Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:53, контрольная работа
К концу 60-х годов в головах ученых, организованных в порядке личной инициативы А. Печчеи в «Римский клуб», стала вырисовываться угроза роду Homo sapiens не менее страшная чем атомная. Она связана с характером начавшейся в мире НТР и также грозит качественно изменить всю биосферу Земли, сделав её непригодной для существования людей. Появившаяся в XVIII веке и быстро прогрессировавшая в XIX веке вширь и глубь «машинная цивилизация» перевернула во II- ой половине, но особенно к концу XX столетия, в «постиндустриальной» фазе, весь уклад жизни в развитых странах.
Введение
Особенности современной мировой цивилизации.
Глобальные проблемы современности, их сущность и происхождение.
Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.
Заключение
Список использованной литературы
Сейчас приобрела
При этом крайне неблагоприятным фактором является то, что рост населения наблюдается прежде всего в развивающихся странах, где проживает до 80% жителей планеты, а многие государства вообще не обладают средствами для поддержания прожиточного уровня своих граждан. Для характеристики того разрыва бедности и богатства, которое существует между разными регионами Земли, экологи приводят следующие данные: каждый ребенок, родившийся в стране развитой части мира, потребляет в 20-30 раз больше ресурсов планеты, чем ребенок в стране «третьего мира».
3. Пути решения глобальных проблем. Стратегии выживания человечества.
Решение глобальных проблем современности – это общее дело всего человечества. Человечество должно выработать эффективные формы сотрудничества, которые позволил бы всем странам действовать сообща, несмотря на различия социально – политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций. А для этого оно должно опираться на определенные базисные ценностные ориентации. Многие современные философы считают, что такими базисными ориентациями могут быть ценности гуманизма. Гуманизм как определенная система ценностных ориентаций и установок, доведения до логического конца, получает значение общего идеала. При таком подходе человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание необходимых условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета конкретной человеческой личности. Другими словами, высшая цель человечества заключается, очевидно, в достижении полного осуществления принципов гуманизма как торжества человеческого начала. Гуманизм в этом смысле не следует понимать односторонне, только как полную реализацию человеческого начала в духовной сфере, морально-нравственных отношениях. Гуманистическое начало неразрывно связано со всеми сферами жизни людей, в том числе и с общественным производством, и с системой производственных отношений, поскольку без удовлетворения материальных потребностей общества и человека, ни о каком духовно-нравственном развитии личности не может быть и речи.
Наряду с этими подходами, в современной философской литературе чаще всего подчеркивается, что реализация принципов гуманизма означает проявление общечеловеческого начала. Гуманизм, в соответствии с таким подходом, определяется как система идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности. Общечеловеческое в таком подходе рассматривается как нечто значимое не для какого-то ограниченного круга людей, а как-то, что имеет значение для всего человечества. Это могут быть те или иные конкретные ценности и материальные объекты, от достаточного количества, которое зависит существование человечества. Или, наоборот, избыток таких объектов, отсутствие должностного контроля над ними составляют угрозу человечеству.
Таким образом, глобальные проблемы современности – осознание трагических перспектив человечества перед лицом ядерной угрозы, угрозы голодной смерти и экологической катастрофы - вынуждают человечество преодолевать узкий горизонт локальных, партикулярных, относительных ценностей и обратиться к поиску ценностей общечеловеческих. К этому человечество побуждает не только стремление к выживанию, инстинкт самосохранения, но и глубокая потребность человека в органической связи с другими людьми, которое стало ныне более осознанной и более настоятельной, что выражается в таком, еще очень мало исследованном явлении как рост планетарного сознания. На неизменно более высоком уровне, при сохранении богатства индивидуального самовыражения, человечество как бы обращается к времени, когда в индивиде видели не только представителя рода, племени, общины, а представителя всего рода человеческого. Данный круг общечеловеческих ценностей является следствием исторической необходимости, он носит приземлённый характер и способствует лишь внешнему объединению людей в борьбе за выживание. Однако наряду с данным значением термин «общечеловеческие ценности» имеет более широкий характер.
Заключение.
Каждая из стран боролась со своими трудностями, не осознавая того факта, что мир вступил в полосу гигантского всеобщего кризиса, выйти из которого вообще нельзя, не поняв глобальный характер опасности, не мобилизовав людей Земли на преодоление её «затруднений». Только качественный сдвиг во всем человеческом мышлении и поведении могло бы разорвать этот порочный круг проблем. Так остается ли у человека хоть проблеск надежды на то, что оно когда-нибудь распрощается с Глобальными проблемами? Представитель «Римского клуба» А. Печчеи ещё в 70-х годах уповал на некую «человеческую революцию», которая должна была приобщить всех людей Земли к глобальному видению проблем, мобилизовать их силы на борьбу за свое «выживание». Но можно ли рассчитывать на подобную просветительскую утопию в мире, где насчитывается свыше 1 млрд. неграмотных и голодающих, где политики, озабочены сохранением собственной власти, не слушают ученых, а «массы» заняты своими заботами?
Таким образом, глобальные проблемы современности являются комплексными и всеобъемлющими. Они тесно переплетены между собой, с региональными и национально-государственными проблемами. В их основе – противоречия глобального масштаба, затрагивающие основы существования современной цивилизации. Обострение этих противоречий в одном звене ведет к деструктивным процессам в целом, порождает новые проблемы. Разрешение глобальных проблем осложняется также и тем, что пока еще низок уровень управления глобальными процессами со стороны международных организаций, их осознания и финансирования со стороны суверенных государств. Стратегия выживания человека на основе решения глобальных проблем современности должна вывести народы на новые рубежи цивилизованного развития.
Список использованной литературы:
1. Вестник Московского Университета. –1996. - №2. – серия 6.
2. Основы политологии: Учебник для вузов. – М.: ИТРК РСПП,2003. –480 с.
3. Радугин А.А. Философия курс лекций. – М,: Изд-во «Центр», 1996.
4. «Свободная мысль.» –1996. -№8.
5. Энциклопедический словарь.
-----------------------
[1] Печчеи А. «Человеческие качества.» М., 1985 с. 42.
Информация о работе Проблемы и перспективы современной цивилизации