Проблемы сознания в философии. Сознание самосознание. Сознание и язык

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 22:21, лекция

Описание

Сознание – одна из фундаментальных философских категорий, прошедших длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений до современных научных концепций. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой его духовности, выражает способность человека к познанию, выступает средством регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения людей, что отличает человека от всех других живых существ.

Работа состоит из  1 файл

философия.docx

— 51.93 Кб (Скачать документ)

Вопрос 1 Проблемы сознания в философии. Сознание самосознание. Сознание и язык.

 

Сознание – одна из фундаментальных  философских категорий, прошедших  длинный и сложный путь формирования от первых анимистических представлений  до современных научных концепций. Сознание является отличительной сущностной характеристикой человека, основой  его духовности, выражает способность  человека к познанию, выступает средством  регуляции межчеловеческих отношений, обмена опытом и передачи его от поколения к поколению. Сознание объединяет творческие возможности  человека, обеспечивает ценностные ориентации и является средством коммуникации и условием рационального поведения  людей, что отличает человека от всех других живых существ.

Вместе с тем сознание выступает как один из наиболее сложных  объектов философского анализа. Будучи несомненной очевидностью человеческого  существования, сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, и принципиальная ненаблюдаемость сознания задает естественные трудности для его теоретической реконструкции. Методы изучения сознания: исследование объективированных результатов деятельности сознания (недостаток: утрата уникально-личностного контекста сознания), интроспекция (выявление конкретности и индивидуальности личностного опыта сознания). Необходимость теоретически корректного соединения индивидуального и всеобщего, органическую связь которого являет опыт сознания, обуславливает особый статус этой проблемы в философии.

       В содержании понятия сознания можно выделить три основных аспекта:

1)когнитивный, указывающий на сознание как средство познания, организации практической деятельности, регуляции и оценки взаимоотношений между людьми, коммуникации и передачи опыта;

2)феноменологический аспект  отражает особенности структуры  сознания, координации и субординации  разнообразных идеальных явлений  (феноменов), процессов и состояний  сознания;

3)интенциональный аспект характеризует направленность сознания на определенный объект и выражает его целесообразность и связь с условиями, средствами и формами отражения.

     В историко-философском процессе сформировались и на различных его этапах обуславливали понимание сознания несколько подходов.

Исторически первым был субстанциональный  подход (Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Лейбниц, Гегель и др.). Наиболее полно этот подход реализован в новоевропейской  философии, в которой сознание (наиболее значимым и универсальным свойством  сознания выступает разум) рассматривается  как субстанциональный элемент  бытия. Разум здесь рассматривается  в качестве гаранта единства и  упорядоченности бытия, мирового порядка  и гармонии. Индивидуальное человеческое сознание выступает здесь лишь как  отдельное проявление Мирового Разума, законы организации которого совпадают  с логикой мышления, а идеи, посредством  которых определяются сущностные свойства объектов, выявляют его содержание. Субстанциональный подход ориентировал философию на обнаружение и осмысление различных “познавательных способностей”  и способствовал изучению структуры  сознания.

Натуралистически-функциональный подход сформировался в трудах английских эмпириков 17 в. и материалистов-метафизиков  XVIII в. как результат осмысления и обобщения достижений физиологии и медицины. Сторонники этого подхода (Локк, Гартли, Дидро, Ламетри, Гольбах и др.) под сознанием понимали специфическую функцию мозга, которая воплощается в познании и самопознании. Согласно этой модели, сознание обеспечивается функционированием нервной системы и мозга, организованных в соответствии с универсальными законами механики. Их единая природа обусловливает согласованность чувственного опыта, являющегося подлинным основанием мышления. Роль ощущений. Крайней формой натуралистически-функционального подхода стал “вульгарный материализм” ХІХ в. (Фохт, Бюхнер, Молешот), который мышление и его результат – мысль считал материальными. Исследования сторонников этого подхода содействовали обнаружению связи, а также форм и способов взаимодействия сознания и психофизиологических процессов. Однако в этих исследованиях игнорировались социокультурные условия возникновения и функционирования сознания.

     Пассивный характер сознания в рамках обоих указанных подходов. Обоснование активной творчески-синтетической природы сознания в учении Канта, обусловленной его априорными структурами.

Неклассическая философия

Элементы функционализма в аналитической и позитивистской философии.

Социокультурный подход был разработан в марксистской философии. Маркс и Энгельс отрицали субстанциональный характер сознания и рассматривали его как функцию мозга, возникающую и развивающуюся под воздействием социокультурных факторов в процессе практически-предметной деятельности людей. В структурализме (Фуко) и философской герменевтике (Гадамер) проблема существования сознания решается на основе анализа структур языка, механизмов продуцирования и трансляции безадресных сообщений по каналам коммуникации.

