Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 08:42, реферат

Описание

Мы обращаемся к философским учениям прошлого, чтобы лучше понять настоящее. Мы обращаемся к ним потому, что современный уровень теории и практики общественного развития позволяет глубже осмыслить содержание этих учений, а через них и прошлые эпохи, их вклад во всемирную историю. XVIII век вошел в историю как век Великой французской революции, а И. Кант как великий философ, выразитель прогрессивной для своего времени идеологии, провозгласившей лозунги свободы, равенства, братства.

Содержание

Введение
Кант- родоначальник немецкой классической философии.
Априорные формы чувственности, Рассудок и разум. Агностицизм Канта.
Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив.

Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия Канта.doc

— 116.00 Кб (Скачать документ)

Однако в  идеалистическом, в целом, учении Канта  о категориях нельзя не отметить положительных моментов. Если рассматривать отдельный познавательный акт, то категории лежат в основе обобщения материала чувственных наглядных представлений. Будучи результатом в общем ходе познания, в отдельном познавательном акте категории выступают как условие, как предпосылка познания. Человеку не нужно вновь открывать те знания, которые закреплены в категориях. Используя категории, человек опирается на предшествующий опыт, на предшествующее, для него готовое знание. И в этом смысле категории априорны. Априорность есть не что иное, как накопленный опыт. Тем самым субъект познавательной деятельности становится представителем общества, человечества. В указанном смысле априоризм выступает как форма связи индивидуального и социального в познавательной (и практической) деятельности человека-субъекта.

Составляя таблицу  категорий, Кант включает в нее все  категории, которые были в то время  известны науке. Кантовская таблица  категорий не предполагает развития, и в этом ограниченность мыслителя, ибо он считает, что познание может осуществляться только посредством указанного числа категорий. Но Кант, безусловно, прав в том, что на каждом этапе познания всякое новое знание подводится под определенные, известные уже категории.

Рассматривая  акт познания как обретение нового знания, Кант указывает необходимые компоненты этого акта. Философ близок к верному пониманию процесса познания. Синтезируя многообразие наглядных представлений любого конкретного класса явлений, мы затем подводим их под соответствующее понятие. Объясняя переход от чистых наглядных представлений к понятиям, Кант обращается к воображению. Воображение, наряду с интуицией, играет большую роль в познании, особенно в создании новых систем, в становлении идей. Кант, далее, верно утверждает, что категории нуждаются в материале наглядных представлений. Безусловно, категории, выступают ли они как предпосылка, или как результат, необходимо предполагают многообразие опыта,— без последнего их нет. Как нет общего без отдельного, так нет категорий, выражающих всеобщее знание о связях и отношениях, без конкретного опыта.

Заслуживает внимания также глубокая идея о единстве мыслительных процессов, которую Кант высказывает, анализируя функцию рассудка. Философ верно усматривает, что мышление едино в своих проявлениях. Возникает вопрос: на чем основывается это единство? Кант считает, что оно привносится рассудком, его чистой самодеятельностью. В действительности же рассудок сам по себе не может дать понятиям или представлениям таких признаков, благодаря которым они могли бы соединяться друг с другом. Логические связи и отношения есть отражение связей и отношений предметов материального мира. Признаки, в соответствии с которыми одно понятие подводится под другое, привносятся через чувства из внешнего мира. Источник единства и различия связей логических — единство и различие связей объективно существующих. «Нет, мы различаем и связываем вещи посредством разума, но на основе признаков различения и соединения, данных нам посредством чувств; мы разделяем то, что разделила природа, связываем то, что связала она, соподчиняем явления и вещи природы друг другу в отношениях основания и следствия, причины и действия только потому, что и вещи фактически, чувственно, предметно, действительно находятся точно в таком же отношении друг к другу»,— писал Л. Фейербах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Завершая анализ темы, вынесенной в заголовок, я сделал следующие выводы:

  1. Цель всякого познания — истинное знание. Истина же есть соответствие нашего знания предмету познания.
  2. Результатом «коперниканского переворота» явился агностицизм и в этом один из основных недостатков кантовской философии. Однако нельзя забывать при этом о высокой оценке истинного знания, которую мы находим в кантовском учении.
  3. Путь Канта к агностицизму лежал через априоризм — второй крупнейший недостаток его учения.
  4. Обращаясь в критическом учении к категориям бога, свободы и бессмертия, Кант переносит их из области знания в область веры. Однако ради справедливости следует заметить, что вера в учении Канта является отнюдь не в полной мере религиозной, но, по определению мыслителя, морально-практической.
  5. Так же следует заметить, что первым крупным достижением И. Канта стало диалектическое воззрение на природу.
  6. Вторым его крупным достижением явилось исследование деятельной сущности человека, творческой, созидающей природы человеческой деятельности.
  7. Таким образом, философская система Канта весьма противоречива. Она сочетает в себе материализм и идеализм; диалектику и метафизику; убежденность в силе разума и агностицизм; критику религии и защиту теологии; провозглашение человека высшей ценностью, утверждение его деятельной сущности и терпимость к социальному неравенству. Противоречия кантовской философии — своеобразный аналог объективных противоречий переломного этапа истории. Они получили разрешение в ходе дальнейшего развития философской мысли, обусловленного развитием общественной исторической практики.

Список  используемой литературы:

 

  1. Асмус В.Ф. - Иммануил Кант М.: «Наука» 1973г.
  2. Жуков В.А. – Кант: PRO ET CONTRA С.-П. 2005г.
  3. Кант И. – Критика способности суждения М.: «Искусство» 1994г.
  4. Кант И. – Основы метафизики и нравственности М.: «Мысль» 1999г.
  5. Кузнецов В.Н. – Немецкая классическая философия 2 половины XVIII в. М.: «Высшая школа» 1989г.
  6. Мотрошилова М.В. - История философии Запад-Россия-Восток кн.2 М.: «Греко-латинский кабинет Ю.А. Шигалкина» 1996г.
  7. Суслова Л.А. – Философия Канта М.: «Вышая школа» 1988г.

Информация о работе Проблемы нравственности в философии Канта. Категорический императив