Проект науки об обществе О. Конта. Основные идеи и понятия позитивистской социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:19, реферат

Описание

Французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857) – основатель не только социологии, но и философии позитивизма. Философия первого позитивизма (намного позже появятся второй позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) мыслила себя как синтетическую науку, обобщающую результаты конкретных наук.

Работа состоит из  1 файл

Проект науки об обществе О.docx

— 16.59 Кб (Скачать документ)

Проект науки об обществе О. Конта. Основные идеи и понятия  позитивистской социологии

Основные идеи и  понятия марксистской социологии

Сходства и различия позитивистской и марксистской социологии 

  

Французский мыслитель  Огюст Конт (1798–1857) – основатель не только социологии, но и философии  позитивизма. Философия первого  позитивизма (намного позже появятся второй позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) мыслила себя как синтетическую  науку, обобщающую результаты конкретных наук. Идея социологии как строгой  науки об обществе появилась в  первой трети XIX века. Термин «социология» появился в 1839 г. – в качестве названия 6-го тома «Курса позитивной философии» О. Конта. Еще ранее, в 1822 г., совместно  с Анри де Сен-Симоном, у которого О. Конт служил секретарем, был составлен  «План научных работ, необходимых  для реорганизации общества». Наука  об обществе, идею которой обосновывал  О. Конт должна была быть позитивной (положительной) как минимум в двух смыслах: опираться  на положительные, т. е. достоверные  факты, и приносить некоторые  положительные результаты, т. е. служить  благоустройству общества, его организации, а не дезорганизации. Первоначально  эта наука называлась социальной физикой и мыслилась как состоящая  из двух частей: социальной статики  и социальной динамики. Общество понималось О. Контом как единая система, своеобразный «социальный организм», живущий  по своим законам. Новая наука  должна была описывать объективные (т. е. не зависящие от человеческих представлений о них) закономерности общественной жизни, используя методы, подобные методам естественных наук. Основной закон социальной динамики О. Конта – закон 3-х стадий, согласно которому в основе общественного  развития лежит развитие человеческого  сознания, обязательно проходящее теологическую, метафизическую и позитивную стадию. Теологическая стадия – это господство мифологических и религиозных представлений, метафизическая – господство ненаучных  философских теорий. Теологической  стадии соответствует примитивное  военное состояние общества; позитивной стадии, наступившей в Европе после  Французской революции, соответствует  индустриальное демократическое общество. 

Английский философ  Джон Стюарт Милль (1806–1873), много сделавший  для развития позитивизма, обосновал  иную, чем у О. Конта, методологию  социальной науки. Социологические  идеи Дж. С. Милля изложены в 6-м томе «Системы логики силлогистической и  индуктивной» (1843). Как и О. Конт, он считал, что методы социологии должны быть строгими и объективными подобно  методам естественных наук, но не считал возможным говорить о каких-либо свойствах общественной системы  самой по себе. Он был убежден, что  все законы жизни общества можно  свести к относительно небольшому числу  законов поведения отдельных  индивидов. Сложность же объяснения общественных законов обяснял огромным количеством и разнообразием  факторов, влияющих на поведение людей, а также с большим количеством  самих взаимодействующих индивидов. Развитие общества Дж. С. Милль связывал с прогрессивным развитием психики  людей в направлении все большей  рациональности, отчего и общество должно становиться все более  рациональным. 

Англичанин Герберт  Спенсер (1820–1903) развил идеи позитивистской философии и социологии во множестве  трудов, в том числе: «Социальная  статика» (1850), «Прогресс, его закон  и причина» (1857), «Социология как  предмет изучения» (1873), «Основания социологии» (1877). Согласно Г. Спенсеру весь мир в целом и все в  нем закономерно эволюционирует, в том числе и общество. Общество и люди в нем развиваются под  воздействием изменяющейся окружающей среды точно также, как эволюционируют биологические организмы (Г. Спенсер  опирается не столько на эволюционное учение Ч. Дарвина, сколько на более  ранние представления Ламарка, согласно которому существуют закон упражнения и неупражнения органов и закон  наследования благоприобретенных признаков). Подобно тому, как в живых организмах в ходе эволюции развиваются все  более дифференцированные и совершенные  органы, так и в общественном организме  происходит развитие различных общностей  и институтов. Но если в живом  организме отдельные клетки и  системы существуют исключительно  ради целого, то развитое общество существует для блага его членов, а не наоборот.  

