Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:49, реферат
Знаковым, значительным и отрадным представляется обращение ведущего круглого стола В.Г. Редько [1] к вопросам, которые были центральными на заре развития нейрокибернетики, но затем ушли в тень и теперь снова становятся актуальными. В этой связи хотелось бы высказать некоторые соображения относительно подходов к решению поставленных вопросов и задач.
Проблемы искусственного и естественного интеллекта - вчера, сегодня, завтра
Умрюхин Е.А.
НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН, Москва
Часть I. Рациональная
Знаковым, значительным и отрадным представляется обращение ведущего круглого стола В.Г. Редько [1] к вопросам, которые были центральными на заре развития нейрокибернетики, но затем ушли в тень и теперь снова становятся актуальными. В этой связи хотелось бы высказать некоторые соображения относительно подходов к решению поставленных вопросов и задач.
В конце пятидесятых, начале 60-х годов XX века крупнейшими учеными, такими как Н. Винер, А.Н. Колмогоров, П.К. Анохин, Р. Эшби, Д. Маккей, А.И. Берг и другими были намечены принципиальные проблемы, решение которых должно было бы обеспечить построение искусственных интеллектуальных систем. Среди этих проблем – самоорганизация, преодоление огромного разнообразия, возникающего при управлении реальными сложными системами, адресация информации в сложных базах данных, обеспечивающая быстрый и эффективный ее поиск и другие.
Для построения интеллектуальных систем, имитирующих деятельность мозга, П.К. Анохиным была выделена ключевая проблема потребного результата как системоорганизующего фактора и поставлена задача моделирования предвидения будущего результата – построения акцептора результата действия. В сформулированной им теории функциональных систем эти и другие связанные с ними проблемы (такие как системогенез, принятие решения, афферентный синтез, контроль результатов и обратная афферентация - обратная связь - от сопоставления получаемых результатов с намеченными в акцепторе результатов действия и ее роль в коррекции поведения и обучении и другие) были обоснованы огромным экспериментальным материалом, полученным в школе П.К. Анохина и им лично, а также его глубоким логическим анализом и этого материала, и научных результатов, полученных в мировой науке о мозге.
Необходимо отметить, что П.К. Анохин проявлял высокую заинтересованность в контактах и сотрудничестве с математиками и инженерами, занимающимися вопросами искусственного интеллекта и сложных систем управления. Однако, поставленные им задачи часто не находили должного отклика, так как для имеющегося тогда аппарата и вычислительных возможностей (а также, возможно, и уровня их понимания) они были слишком сложны.
Успешное развитие теории функциональных систем в трудах К.В Судакова [2] существенно углубляет и расширяет класс задач, в которых возможно плодотворное взаимодействие нейрофизиологов и математиков для достижения новых крупных успехов в построении искусственных интеллектуальных систем. Однако на этом пути необходимо преодоление определенных стереотипов мышления и переход на качественно новый уровень сотрудничества между двумя направлениями исследований.
Еще в начале
60-х годов под
Эта модель уже в своей первоначальной форме операционально (т.е. воспроизводимо - в виде алгоритма для ЭВМ) отражала некоторые принципиальные моменты в построении сложных интеллектуальных нейроподобных систем, такие как:
- принцип иерархической организации слоев памяти на основе иерархии результатов (Умрюхин, 1969),
- принцип обучения
– запоминания пройденной
В модели был
представлен также ряд других
важнейших принципов
Основные результаты экспериментального исследования (на основе модели) последовательного обучения человека были опубликованы в 70-х годах (Умрюхин Е.А., 1972, 1976) и тогда же было показано, что принципиальную роль в таком поведении и обучении играет интуитивное неосознаваемое усвоение и использование информации (Умрюхин Е.А., 1972, 1976, 1979). В зарубежной литературе тема последовательного обучения (sequence learning) и экспериментального исследования неосознаваемого обучения (implicit, procedural memory) стала развиваться только в 80-х годах и сейчас продолжает интенсивно разрабатываться [4].
В последнем опубликованном варианте нашей модели [2] отражены в виде двух взаимодействующих субсистем механизмы как сознательной, так и неосознаваемой психическлй деятельности мозга. Субсистема, воспроизводящая сознательную деятельность, включает механизмы, позволяющие представить образование абстракций и логическое мышление – деятельность мозга, которая с самого начала и до сих пор является главной темой работ по искусственному интеллекту.
В модели воспроизводятся
такие свойства человеческого сознания
как рефлексия и память событий,
происшедших в отдаленном прошлом.