Экзистенциально-феноменологический подход. Сторонники этого подхода (Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др.) отказываются от традиционного “субъект-объектного” объяснения сознания и обращаются к описанию опыта индивидуального сознания, центральной характеристикой которого становится интенциональность как направленности сознания на объект (предмет, явление, процесс), и анализу способов данности объекта посредством актов и операций субъекта. Сознание по сути рассматривается не столько как отражение, сколько как осмысление действительности (самосознание) – именно сознание формирует мировоззрение и жизненный опыт человека. Поток мыслей, чувств, ассоциаций. Иначе говоря, интенциональная программа направлена не на объяснение сознания, а на обнаружение условий и возможностей осуществления сознательных процессов.

     Психоаналитический подход (З. Фрейд, К. Юнг, Э. Фромм) ориентируется на обнаружение скрытых факторов телесной и психической организации человека, а также анализ социальной среды и культуры, которые обуславливают поведение человека и влияют на его сознание, хотя и не присутствуют в нем (персональное и коллективное бессознательное).

На основе всего сказанного можно дать определение, что сознание – это высшая, присущая только человеку и связанная с речью функция  мозга, обеспечивающая познание и осмысление действительности и регуляцию жизнедеятельности людей.

     Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

     Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует.

     Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

      Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую  и физиологическую систему, без  коей невозможно сознание, как продукт  действия этой «машины». Но природа  детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она  действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему  действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

      Итак, вся телесная основа и механизмы сознания созданы и изменяются природой как в условиях животного, так и человеческого существования. Хотя физиологическая основа сознания и ее механизмы и не входят в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается и определяется не только характером внешних явлений, но и устройством воспринимающего их аппарата. Образ внешнего мира отличается от самого внешнего мира. Сознание есть субъективный образ объективного мира.

       Сознание присуще только человеку и возникло в условиях общественной жизни. Лишь в последних условиях развился человеческий разум и его контроль над волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала человека с его сознанием. Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминации, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

     Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной.

     Если содержание сознания определяется внешними факторами, то, с другой стороны, все явления психики и сознания протекают в тех формах, которые фиксируются законами и категориями физиологической и психологической наук. Это ощущения, восприятия и представления, мысли, эмоции, чувства, Память, воображение и пр. Психологические формы — это как бы соединяющиеся сосуды, в которых «переливается» все содержание сознания. По своей форме сознание не выходит за пределы психологических процессов.

     Содержание и форма сознания не вполне идентичны. Сознание человека есть отражение действительности, ее образ. Всякий образ носит на себе отпечаток как того, что в нем отражается, так и того материала, на котором этот снимок отпечатывается, и свойств того аппарата, которым этот снимок сделан. Сознание это не только субъективно-психологическое явление, а единство объективного и субъективного на основе объективного. Оно имеет объективное содержание, прошедшее через различные психологические «сита», «экраны», в виде установок и ориентации, налагаемых общественным положением человека и его прошлым жизненным опытом.

      В отдельных областях сознания последнее подчиняется также и более специальным законам. Так, в области познания оно совершается по законам логики, без соблюдения которых невозможна правильная обработка полученного материала наблюдений и экспериментов. В области явлений, ориентация в которых связана с оценками (политика, идеология, этика, эстетика, право), сознание действует в соответствии со спецификой каждой из этих областей. Вся умственная, познавательная, идеологическая и оценочная деятельность людей подчинена закономерностям. Действие всех указанных групп законов, выражающих сложный характер детерминации сознания, осуществляется в их неразрывной связи и взаимопереплетении. Однако эта нераздельность не означает потери каждой из этих групп своей самостоятельности и специфичности. Поэтому мы, например, различаем рабочего:

а) как производительную силу, как природную «машину», производящую продукт

б) как члена  общества, т. е. как социальную единицу

в) как психологический, разумно-эмоциональный комплекс в  отличие от машины, на которой он работает.

       Как же можно определить сознание?

Сознание —  это высшая, свойственная только людям  и связанная с речью функция  мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном  построении действий и предвидении  их результатов, в разумном регулировании  и самоконтролировании поведения человека.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это  выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые  являются необходимым компонентом  всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

       Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это — сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Как это возможно с точки зрения материалистической теории познания — вот в чем состоит главный философский вопрос проблемы самосознания. Вопрос состоит в выяснении специфики этой формы сознания и познания. Эта специфика определена, тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект, на сознание, которое познает (субъект), и сознание, которое познается (объект). Такое раздвоение, как оно ни кажется странным для обычного мышления, является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом.

Самосознание  самим фактом своего существования  еще раз доказывает относительность  различия и противоположности объекта  и субъекта, неправильность представлений  о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что  разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется  это деление, выражающееся по меньшей мере в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания.

Информация о работе Проблемы сознания в философии. Сознание самосознание. Сознание и язык