Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:19, реферат
Французский мыслитель Огюст Конт (1798–1857) – основатель не только социологии, но и философии позитивизма. Философия первого позитивизма (намного позже появятся второй позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) мыслила себя как синтетическую науку, обобщающую результаты конкретных наук.
Проект науки об обществе О. Конта. Основные идеи и понятия позитивистской социологии
Основные идеи и понятия марксистской социологии
Сходства и различия
позитивистской и марксистской социологии
Французский мыслитель
Огюст Конт (1798–1857) – основатель
не только социологии, но и философии
позитивизма. Философия первого
позитивизма (намного позже появятся
второй позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм)
мыслила себя как синтетическую
науку, обобщающую результаты конкретных
наук. Идея социологии как строгой
науки об обществе появилась в
первой трети XIX века. Термин «социология»
появился в 1839 г. – в качестве названия
6-го тома «Курса позитивной философии»
О. Конта. Еще ранее, в 1822 г., совместно
с Анри де Сен-Симоном, у которого
О. Конт служил секретарем, был составлен
«План научных работ, необходимых
для реорганизации общества». Наука
об обществе, идею которой обосновывал
О. Конт должна была быть позитивной (положительной)
как минимум в двух смыслах: опираться
на положительные, т. е. достоверные
факты, и приносить некоторые
положительные результаты, т. е. служить
благоустройству общества, его организации,
а не дезорганизации. Первоначально
эта наука называлась социальной
физикой и мыслилась как
Английский философ
Джон Стюарт Милль (1806–1873), много сделавший
для развития позитивизма, обосновал
иную, чем у О. Конта, методологию
социальной науки. Социологические
идеи Дж. С. Милля изложены в 6-м томе
«Системы логики силлогистической и
индуктивной» (1843). Как и О. Конт, он
считал, что методы социологии должны
быть строгими и объективными подобно
методам естественных наук, но не считал
возможным говорить о каких-либо
свойствах общественной системы
самой по себе. Он был убежден, что
все законы жизни общества можно
свести к относительно небольшому числу
законов поведения отдельных
индивидов. Сложность же объяснения
общественных законов обяснял огромным
количеством и разнообразием
факторов, влияющих на поведение людей,
а также с большим количеством
самих взаимодействующих
Англичанин Герберт
Спенсер (1820–1903) развил идеи позитивистской
философии и социологии во множестве
трудов, в том числе: «Социальная
статика» (1850), «Прогресс, его закон
и причина» (1857), «Социология как
предмет изучения» (1873), «Основания
социологии» (1877). Согласно Г. Спенсеру
весь мир в целом и все в
нем закономерно
Философия Карла
Маркса (1818–1883) и Фридриха Энгельса
(1820–1895) сформировалась в 1840–1860 гг. Подобно
позитивизму она изначально мыслит
себя как научная философия, как
наука о наиболее общих законах
природы, общества и мышления. Марксистская
теория общества - это и есть то, что
сегодня понимается под марксистской
социологией. Однако сам термин «марксистская
социология» в середине XIX в. не существовал
и появился намного позже. Краткое
изложение социологических идей
К. Маркса и Ф. Энгельса можно найти
в работах «Немецкая идеология»
Марксистская и
позитивистская социологии как теоретические
направления очень близки. Обе
исходят из объективного существования
единой социальной реальности. Обе
считают, что существуют объективные
общественные закономерности, которые
социология как строгая наука
должна изучать, опираясь на факты. Обе
мыслят себя как науку об обществе,
использующую методы, ориентирующиеся
на методы естественных наук. Обе используют
одни и те же конкретные методы эмпирического
исследования. Обе утверждают, что
общество закономерно развивается
в прогрессивном направлении. В
обеих речь идет именно о прогрессе,
а не о нейтральном понятии
социального развития (направленного
социального изменения), которое
могло бы оцениваться не только как
прогресс, но и как регресс. Обе
считают своей задачей
Расхождения между
позитивистской и марксистской социологией
обнаруживаются в теоретических
выводах по поводу причин и форм
протекания социального прогресса.
Научное знание позитивистов говорит
им, что общество эволюционирует постепенно,
и практическую задачу науки социологии
они видят в том, чтобы сгладить
социальные противоречия, предотвратить
конфликты, войны и революции. Научное
знание марксистов, наоборот, утверждает,
что противоречия лежат в основе
всякого развития, общество закономерно
переходит от одной формации к
другой путем революций. Поэтому
практическая задача марксистской теории
– способствовать пролетарской революции
во всем мире. На философском уровне
существует еще одно важное различие
между марксизмом и позитивизмом.
Позитивисты считают, что наука
может ответить далеко не на всякие
вопросы. Наука может описывать
закономерности, но не знает, почему они
такие, а не другие. Она может искать
ответы на вопрос «Как, каким образом?»,
но не на вопрос «Почему?». Наука не
должна пытаться ответить на самые
глубокие тайны бытия. С этой точки
зрения и идеализм, и материализм
(марксизм в том числе) – это
ненаучная метафизика. С точки
зрения марксистов, наоборот, наука
способна ответить на любые вопросы,
но должна опираться на признание
гегелевских законов