Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 15:59, реферат
Цель работы: исследовать представления о пространстве и времени.
Задачи работы:
- рассмотреть пространство и время в античной философии;
- изучить представления о пространстве и времени;
- проанализировать концепции.
Введение
1. Понятие пространства и времени в античной философии
2. Представления о пространстве и времени
3. Концепции пространства
3.1 Субстанциальная концепция
3.2 Реляционная концепция
Заключение
Список литературы
Введение
1. Понятие пространства и
2. Представления о пространстве и времени
3. Концепции пространства
3.1 Субстанциальная концепция
3.2 Реляционная концепция
Заключение
Список литературы
Введение
Проблема времени и
Человечество в лице своих выдающихся деятелей на протяжении всей своей сознательной истории задумалось над проблемами пространства и времени, немногим из них удалось создать свои теории, описывающие данные фундаментальные атрибуты бытия. Пространство и время лежат в основе нашей картины мира.
Прошлый век - век бурного развития науки был наиболее плодотворным в плане познания времени и пространства. Появление в начале века сначала специальной, а потом и общей теории относительности заложило основу современного научного представления о мире, многие положения теории были подтверждены опытными данными.
Тем не менее, как показывает, в том числе и эта работа, вопрос познания пространства и времени, их природы, взаимосвязи и даже наличия во многом остается открытым.
Цель работы: исследовать представления о пространстве и времени.
Задачи работы:
- рассмотреть пространство и время в античной философии;
- изучить представления о
- проанализировать концепции.
Представляется уместным привести высказывание основоположника современного представления о пространстве и времени А. Эйнштейна, - «пространство и время являются способом, которым мы мыслим, а не условиями, в которых мы живем», в котором во многом отразилась противоречивость и нерешенность проблемы.
1. Понятие пространства и времени в античной философии
Понятие времени возникло на основе
восприятия человеком смены событий,
предоставленной смены
Самые первые из них возникли из очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи, согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени - пространстве можно найти в учениях почти всех античных мыслителей.
Так уже в учении Гераклита центральное место занимает идея всеобщего изменения - в ту же реку вступаем и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме Демокрита и системе Аристотеля.
Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия ученных прошлого века.
Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются, сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве.
Атомы (бытие) и пустота (небытие) являются
первоначалами мира. Атомы не возникают
и не уничтожаются, их вечность проистекает
из отсутствия начала у времени. Атомы
двигаются в пустоте
По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах, которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира.
В основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи). Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости. Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.
Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи - физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как масштабных единицах протяжения материи.
В соответствии с атомистической концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из дискретного характера пространства и времени.
Например, свойство изотахии заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель начинает анализ с общего
вопроса о существовании
Дальнейший анализ времени ведётся
Аристотелем уже на физическом уровне,
где основное внимание он уделяет
взаимосвязи времени и
В такой модели времени впервые
реализована реляционная
Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как свойство природных вещей.
Механика Аристотеля функционировала лишь в его модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это лишь один из уровней космоса Аристотеля.
Его космологическая модель функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом движении.
Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени модель пространства - времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.
2. Представления о пространстве и времени
Представления о пространстве и времени не всегда так сильно зависели от физико-геометрических знаний, как это характерно для сегодняшнего сознания, что дает повод задуматься о том, а не являются ли они также моментом исторического развития, который, возможно, будет преодолен, и не рано ли мы отбросили те представления о них, которые господствовали в более ранние моменты человеческой культуры.
Человек всегда живет в неком
пространстве, осознавая свою зависимость
от таких его характеристик, как
размеры, границы, объемы. В первобытном
сознании, проникнутом представлениями
мифопоэтического мышления, пространство
выступает как некоторая
Хаос - потенциальный прообраз пространства, некая разверстая бездна, пустота, в которой все пребывает. Так, из Хаоса возникает «Эвринома, богиня всего сущего», которая обнаруживает, что ей не на что опереться, поэтому она отделяет небо от моря (пелагический миф). В олимпийском мифе творения из Хаоса возникает мать-Земля, у Гесиода в его философском мифе творения все происходит от союза Темноты и Хаоса.
