Проблемы и перспективы современной цивилизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 12:09, реферат

Описание

Каковы особенности современной мировой цивилизации? Основная особенность – это увеличивающееся число глобальных проблем и их углубление, что является признаком глубокого кризиса цивилизации, уходящего корнями в историю европейской культуры. И это кризис не отдельных сторон бытия, а основных форм жизнедеятельности европейской индустриально-технической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к греческой культуре.

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа.doc

— 101.50 Кб (Скачать документ)

Политическая безопасность предполагает активный поиск государствами таких форм взаимодействия с другими участниками международных отношений, которые не ставили бы под угрозу национальный суверенитет и не ориентировались бы на ущемление жизненных интересов других стран. Укрепление политической безопасности связано с разработкой и внедрением в практику мер доверия в отношениях между государствами, с переводом внешней политики на принципы "прозрачности" ("транспарентности"), предусматривающие взаимное информирование государств о своих намерениях в сфере международных отношений. Важное значение для политической безопасности имеет анализ вероятных конфликтных ситуаций на международной арене и внутри государства и принятие на возможно более ранних стадиях мер по разрешению конфликтов мирными средствами.

Военная безопасность призвана обеспечить интересы государств в конфликтных ситуациях, когда они вынуждены применять средства вооруженной борьбы. Роль военных средств в арсенале внешней политики заметно снижается, о чем свидетельствуют уменьшение вероятности мирового термоядерного конфликта, продолжение процесса ограничения вооружений и разоружения, переход государств на принципы "достаточности" при разработке своей военной политики, активизация деятельности в области миротворчества, в том числе с использованием контингенте в вооруженных сил различных государств для выполнения этих новых для них функций, проведение программ и проектов в области конверсии. Укреплению военной безопасности содействует увеличение гласности в обсуждении проблем военной политики и перспектив развития вооруженных сил, а также введение более строгого законодательного надзора за позитивной деятельностью военных ведомств.

Благодаря усилиям ведущих ядерных держав сегодня значительно уменьшилась опасность прямого военного столкновения ядерных и сверхъядерных держав, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза атомных технологических катастроф (Чернобыльская АЭС) и угроза локальных войн. Для все большего числа людей становится очевидным бесперспективность и опасность политики с ''позиции силы".

Вторая по своей значимости глобальная проблема, нависшая над человеческим сообществом, - это экологическая катастрофа. Ее суть состоит в том, что растущее давление па биосферу антропогенных факторов (результатов человеческой деятельности) может привести к стремительному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов самоочищения почвы, воды, атмосферы. В атмосферу сегодня выбрасывается более 200 млн т оксидов серы и азота, а доля углекислого газа возросла по сравнению с 1990 г. на 25%. Вокруг Земли образуется слой углекислого газа, создающий парниковый эффект. В результате за последние сто лет температура поверхности Земли выросла на  0,5-0,6 %. Следствием всего этого является то, что ежегодно в результате деятельности человека мир теряет 150 видов животных и растений. Известный писатель-фантаст Станислав Лем предположил, что в XXI в. вымрут практически все дикие животные. Страдают от своих непродуманных действий и люди. Уже сегодня подсчитано, что не менее 1 млрд 200 млн человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды, а интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться.

Помимо атмосферных выбросов антропогенные химические вещества попадают в природные экосистемы другими путями: жидкие отходы сбрасываются в поверхностные и подземные водные объекты, сухие отходы складируются на специальных площадках или захораниваются в толще земли, в сельском хозяйстве на больших площадях применяются удобрения и ядохимикаты. Эти загрязнения возникают в результате использования человечеством примерно 70 тыс. веществ, к которым ежегодно добавляется от 500 до 1000 новых. Среди этих веществ в сельском хозяйстве особенно широко применяются пестициды. Сейчас в мире ежегодно отравляются пестицидами от 0,4 до 2 млн работников сельского хозяйства. Некоторые из ядохимикатов уже запрещены в ряде стран, но они по-прежнему циркулируют в системах биоты и в человеке. Так, ядохимикат ДДТ давно запрещен в США, по возвращается туда в продуктах, ввозимых из развивающихся стран.

Таким образом, если человечество и дальше будет развиваться на основе "грязных технологий", природа и люди не выдержат, их постигнет экологическая катастрофа, которая может произойти в ближайшее столетие.

