение без изменений. Другой тип представляют пластичные, подвижные традиции. Они располагают достаточно широким диапазоном вариативности, изменчивости, хотя при этом основа традиций также остается без перемен. В этом случае традиции могут «обрастать» новыми нормами, правилами, приемами, они изменяются в зависимости от той или другой обстановки, допускают варианты поведения в разных обстоятельствах.

Обычай, унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов. Термин “обычай” часто отождествляется с терминами "традиция" и "обряд" ("ритуал"); однако традиции охватывают гораздо больший круг явлений, присущи всем сферам социальной жизни и всем культурам, тогда как сфера обычая ограничивается определенными обществами или областями общественной жизни. 

Техника и технологии существует в любой культуре. Под техникой понимается совокупность искусственных  орудий, с помощью которых человек осуществляет целенаправленное воздействие на объекты окружающего мира. Технологию можно определить как способ производственной деятельности. Часто слово "технология" используется и в более широком смысле - как способ не только производственной, но и духовной деятельности - сегодня говорят, например, о "технологиях управления", "социальных технологиях", "политических технологиях" и даже "технологиях мышления". Иногда понятия "техника" и "технология" выступают как синонимы.  

  Гораздо чаще о технике и технологиях говорят применительно к производственной деятельности человека. Человеческие общества значительно различаются уровнем развития производственных технологий.  
Развитие технологии в индустриальном обществе привело к формированию так называемой "техносферы". Множество технических устройств, окружающих современного человека, образуют искусственную среду обитания, аналогов которой не было никогда ранее. Техника воздействует на образ жизни в современном обществе. Ритм человеческой жизни все больше определяется функционированием технических систем, а не естественными природными ритмами. Наиболее простой пример - это круглосуточное бодрствование современных городов и разнообразных технических служб. Чтобы наглядно представить себе степень зависимости современного общества от техносферы, достаточно вообразить последствия долговременного отключения электричества в масштабах хотя бы одного крупного города (что неизбежно повлекло бы за собой остановку и других технических служб).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Типология культур.

Типология культур строится на основании нескольких критериев. Таких критериев, или оснований может быть много, например: связь с религией ( культуры религиозные и светские); региональная принадлежность культуры (культуры Востока и Запада, средиземноморская, латиноамериканская); регионально-этническая особенность (русская, французская); принадлежность к историческому типу общества (культура традиционного, индустриального, постиндустриального общества); хозяйственный уклад (культура охотников и собирателей, огородников, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура); сфера общества или вид деятельности (культура производственная, политическая, экономическая, педагогическая, экологическая, художественная и т.п.); связь с территорией (сельская и городская культура); специализация (обыденная и специализированная культура); этническая принадлежность (народная, национальная, этническая культура); уровень мастерства и тип аудитории (высокая, или элитарная, народная, массовая культура) и др.

Когда говорят о художественной, экономической или политической культурах, специалисты называют их либо разновидностями культуры общества, либо сферами культуры общества. Вкратце рассмотрим главные разновидности (сферы) культуры.

Типология культуры только тогда примет стройный и завершенный вид, когда  мы приведем в порядок сами критерии, или основания классификации. Поскольку в культурологии не сложилось единого мнения о том, что считать видами, формами, типами, отраслями культуры, в качестве одного из вариантов можно предложить следующую концептуальную схему.     

 

5. Массовая и элитарная культура.

 Элитарная культура, ее сущность связывается с понятием элиты и обычно противопоставляется культурам народной, массовой. Элита (elite, франц. - избранный, лучший, отборный, отборный), как производитель и потребитель этого типа культуры по отношению к обществу представляет собой с точки зрения как западных, так и отечественных социологов, культурологов высшие, привилегированные слои (слой), группы, классы, осуществляющие функции управления, развития производства и культуры. Тем самым утверждается разделение общественной структуры на высших, привилегированных и низших, элиту и остальную массу. Определения элиты в разных социологических и культурологических теориях неоднозначно.     

 Выделение элитарного слоя имеет немалую историю. Уже Конфуций видел общество, состоящим из благородных мужей, т.е. меньшинства, и народ, нуждающийся в постоянном моральном воздействии и руководстве со стороны этих благородных. По сути дела на элитарных позициях стоял Платон. Римский сенатор Менений Агриппа большую часть населения относил к "тягловому скоту", для которого нужны погонщики, т.е. аристократы.     

В массовой культуре тексты создаются специалистами-профессионалами (авторами) по специальному заказу, знающими свое ремесло, цели и требования заказчика, принявшими его условия. В качестве заказчика выступают властные структуры, коммерческие круги, владельцы СМИ и др. Ориентируются эти тексты на некую неопределенную (усредненную) аудиторию, на массового потребителя. В этих условиях формируются особые черты, характеризующие массовую культуру

 

 

Заключение

Предмет культурологии. Философия  культуры и культурная антропология. Термин культура стал употребляться как самостоятельное понятие лишь с XVIII века, до этого он употреблялся в словосочетаниях, обозначая качество того или иного явления относящегося к неприродной сфере. Например Немецкий правовед и историк Пуфендорф называл культурным человеком, человека подвергшегося воздействию цивилизации, в отличии от человека естественного, природного, то есть собственно дикаря. Этим термином так же обозначали, те формы цивилизации которые создавались отдельными народами, мы и сейчас используем термин культура в этом смысле говоря о национальной культуре. 

В XIX и ХХ веках понятие  культуры вошло в обиход социологов и психологов, публицистов, политиков  и даже широких слоев населения. В конце XIX века сложилась характерная  для западной культурологии традиция исследовать культурологию в комплексе антропологических дисциплин. Этот подход к культуре был заложен Э. Тайлором который определил ее как : целостный комплекс, который включает в себя знания , верования, искусство верования, нравы право, обычаи и все прочие способности характерные черты и привычки, приобретаемые человеком как членом общества. В настоящее время существует порядка 500 дефиниций культуры. В настоящее время существует порядка 500 зафиксированных подходов к определению сущности культуры. Делались попытки систематизировать этот многообразный методологический аппарат. Выделяют, например: 

1. Описательные методы  постижения культуры они просто  перечисляю, заведомо неполно отдельные  элементы и проявления культуры (например, обычаи верования, виды  деятельности). 

 2. Антропологические - исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей противостоящих природе. 

3. Ценностные - трактуют природу как5 совокупность духовных и материальных ценностей. 

4. Нормативные - исходят  из того что содержание культуры  составляют нормы и и правила регламентирующие жизнь людей. 

5. Адаптивные - трактуют культуру  как свойственный людям способ  удовлетворения потребностей, как  особый вид деятельности, посредством  которой они приспосабливаются к природным условиям. 

6. Исторический подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развиваются путем передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. 

7. Функциональное характеризуют  культуры через функции которые  она выполняет в обществе, и  рассматривают прежде всего единство и взаимосвязанность этих функций в ней. 

8. Семиотические - рассматривают культуру как систему знаков используемых обществом.

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Кириленко, Г. Г. Философия.  Справочник студента /

Г. Г. Кириленко, Е. В. Шевцов. – М. : Слово, 2002. – 670 с.

2. Маркузе, Г. Одномерный  человек. – М. : ИНФРА, 1994.

– 324 с.

3. Ортега-и-Гассет, Х. Философия культуры. – М. : Мысль,

1991. – 316 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Проблема соотношения культуры и цивилизации