В модели воспроизводится также
использование такой
В то же время
в подсистеме, воспроизводящей
Несмотря на операциональность модели и воспроизведение с ее помощью реального поведения человека (Умрюхин, 1972,1976, 1982, 1999), модель не привлекла большого внимания математиков. Причина, возможно, заключалась в том, что, хотя в модели и было сформулировано несколько чисто математических задач (Умрюхин, 1964, 1969, 1974), основным методом их решения был алгоритмический просчет на ЭВМ с помощью метода Монте-Карло. Это, конечно, не соответствовало математической моде того времени – формулировать и решать пусть более простые задачи с концептуальной точки зрения, но зато хорошо математически оформленные.
По данному поводу можно высказать следующие соображения.
В настоящее
время в гораздо большей
Связано это со многими причинами. Различаются области знаний и умений, которыми владеют специалисты в двух разных областях, различается смысл употребляемых терминов. По-видимому, одной из важнейший причин различия частных задач является то, что различны пока конкретные сферы использования возможных решений этих задач, а также существующая оценка практической значимости этих сфер. Думается, что нет ничего плохого в этом различии частных задач. Тем не менее, взаимное оплодотворение двух областей весьма желательно и должно идти прежде всего через одинаковое понимание основных законов и явлений, механизмов и закономерностей в области искусственных и естественных интеллектуальных систем, а также через использование четких и одинаково понимаемых терминов и определений, сопрягающихся с реальными ситуациями.
Желательно также конечно (и это все более осознается разными учеными) более осмысленное взаимодействие между двумя областями знаний. Представляется также важным, чтобы решение частных этапных задач не превращалось в самоцель. Должна сохраняться известная скромность при их решении, основанная на осознании того, что существенный прогресс в решении главной проблемы еще впереди. В этом смысле сегодняшнюю ситуацию можно все еще характеризовать как начало пути.
Что же касается практической значимости решаемых проблем и задач, то в самое ближайшее время, может быть, будет осознано, что знание механизмов мозга и принципов естественного интеллекта станет первостепенной задачей и в социальных, и в экономических, и даже в военных областях практической деятельности.
В настоящее время, также как и 40 лет назад, нейрофизиология и другие науки, исследующие мозг, ставят серьезные задачи и проблемы. Развитие теории функциональных систем К.В. Судаковым дало новые принципы и концепции для понимания работы мозга (К.В. Судаков, 1999, 2000 [2]). Можно отметить такие важные принципы, как системное квантование жизнедеятельности, иерархическое и последовательное квантование поведения, мультипараметрический принцип взаимодействия функциональных систем, голографический принцип организации процессов мотивации и памяти, новые представления об информационной организации взаимодействия функциональных систем и другие. Некоторые из них нашли отражение в моделях, разрабатываемых в последнее время (Судаков К.В., Викторов В.А. – редакторы. Моделирование функциональных систем, М. 2000).
Однако, для строгой математической формулировки и решения задач, возникающих в нейрофизиологии и других областях исследования процессов в мозге, нужна серьезная и очень непростая работа, причем не только при тесном сотрудничестве математиков и нейрофизиологов, но желательно с объединением и взаимопроникновением знаний в этих областях путем их объединения в одной и той же ученой голове. Чтобы такое объединение было не случайным и единичным нужно соответствующее воспитание нового поколения молодых ученых.
Новые работы, возникающие
на стыке нейрофизиологии и
Вместе с тем можно отметить, что, как правило, эти работы относятся к анализу частных и чаще всего нейронных механизмов функционирования мозга. Модели, в которых делается попытка описать общие системные механизмы мозга (например, механизмы сознания, мышления [6]), выполняются большей частью в виде некоторого словесного или схемного описания. Для реального воспроизведения этих моделей в математической или алгоритмической форме применительно к описанию нетривиальных поведенческих или психических ситуаций необходимо их представление в виде конкретных алгоритмов.
Огромные области науки о мозге (роль отделов мозга, взаимодействие медиаторных сигнальных систем, нейрофизиологический анализ нарушений функций мозга и другие области) остаются пока в значительной степени вне сферы частных задач, решаемых математиками, работающими в области моделей нейронных сетей и нейроинформатики, искусственного интеллекта.
Для успешного продвижения науки в области понимания естественного и создания искусственного интеллекта представляется важным решить следующие проблемы:
1. Образование и воспитание нового поколения молодых ученых, хорошо и одновременно владеющих знаниями в областях: и математики, и нейрофизиологии, и современной психологии.
2. Использование
нетрадиционных и новых
3. Выполнение
новых комплексных проектов с
использованием знаний и
Часть II. Иррациональная (2*3=7 ???). Возможно ли воспроизведение некоторых специфических функций человеческого сознания и интеллекта с помощью средств современной компьютерной техники или современной математики?
Информация о работе Проблемы искусственного и естественного интеллекта - вчера, сегодня, завтра