Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 17:05, контрольная работа
1. Какие искушения связаны с символами «Чудо. Тайна. Авторитет»?
2. Почему свобода может стать трудным испытанием для человека?
Тема 2 «Проблемы человека в философии. Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы» (глава «Великий инквизитор»).
Среди главнейших философских вопросов, а также нравственных и социальных выделяются такие, как: возможности и пределы человеческого разума в познании «тайн» жизни и смерти; возможность будущей гармонии – небесной и земной – право на «возмездие» здесь, на земле; в чем истинная свобода человека, и нужна ли она ему; какова взаимосвязь свободы и необходимости; есть ли бог и бессмертие, какова нужда человека в них (оправдана ли формула: «Если бога нет, то его надо выдумать»); каковы свойства и возможности человеческой натуры; есть ли разница в любви к «человечеству» и в любви к «человеку», «ближнему». Большое место в их решении занимает кульминационная глава романа «Великий инквизитор» и главы, предшествующие ей. Основное понятие, сформулированное в таких словах, ставших символическими, в Легенде о великом инквизиторе, как «чудо», «тайна», «авторитет», пройдут через весь роман, соединяя его единой философской мыслью.
О необходимости для
Первое «искушение» - предложение Христу обратить «камни в хлебы» заключало в себе не только мысль о необходимости удовлетворения материальной потребности людей и подчинении их себе путем материальной заинтересованности, но оно означало и важный акт на пути познания. Камни, превращенные в хлебы, - это было бы то «чудо», которое ровно было бы «факту», доказательству; Христос доказал бы тогда истину своего существования, существование Бога. Ошибка Христа, по мнению инквизитора, в том, что он не понял природы человеческого ума, он не понял, что человеку легче, привычнее подчиниться факту («чуду»),чем оставлять за собою свободу бездоказательного выбора.
Если «чудо» выполняет функцию «факта», доказательства и соответствует требованию «эвклидовского» ума, то «тайна» как раз раскрывает то, что не поддается такому методу познания и такому склад мышления. Она связана с теми вопросами, которые касаются ничем не измеримой бесконечности бытия. С понятием «тайна», символизирующем в романе как стремление человеческого разума к познанию непостижимого так и страстное желание человека приобщиться к идеалу, тесно связано понятие «авторитет». Инквизитор трактует «авторитет» как необходимый фактор на пути отказа человека от своей свободы, ибо, говорит он, «ничего и никогда не было для человека и человеческого общества невыносимее свободы». Это его заявление соответствовало общей социальной концепции Ивана, который делил людей на меньшинство и избранных, сильных, призванных сказать новое слово в истории и вести за собой послушную массу, и большинство обыкновенных и слабых людей, для которых необходим «авторитет» и сила избранных.
Для счастья людей нужно чудо, тайна и авторитет. Чудо основано на лжи, будто инквизиторы способны обратить камни в хлеб, в действительности получить в свои руки хлеб, человечеством же добытый. И таким образом поработить человечество мнимыми чудесами. Тайна заключается во лжи, будто инквизиторы говорят от имени Христа, в действительности же они вооружились мечами и превратились в царей земных. Авторитет выражается в беспрекословном повиновении и послушании всего человечества, непричастного к тайне, кучке инквизиторов, стригущих обманутое и устрашенное человечество.
Проблема свободы является одной из самых важных проблем. Понятие свободы очень неоднозначно. О свободе воли человека как образа Божьего, о свободе характеризующейся наличием в человеке способности выбора