Ограничения прироста народонаселения являются следствием другой проблемы, не менее важной, - демографической. Суть ее заключается в том, что с начала XX в. население земли выросло втрое. Приведем несколько цифр. 10 тыс. лет назад, накануне возникновения земледелия, на всей планете людей жило в два раза меньше, чем сейчас живет в одной Москве. Сейчас в Москве живет более 9 млн человек. За 5 тыс. лет до н.э. на Земле жило приблизительно 30 млн человек. К началу нашей эры народонаселение мира составило 250 млн человек. Сейчас население планеты приближается к 6 млрд человек. Процесс неудержимого прироста населения (в 60-е гг. - 8 тыс. человек в час, в 80-е гг. - 10 тыс. человек в час, а сегодня  - 12 тыс. человек в час) происходит неравномерно.

Таким образом, глобальные проблемы современности показывают, что состояние человеческой цивилизации становится все более критическим из-за неспособности мирового сообщества вырабатывать и согласовывать «стратегию развития природы» и «стратегию развития общества». Возникает потребность в новом виде общественно-исторической деятельности. Поскольку прежние нравственно-философские принципы технократической цивилизации, нацеленные на дальнейшее и все большее увеличение власти человека над Природой, оказались несостоятельными, сегодня человечество стоит перед выбором, результатом которого является решение вопроса о его собственном выживании и о дальнейшем развитии. Речь идет о выборе пути, о сценариях будущего развития человеческой цивилизации.

На этот счет существует масса различных точек зрения, порой взаимоисключающих друг друга. Так называемый картезианский подход к отношениям в системе "Человек - Природа" позволил человечеству считать, что отчужденность от Земли дает право видеть в ней лишь неодушевленную совокупность ископаемых, - богатств, которые мы вольны эксплуатировать, как захотим. Эта коренная ошибка восприятия природы привела нас к сегодняшнему кризису.

Не менее опасна и другая, полярная позиция так называемых "глубоких экологов", говорящих о человечестве в терминах болезни. Согласно их взглядам, люди - это патогены, своего рода вирусы, вид глобального рака, угрожающего самому существованию Земли. Способ лечения один: стереть человечество с лица Земли. Иначе говоря, они считают, что "мир поражен раком, и рак этот - сам человек".

Все чаще раздаются призывы вернуться назад к природе, но это тоже не реалистично. Дело в том, что современные потребности человечества в энергии могут быть удовлетворены за счет возобновляемых источников энергии лишь па 10-12%. А для этого либо население планеты должно быть сокращено в 10 раз, либо потребности каждого жителя планеты должны быть сокращены тоже в 10 раз, а потребности американца - вероятно, в 50 раз. Но это тоже не реально, поскольку ни один американец с этим не согласится. Идея автотрофности самопитающегося человека, т.е. создания цивилизации, не зависимой от биосферы, утопична и неприемлема. Ученые считают, что необходимо вписаться в уже существующие, естественные природные условия. Имеет место целый ряд промежуточных точек зрения, носящих чисто прагматический характер. Но ни одна из них не дает основания говорить об устойчивом развитии цивилизации, поскольку все они опираются на ту или иную степень технического и технологического совершенствования цивилизации. Но "никакого чисто технического или технологического решения проблемы будущности цивилизации, - считает академик Н.Н. Моисеев, - быть не может принципиально. Это аксиома!" Доказательством этого является современная цивилизация, основой развития которой являются наука и техника.

Однако это крайние точки зрения, и поиск ответа на волнующие вопросы современности, очевидно, лежит где-то посередине. Сегодня уже ясно, что на повестке дня настоятельно встал вопрос о более широкой экологизации общественного сознания.

Экологическое сознание - важнейший компонент экологической культуры, объединяющий все виды и результаты материальной и духовной деятельности людей, направленной на достижение оптимального взаимодействия общества и природы, на экологизацию материальной и духовной жизни общества. Для разрешения противоречий, порождаемых техническим прогрессом, стали создаваться программы практических действий, такие как "Римский клуб", "Геосфера - биосфера" и др. Каждая из этих программ вне ее зависимости от исходных посылок столкнулась с проблемой соотношения эволюции природной среды и человеческой культуры.

