Пространство и время

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:59, реферат

Описание

Цель работы: исследовать представления о пространстве и времени.
Задачи работы:
- рассмотреть пространство и время в античной философии;
- изучить представления о пространстве и времени;
- проанализировать концепции.

Содержание

Введение
1. Понятие пространства и времени в античной философии
2. Представления о пространстве и времени
3. Концепции пространства
3.1 Субстанциальная концепция
3.2 Реляционная концепция
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Философия.docx

— 30.07 Кб (Скачать документ)

Введение

1. Понятие пространства и времени  в античной философии

2. Представления о пространстве  и времени

3. Концепции пространства

3.1 Субстанциальная концепция

3.2 Реляционная концепция

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проблема времени и пространства всегда интересовала человека не только в рациональном, но и на эмоциональном уровне. Люди не только сожалеют о прошлом, но и боятся будущего, не в последнюю очередь потому, что неотвратимый поток времени влечет к их смерти.

Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей  сознательной истории задумалось над  проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать  свои теории, описывающие данные фундаментальные  атрибуты бытия. Пространство и время  лежат в основе нашей картины  мира.

Прошлый век - век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и  пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом  и общей теории относительности  заложило основу современного научного представления о мире, многие положения  теории были подтверждены опытными данными.

Тем не менее, как показывает, в  том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия  во многом остается открытым.

Цель работы: исследовать представления  о пространстве и времени.

Задачи работы:

- рассмотреть пространство и  время в античной философии;

- изучить представления о пространстве  и времени;

- проанализировать концепции.

Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и  времени А. Эйнштейна, - «пространство  и время являются способом, которым  мы мыслим, а не условиями, в которых  мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.

1. Понятие пространства  и времени в античной философии

Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий, предоставленной смены состояний  предметов и круговорота различных  процессов. Естественнонаучные представления  о пространстве и времени прошли длинный путь становления и развития.

Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и  в первую очередь в макромире  твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями  о времени - пространстве можно найти  в учениях почти всех античных мыслителей.

Так уже в учении Гераклита центральное  место занимает идея всеобщего изменения - в ту же реку вступаем и не вступаем. В анализе античных доктрин о  пространстве и времени остановимся  на двух наиболее полно исследовавших  данный вопрос: атомизме Демокрита и системе Аристотеля.

Атомистическая доктрина была развита  материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия ученных прошлого века.

Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве.

Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают  и не уничтожаются, их вечность проистекает  из отсутствия начала у времени. Атомы  двигаются в пустоте бесконечное  время, которому соответствует бесконечное  время.

По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира.

В основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.

Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи - физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи.

В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени.

Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.

Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени, затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.

Дальнейший анализ времени ведётся  Аристотелем уже на физическом уровне, где основное внимание он уделяет  взаимосвязи времени и движения. Аристотель показывает, что время  немыслимо, не существует без движения, но оно не есть и само движение.

В такой модели времени впервые  реализована реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы  его измерения можно с помощью  любого периодического движения, но, для  того чтобы полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в античной и средневековой  философии - скорость движения небесной сферы.

Пространство для Аристотеля выступает  в качестве некоего отношения  предметов материального мира, оно  понимается как объективная категория, как свойство природных вещей.

Механика Аристотеля функционировала  лишь в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля.

Его космологическая модель функционировала  в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал с центром  Земли. Космос был разделен на два  уровня: земной и небесный. Земной уровень  состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном  круговом движении.

Аристотелю удалось создать  самую совершенную, для своего времени  модель пространства - времени, просуществовавшую  более двух тысячелетий.

2. Представления о пространстве  и времени

Представления о пространстве и  времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как  это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также  моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления  о них, которые господствовали в  более ранние моменты человеческой культуры.

Человек всегда живет в неком  пространстве, осознавая свою зависимость  от таких его характеристик, как  размеры, границы, объемы. В первобытном  сознании, проникнутом представлениями  мифопоэтического мышления, пространство выступает как некоторая противоположность  «не пространству», т.е. хаосу - некоторому образованию, в котором еще отсутствует порядок.

