Проблемы человека в философии. Достоевский Федор Михайлович «Братья Карамазовы» - глава «Великий инквизитор»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:05, контрольная работа

Описание

1. Какие искушения связаны с символами «Чудо. Тайна. Авторитет»?
2. Почему свобода может стать трудным испытанием для человека?

Работа состоит из  1 файл

философия 2012.doc

— 28.00 Кб (Скачать документ)

Тема 2 «Проблемы  человека в философии. Достоевский  Ф.М.  «Братья Карамазовы» (глава  «Великий инквизитор»).

  1. Какие искушения связаны с символами «Чудо. Тайна. Авторитет»?

Среди главнейших философских  вопросов, а также нравственных и  социальных выделяются такие, как: возможности и пределы человеческого разума в познании «тайн» жизни и смерти; возможность будущей гармонии – небесной и земной – право на «возмездие» здесь, на земле; в чем истинная свобода человека, и нужна ли она ему; какова взаимосвязь свободы и необходимости; есть ли бог и бессмертие, какова нужда человека в них (оправдана ли формула: «Если бога нет, то его надо выдумать»); каковы свойства и возможности человеческой натуры; есть ли разница в любви к «человечеству» и в любви к «человеку», «ближнему».   Большое место в их решении занимает кульминационная глава романа «Великий инквизитор» и главы, предшествующие ей. Основное понятие, сформулированное в таких словах, ставших символическими, в Легенде о великом инквизиторе, как «чудо», «тайна», «авторитет», пройдут через весь роман, соединяя его единой философской мыслью.

О необходимости для человеческого  познания факта как доказательства истины и инквизитор в главе «Великий инквизитор». Напоминая заключенному в темницу Христу легенду об искушении  дьяволом сына божия,  инквизитор говорит о тех  трех вопросах, в самом появлении которых заключалось «настоящее громовое чудо». Это были вопросы о требовании «чуда» от сына божия для доказательства его божественности; они были направлены на установление «истины», были важным этапом в познании. «И можно ли  было, - восклицает инквизитор, - сказать хоть что-нибудь истиннее того, что он возвестил тебе в трех вопросах, и что ты отверг, и что в книгах названо «искушением»?». 

Первое «искушение» - предложение Христу обратить «камни в хлебы» заключало в себе не только мысль о необходимости  удовлетворения материальной потребности людей и подчинении их себе путем материальной заинтересованности, но оно означало и важный акт на пути познания. Камни, превращенные в хлебы, - это было бы то «чудо», которое ровно было бы «факту», доказательству; Христос доказал бы тогда  истину своего существования, существование Бога. Ошибка Христа,  по мнению инквизитора, в том, что он не понял природы человеческого ума, он не понял, что человеку легче, привычнее подчиниться факту («чуду»),чем оставлять за собою свободу бездоказательного выбора.

Если «чудо» выполняет функцию  «факта», доказательства и соответствует  требованию «эвклидовского» ума, то «тайна» как раз раскрывает то, что не поддается такому методу познания и такому склад мышления. Она связана с теми вопросами, которые касаются ничем не измеримой бесконечности бытия. С понятием «тайна», символизирующем в романе как стремление человеческого разума к познанию непостижимого так и страстное желание человека приобщиться к идеалу, тесно связано понятие «авторитет». Инквизитор трактует «авторитет» как необходимый фактор на пути отказа человека от своей свободы, ибо, говорит он, «ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы». Это его заявление соответствовало общей социальной концепции Ивана, который делил людей на меньшинство и избранных, сильных, призванных сказать новое слово в истории и вести за собой послушную массу, и большинство обыкновенных и слабых людей, для которых необходим «авторитет» и сила избранных.

Для счастья людей нужно чудо, тайна и авторитет. Чудо основано на лжи, будто инквизиторы способны обратить камни в хлеб, в действительности получить в свои руки хлеб, человечеством же добытый. И таким образом поработить человечество мнимыми чудесами. Тайна заключается во лжи, будто инквизиторы говорят от имени Христа, в действительности же они вооружились мечами и превратились в царей земных. Авторитет выражается в беспрекословном повиновении и послушании всего человечества, непричастного к тайне, кучке инквизиторов, стригущих обманутое и устрашенное человечество.

  1. Почему свобода может стать трудным испытанием для человека?

Проблема свободы является одной из самых важных проблем. Понятие свободы очень неоднозначно. О свободе воли человека как образа Божьего, о свободе характеризующейся наличием в человеке способности выбора

  1. Почему И.Христос отверг искушение духа зла?
  2. В чем различие представлений о счастье

Информация о работе Проблемы человека в философии. Достоевский Федор Михайлович «Братья Карамазовы» - глава «Великий инквизитор»