 

3.       Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества

 

Огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.
   Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.   Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне "бума прогнозов" в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.
     Остановимся более подробно на сущности наиболее известных конкретных концепций. Представляют интерес близкие друг к другу теории так называемого "технологического оптимизма" и индустриализации, возникновение которых обусловлено бурным развитием научно-технического прогресса в 60-е годы нашего столетия (У. Ростоу, Дж. Гэлбрейт, Д.   Предполагалось, что в дальнейшем развитии комплексной механизации, автоматизации, кибернетизации общественного производства будет наблюдаться значительный рост валового национального продукта на душу населения. И в результате этого от "индустриального общества" окажется возможным переход к "постиндустриальному", в котором будет создано "общество изобилия". Непродолжительный период популярности идей "индустриализма" объяснялся прежде всего тем, что их идеологи игнорировали реальные тенденции социально-экономического развития человечества и сводили общественный прогресс только лишь к техническому развитию.
      Поиск путей формирования нового "глобального мышления" довольно подробно рассматривается в одном из первых докладов Римскому клубу "Цели человечества" (Э. Ласло). Определенная эволюция взглядов заметна и в другом докладе "Нет пределов обучению" (Дж. Боткин и другие), где главное внимание уделяется рассмотрению вопросов, связанных с реформой системы обучения. Будучи не в состоянии предложить реальные средства выхода из глобального кризиса, данные теоретики останавливаются на анализе тех препятствий, которые мешают в действительности внедрению "новых форм" обучения. Сходные утопические призывы к изменению современного образа мышления высказываются и в некоторых других докладах Римскому клубу. В частности, они получили дальнейшее развитие в широко известных работах бывшего президента Римского клуба А. Печчеи "Человеческие качества" (1979) и "Сто страниц для будущего" (1981), где он отстаивает необходимость качественного изменения стиля и образа мышления.
     Стремление решить глобальные проблемы современности, опираясь только на духовные преобразования в жизнедеятельности человечества, довольно четко и однозначно прослеживается и в разработках проблем религиозными идеологами. Церковь, активно включаясь в разработку глобальных проблем современности, всеми силами и возможностями стремится сохранить и расширить свое влияние на все слои населения. Для этих целей создаются различного рода "теологии природы", "экотеологии", "глобальные стратегии выживания" и т.д.
      Религиозные идеологи в поисках путей решения глобальных проблем сосредоточивают внимание на борьбе за превосходство духа над материей. Признание превосходства духовности, моральности является условием успешного контроля над развертыванием глобальных проблем, над развитием технической цивилизации. Научно-технических прогресс признается силой, чуждой общественному прогрессу и содержит в своем развитии опасность порабощения человека, его духовной сущности. Поэтому лишь первенство религии и этики перед техникой будет способствовать разрешению глобальных проблем. Имея схожие позиции в главном и основном, религиозные идеологи, конкретизируя общие тезисы, вырабатывают свои специфические проекты решения глобальныхпроблем.
     Приоритеты религии, религиозной этики в деле решения глобальных проблем отстаивают и многие западные ученые, в той или иной степени занимающиеся разработкой вопросов вероучения церкви. Наиболее характерна в этом плане позиция Л. Уайта и А. Тойнби, которые считают, что для разрешения глобальных проблем достаточно вернуться к древним (пантеистическим) воззрениям.
         В современных условиях особо активно разрабатываются глобальная проблематика теологами-экуменистами. Для них характерно активное сотрудничество с различными научными центрами, привлечение на свои конференции ученых экспертов из различных стран. Но используя последние данные естественных наук, новейшие методы исследования, опираясь на положения и выводы ученых при создании общей теории, теологи-экуменисты опять же вслед за всеми другими религиозными идеологами, уходят от разработки реальных путей преодоления этих проблем.
        Несмотря на имеющиеся определенные различия в подходах к анализу глобальных проблем среди отечественных исследователей, их объединяет общий концептуальный подход, который основывается прежде всего на признании объективности возникновения общечеловеческих проблем. Отсюда и подлинное их разрешение возможно при формировании определенных материальных и социальных предпосылок. Научно-технических прогресс как раз и призван создавать в обществе материальные, технико-технологические основы для преодоления глобального кризиса, которые, однако, сами по себе не могут привести к его разрешению. Для этого необходимы еще и определенные социальные условия, при которых достижения НТР будут использованы только на благо человека, условия, при которых человечество сможет сознательно регулировать свои отношения в обществе и взаимодействие с природой.
   И здесь необходимо подчеркнуть, что наряду с социально-экономическим переустройством общества все большее значение приобретает формирование нового глобального сознания. Под влиянием научной мысли и труда стихийные формы взаимодействия человека с природой должны уступить место разумно организованным в соответствии с законами функционирования и развития биосферы. На смену господству технических и биологических законов взаимодействия общества и природы должны прийти социальные (разумные) законы. И этот переход на новую ступень развития, на новый уровень осмысления законов взаимодействия общества с природой В.И. Вернадский называет этапом формирования ноосферы. Формирование ноосферы – это длительный, сознательно организованный и направляемый процесс, который сегодня находится еще на этапе своего становления. А формирование нового глобального сознания – это одна из его важнейших составляющих.
      Главной отличительной особенностью научного подхода к анализу путей разрешения глобальных проблем является то, что формирование ноосферы рассматривается в тесной связи с необходимостью разработки и практической реализации технико-технологических мероприятий, направленных на преодоление глобального кризиса.
      И здесь огромную роль имеет развитие международного научно-технического сотрудничества, совместная борьба с загрязнением окружающей природной среды. Но первостепенное значение придается таким формам сотрудничества, которые не ограничиваются периодическими контактами, взаимным ознакомлением с результатами и обменом информацией, а позволяет активно вести постоянные совместные научные исследования.
   Важное место в развитии международного сотрудничества имеет осуществление международных исследовательских проектов, связанных с глобальными проблемами современности, проводимые под эгидой ООН и ее специализированных учреждений.