Таким образом, пространство возникает как упорядочивание хаоса посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т.д. Это некоторая особым образом организованная совокупность данных объектов. Пространство здесь не отделено от времени, образуя с ним некоторое единство - «хронотоп», что проявляется в том, что они часто обозначаются в разных культурах словом, происходящим от сходной корневой основы.
Из свойства пространства древние
отмечали, прежде всего, это свойство
развертывания, растекания, распространения
пространства по отношению к особому
мировому центру, как некой точке,
«из которой совершается или
некогда совершилось это
Кроме того, что пространство развертывается, оно состоит из частей, упорядоченных определенным образом. Поэтому познание пространства изначально основано на двух противоположных операциях - анализе (членении) и синтезе (соединении).
В мифологическом сознании это реализуется,
например, в характерном для многих
культур годовом ритуале
Более позднее понимание пространства - это понимание его как «относительно однородного и равного самому себе в своих частях», что в свою очередь приводит к идее его измерения. Однако основной характеристикой пространства все же остается разнородность и прерывность.
В мифологическом сознании для пространства характерна определенная культурная заданность значения места, в котором может оказаться человек.
Центр пространства - это место особой сакральной ценности. Внутри географического пространства оно ритуально обозначается некими ритуальными знаками, например храмом или крестом.
Периферия пространства - это зона опасности, которую в сказках и мифах должен преодолеть герой. Иногда это даже место вне пространства (в неком хаосе) - «иди туда не знаю куда».
Победа над этим местом и злыми
силами обозначает факт освоения пространства,
т.е. «приобщение его
Итак, можно сказать, что пространство в мифологическую эпоху трактовалось не только как некая физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, в котором развертывалась мировая трагедия борющихся друг с другом богов, персонифицированных добрых или злых сил природы, людей, животных и растений.
Это было вместилище всех предметов
и событий, жизнь которых была
в пространстве определенным образом
упорядочена и подчинена неким
закономерностям. Это был образ,
прежде всего культурного
От времени человек ощущал в
древности еще большую
Таким образом, время в архаическом мифологическом сознании - это, прежде всего некоторое «первовремя», которое отождествляется с «прасобытиями», своеобразными кирпичиками мифической модели мира. Это придает времени особый сакральный характер со своим внутренним смыслом и значением, которые требуют особой расшифровки.
Позже, указанные «первокирпичики» времени преобразуются в сознании человека в представления о начале мира, или начальной эпохе, где время может конкретизироваться либо как «золотой век», либо, наоборот, как изначальный хаос.
Мифическое время обладает свойством линейности, «но эта модель постепенно перерастает в другую - циклическую модель времени».
Свойство цикличности (повторяемости) времени глубоко закрепляется в сознании человека и проявляется в соблюдении календарных ритуальных праздников, основанных на воспроизведении событий, далеко отстоящих от нас во времени.
Мифологические представления о пространстве и времени, как показывает современная наука, содержали в себе интуитивные догадки, до которых наука доходит только сегодня.
Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материй. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства.
Время - это форма координации сменяющихся объектов и их состояний.
Понятия пространства и времени всегда оказывались в центре внимания философов, особенно когда речь шла о моделировании общего представления о мире, т.е. построении онтологической системы.
Однако указанные сложности
в понимании категорий
Поэтому философское понимание
пространства и времени, с одной
стороны, всегда сопряжено с развитием
наук (и не только физики), а с другой
стороны, осуществляется в рамках общего
онтологического и
3. Концепции пространства
Пространство понималось как:
- абсолютная протяженность,
- протяженность материи и эфира
(Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов)
или форма бытия материи (
- порядок сосуществования и
взаимного расположения
- комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма - чувственного созерцания (Кант).
Время трактовалось как:
- длительность существования и
мера изменений материи (
- форма проявления абсолютной вечности, как преходящая длительность (Платон, Августин/Гегель);
- абсолютная длительность, однородная для всей Вселенной (Ньютон);