Хаос - потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пелагический миф). В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса.

Таким образом, пространство возникает  как упорядочивание хаоса посредством  его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом  организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое  единство - «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы.

Из свойства пространства древние  отмечали, прежде всего, это свойство развертывания, растекания, распространения  пространства по отношению к особому  мировому центру, как некой точке, «из которой совершается или  некогда совершилось это развертывание  и через которую как бы проходит стрела развития, ось разворота». И  в современном языке, в частности  в русском, пространство ассоциируется  с понятиями, обозначающими расширение, открытость.

Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных  определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях - анализе (членении) и синтезе (соединении).

В мифологическом сознании это реализуется, например, в характерном для многих культур годовом ритуале расчленения  жертвы (образ старого мира) и  затем собирания в единое целое  ее отдельных частей на стыке старого  и нового года, что символизирует  распадение старого мира (пространственно-временного континуума) и переход к новому.

Более позднее понимание пространства - это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях», что в свою очередь приводит к идее его измерения. Однако основной характеристикой пространства все же остается разнородность и прерывность.

В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек.

Центр пространства - это место особой сакральной ценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некими ритуальными знаками, например храмом или крестом.

Периферия пространства - это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе) - «иди туда не знаю куда».

Победа над этим местом и злыми  силами обозначает факт освоения пространства, т.е. «приобщение его космизированному и организованному «культурному» пространству.

Итак, можно сказать, что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не только как некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором  развертывалась мировая трагедия борющихся  друг с другом богов, персонифицированных  добрых или злых сил природы, людей, животных и растений.

Это было вместилище всех предметов  и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом  упорядочена и подчинена неким  закономерностям. Это был образ, прежде всего культурного пространства, которое было разнородно, а поэтому  его отдельные места были заполнены  специфическими смыслами и значениями для человека.

От времени человек ощущал в  древности еще большую зависимость, так как с этим было связано  понимание смерти как остановки  индивидуального времени. Человек  жил во времени и боялся его.

Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании - это, прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки.

Позже, указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос.

Мифическое время обладает свойством  линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую - циклическую модель времени».

Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в  сознании человека и проявляется  в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении  событий, далеко отстоящих от нас  во времени.

Мифологические представления  о пространстве и времени, как  показывает современная наука, содержали  в себе интуитивные догадки, до которых  наука доходит только сегодня.

Пространство есть форма координации  сосуществующих объектов, состояний  материй. Порядок сосуществования  этих объектов и их состояний образует структуру пространства.

Время - это форма координации  сменяющихся объектов и их состояний.

Понятия пространства и времени  всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла  о моделировании общего представления  о мире, т.е. построении онтологической системы.

Однако указанные сложности  в понимании категорий пространства и времени придают данной проблеме широкий комплексный характер и  не могут быть сведены лишь к их физическим интерпретациям.

Поэтому философское понимание  пространства и времени, с одной  стороны, всегда сопряжено с развитием  наук (и не только физики), а с другой стороны, осуществляется в рамках общего онтологического и гносеологического  подхода. Остановимся на различных  интерпретациях данных понятий в  философии и науке.

3. Концепции пространства

Пространство понималось как:

- абсолютная протяженность, пустота,  в которую включались все тела, и которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, - Ньютон);

- протяженность материи и эфира  (Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов)  или форма бытия материи (Гольбах,  Энгельс);

- порядок сосуществования и  взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

- комплекс ощущений и опытных  данных (Беркли, Мах) или априорная  форма - чувственного созерцания (Кант).

Время трактовалось как:

- длительность существования и  мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах) или форма бытия  материи, выражающая длительность  и последовательность изменений  (Энгельс, Ленин);

- форма проявления абсолютной  вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);

- абсолютная длительность, однородная  для всей Вселенной (Ньютон);

Информация о работе Пространство и время