Философия Карла  Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса (1820–1895) сформировалась в 1840–1860 гг. Подобно  позитивизму она изначально мыслит себя как научная философия, как  наука о наиболее общих законах  природы, общества и мышления. Марксистская теория общества - это и есть то, что  сегодня понимается под марксистской социологией. Однако сам термин «марксистская  социология» в середине XIX в. не существовал  и появился намного позже. Краткое  изложение социологических идей К. Маркса и Ф. Энгельса можно найти  в работах «Немецкая идеология», «Манифест коммунистической партии»  и «К критике политической экономии. Предисловие». Важная идея марксистской социологии заключается в том, что  общество – это не только совокупность индивидов, но прежде всего совокупность определенных отношений между ними. Другая важная идея – то, что основой  человеческой жизни является практическая деятельность, практика. Это прежде всего деятельность по производству материальных средств и условий  существования, но также и связанные  с этой деятельностью практическое преобразование общественных отношений  и теоретическая деятельность. Практика преобразует общество, но всегда протекает  в конкретных исторических условиях, являющихся результатом предшествующей практики, и зависит от них. «Люди  сами делают свою историю, но они ее делают не так, как им вздумается, при  обстоятельствах, которые не сами они  выбрали, а которые непосредственно  имеют место, даны им и перешли  от прошлого» (К. Маркс. Восемнадцатое  брюмера Луи Бонапарта). Базисом  любой общественной системы являются производительные силы и связанные  с ними производственные отношения, прежде всего отношения собственности  на средства производства. От того, каков  базис, в конечном итоге зависит  надстройка – политика, религия, семья, наука, литература и т. п. Производительные силы не могут не развиваться, и поэтому  общество в целом закономерно  развивается, проходя стадии первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической, социалистической общественно-экономической  формации. Используемая здесь терминология является доминирующей в отечественном  марксизме, хотя сам К. Маркс использовал  понятия архаической, экономической  и коммунистической общественных формаций, выделяя внутри экономической формации азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства. Согласно марксистской гипотезе, первобытно-общинные отношения  базировались на недостаточном производстве продуктов и других средств существования. Когда с развитием производительных сил появился избыток этих средств, появилась частная собственность, социальные классы, эксплуатация и  государство. Эксплуататорские классы – это большие группы людей, владеющих частной собственностью на средства производства и имеющих возможность присваивать результаты труда тех, кто частной собственностью не владеет (эксплуатируемые классы). Государство – это, с одной стороны, социальный институт, а с другой стороны - особая социальная группа, служащая господствующим классам и защищающая их интересы. Рабовладельческая, феодальная, капиталистическая формации основаны на частной собственности и являются эксплуататорскими. Противоречие между развивающимися производительными силами и отстающими от них производственными отношениями проявляется в борьбе между классами рабов и рабовладельцев, феодалов и зависимых крестьян, капиталистов и наемных рабочих. Классовая борьба рано или поздно приводит к революционной смене формаций.  

Марксистская и  позитивистская социологии как теоретические  направления очень близки. Обе  исходят из объективного существования  единой социальной реальности. Обе  считают, что существуют объективные  общественные закономерности, которые  социология как строгая наука  должна изучать, опираясь на факты. Обе  мыслят себя как науку об обществе, использующую методы, ориентирующиеся  на методы естественных наук. Обе используют одни и те же конкретные методы эмпирического  исследования. Обе утверждают, что  общество закономерно развивается  в прогрессивном направлении. В  обеих речь идет именно о прогрессе, а не о нейтральном понятии  социального развития (направленного  социального изменения), которое  могло бы оцениваться не только как  прогресс, но и как регресс. Обе  считают своей задачей практически  способствовать социальному прогрессу. 

Расхождения между  позитивистской и марксистской социологией  обнаруживаются в теоретических  выводах по поводу причин и форм протекания социального прогресса. Научное знание позитивистов говорит  им, что общество эволюционирует постепенно, и практическую задачу науки социологии они видят в том, чтобы сгладить социальные противоречия, предотвратить  конфликты, войны и революции. Научное  знание марксистов, наоборот, утверждает, что противоречия лежат в основе всякого развития, общество закономерно  переходит от одной формации к  другой путем революций. Поэтому  практическая задача марксистской теории – способствовать пролетарской революции  во всем мире. На философском уровне существует еще одно важное различие между марксизмом и позитивизмом. Позитивисты считают, что наука  может ответить далеко не на всякие вопросы. Наука может описывать  закономерности, но не знает, почему они  такие, а не другие. Она может искать ответы на вопрос «Как, каким образом?», но не на вопрос «Почему?». Наука не должна пытаться ответить на самые  глубокие тайны бытия. С этой точки  зрения и идеализм, и материализм (марксизм в том числе) – это  ненаучная метафизика. С точки  зрения марксистов, наоборот, наука  способна ответить на любые вопросы, но должна опираться на признание  гегелевских законов диалектики. Отрицание необходимости классовой  борьбы и социальных революций –  это отрицание действия гегелевских  законов в общественной жизни. Недиалектическая философия (в том числе позитивизм) уже на языке марксистов называется ненаучной метафизикой.

Информация о работе Проект науки об обществе О. Конта. Основные идеи и понятия позитивистской социологии