Для выживания в сложившейся ситуации Человеку, нужно коренным образом изменить свои взгляды на жизнь. Эра гуманности хороша, только тогда когда помощь другим слабым собратьям не приведет к полному истреблению человека. В тоже время нельзя скатиться к уровню зверей, перейдя к внедрению правила силы, кто сильней тот и выжил, так как в этой борьбе выжить будет практически невозможно и человек сам себя изничтожит. А оставшиеся люди, если такие останутся, быстро станут деградировать и наступит постепенный сход человека с арены, на которой он был сильнейшим в течение нескольких тысячелетий.

Пока возможность изменения мира еще плохо видна, а решения предлагаемые очень спорны.

Стратегия выживания человечества – это стремление человека к выживанию. Основные типы стратегий выживания, направленных на повышение вероятности: выжить и оставить после себя потомство.

Существующие проблемы имеют множество решений, причем многие из решений тупиковых. Главная задача - провести перелом взглядов. Поставить эти вопросы на первый план, отодвинув обогащения, власть и др. на второй план. И только вместе, используя общий разум, общую волю, достижения науки и техники, у нас появится шанс решить проблему выживания человека на планете Земля.

Можно уверенно указать на определенные надежды, предпосылки преодоления глобальных кризисных коллизий, блокирования и отведения вселенской угрозы от человечества.

Первая предпосылка развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как технико-технической основы возможного выхода из ситуации «выживания», преодоление преград к объединению человечества. Создание на ее основе некой Новой цивилизации пока еще только выявляется и контуры такой цивилизации еще плохо различимы. Но налицо реальные тенденции к развертыванию более гуманизированного и благополучного мирового сообщества в обозримом будущем.

Вторая предпосылка – утверждение как доминирующего типа мирового хозяйства смешанной рыночной и социально защищенной экономики с элементами конвергентного типа. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, гармонизации связей, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью

Третья предпосылка – становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике, в групповых и межличностных отношениях. Как это ни прискорбно, но агрессия, насилие были вечными спутниками истории. Войны, перевороты, кровь сопровождают все значимые события. Ф. Ницше, высокомерно именуя человека «супершимпанзе», полагал, что насилие – это органичный для людей способ взаимного общения. Зигмунд Фрейд считал агрессивность неустранимым моментом человеческого поведения. Лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц прямо утверждал, что есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития

Четвертая предпосылка - объединительные (ойкуменические) процессы духовной жизни как в религиозном, так н в светском варианте. С немалыми издержками идет поиск того, что может сближать либеральную и социалистическую мысль, установки Ватикана и Православия, западный менталитет и восточный этикет. Попытки поддержать эти процессы не редки. Ватикан уже предложил иерархам Православия найти пути для преодоления церковного раскола, идущего от 1054 г. Социал-демократические лидеры стремятся к нахождению точек соприкосновения с коммунистами и консерваторами.

Пятая предпосылка – это идущая неуклонно межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Все шире развертывается универсализация культурной жнзни на фоне сохранения самобытности всех участников данного процесса. Резко расширяются международные экономические и культурные контакты. Давно рухнул тезис о «непроницаемости» и полной замкнутости самодостаточных народов и их образа жизни. Ускоряется интенсивный обмен ценностями. Синтез и взаимовлияние давлеют над заскорузлой замкнутостью.

Шестая предпосылка (последнее по счету, но не по значимости) -намечающиеся прорывы в области интеллектуального поиска. Иногда говорят даже, что мы в преддверии интеллектуальной революции. Крупнейшие ученые современности говорят о том, что мы находимся перед лицом Новой Вселенной, новой Природы и сейчас человеческий интеллект как бы вновь переходит от состояния умственной удовлетворенности к состоянию озадаченности, удивления.

 

 



Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации