Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 13:05, реферат
Понятие "душа" по содержанию в научной психологии обычно соответствует понятию "психика". Психика — особая форма отражения мира, присущая высокоорганизованным существам. Высокоорганизованным существом человека сделает его разум. Но разум, самосознание и воображение разрушили "гармонию", которой характеризовалось существование животных. Дисгармония человеческого существования рождали потребности, далеко превосходящие те, в основе которых лежат инстинкты.
Конечно, в любой момент работы сознания в нем есть нечто осознаваемое и неосознаваемое. Осознать сразу все невозможно. При сосредоточении на одном упускается из поля внутреннего внимания многое другое. А процессы идут во всем сознании. Будучи целостностью, сознание влияет на осознаваемое посредством тех процессов, которые не осознаются. И все же неосознаваемое существует в сознании, и это проверяется путем перемены внимания. В поле внимания могут быть взяты те моменты сознания, которые до этого не осознавались. Итак, осознаваемое и неосознаваемое постоянно переплетаются в сознании, и движение мысли связано с существованием этой соотносительности.
В
любом случае, философы заметили, что
неосознаваемое, в определенной мере
присуще самому сознанию, выходит
за рамки сознания. Так, Платон свидетельствует
о своем внутреннем голосе, который
он узнавал и которому он доверял.
Он всегда к нему прислушивался и с ним
советовался. Его внутренний голос можно
отнести к осознаваемому. Но возникает
вопрос: кому же принадлежит этот голос?
Когда в обыденной жизни мы слышим за дверью
голос и не можем определить, кому он принадлежит,
то открываем дверь и видим его обладателя.
В случае же с голосом Платона все попытки
изменения ситуации ни к чему не приводят.
Значит, есть нечто неосознаваемое, которое
невозможно перевести в свою противоположность.
2.
Понятие бессознательного
Действительно, сознание отнюдь не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Мы ощущаем все, что воздействует на нас, но далеко не все ощущения оказываются фактом нашего сознания. По словам Э. Фромма, «большая часть того, что осознается, нереально».
Тем не менее неосознанные действия можно разделить на два вида: во-первых, на действия, никогда не осознававшиеся, а во-вторых, - на ранее осознаваемые действия. Так, многие наши действия, находясь в процессе формирования под контролем сознания, автоматизируются и затем совершаются неосознанно. Вообще сознательная индивида возможна только в том случае, если максимальное число элементов этой деятельности осуществляется именно автоматически, в том числе и мышление. Но сознание в большинстве случаев может взять под контроль действия, совершаемые автоматически, «по привычке», и ускорить, замедлить или даже остановить их.
Однако еще Спиноза и Маркс выявили, что некая часть бессознательного так и не вступает в светлое поле сознания, поэтому общее поле психики оказывается шире сознания как такового .
Совокупность психических явлений, состояний и действий, протекающих вне контроля разума, охватывается понятием бессознательного. Термины «бессознательное» и «подсознательное» «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни, и разнообразие форм и проявлений бессознательного достаточно велико.
Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознание», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном , в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результатов.
К бессознательному относится рефлекторное неосознанное действие, выступающее то как установка (инстинкт, влечение), то как ощущение (восприятие, представление), то как сомнамбулизм, то как интуиция, то как гипнотическое состояние или сновидение, состояние аффекта или невменяемости. К бессознательному относятся и подражание, и творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением», новой идеей, рождающейся как бы от какого-то толчка изнутри (случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроизвольные воспоминания о том, что казалось прочно забытым , и др).
Изучение
феномена бессознательного уходит в
глубокую древность, его признавали
в своей практике врачеватели
самых ранних цивилизаций. Для Платона
признание существования
Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX в началось собственно психологическое изучение бессознательного (И.Ф.Гербарт, Г.Т.Фехнер, В.Вундт, Т.Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.
Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально – гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж.Шарко и др.) позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция З.Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма – вытеснения.
Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по его мнению . могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда К.Г.Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества.
В
современной глубинной
Согласно Л.С. Выготскому, бессознательное не отделено от сознания какой-то непроходимой стеной. Процессы, начинающиеся в нем, часто имеют свое продолжение в сознании, а многое сознательное вытесняется в подсознательную сферу. Существует постоянная, ни на минуту не прекращающаяся живая динамическая связь между обеими сферами человеческого сознания. Бессознательное влияет на поступки людей, обнаруживается в их поведении. И вот по этим следам и проявлениям можно учиться распознавать бессознательное и изучать его.
Таким
образом, система знаний о личности
не может развиваться без
3.
Понятие бессознательного в
3.1.
Мотивационная структура
Анализ
сложной мотивационной
Вторая структура личности — "Я", по мнению Фрейда, также является врожденной и располагается как в сознательном слое, так и в предсознании. Содержание предсознательного слоя может быть осознано человеком, хотя это и требует от него значительных усилий. Если содержание "Оно" расширяется, то содержание "Я", наоборот сужается, так как ребенок рождается по выражению Фрейда с "океаническим чувством Я", включая в себя весь окружающий мир. Со временем он начинает осознавать границу между собой и окружающим миром, начинает локализовать свое "Я" до своего тела, сужая, таким образом, объем "Я".
Третья
структура личности — "сверх-Я"
не врожденная, она формируется в процессе
жизни ребенка. "Сверх-Я" (или "супер-эго")
является неотъемлемой частью человеческой
психики. Так как человек живет в обществе,
то оно оказывает на него влияние. Если
человек представляет из себя отдельную
клетку, то клетка одна существовать не
может, она погибает. Эти клетки образуют
ткань, та, в свою очередь, образует орган,
а последний — систему органов, образующих
большой, единый организм. Так вот оболочки
этих клеток соединены между собой. Именно
эта совокупность всех "Я" и образует
"сверх-Я". Можно сказать, что "сверх-Я"
представляет собой совокупность всех
общественных отношений (контролирующих
поведение человека). Механизмом ее формирования
является идентификация с близким взрослым
своего пола, черты и качества которого
и становятся содержанием "сверх-Я".
3.2.
Бессознательное как источник
внутреннего конфликта
Фрейд
считал сложную мотивационную