Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, доклад
Искусство убедительно излагать свои мысли – огромная ценность для любого человека и мощное оружие в любых дискуссиях. Искусство говорить в гораздо большей степени связано с импровизацией, чем искусство писать. Оно в значительной мере зависит от врожденной способности к свободному владению речью и даже от таких личных качеств, как самообладание, приятная дикция и обаяние. Выступающий должен также уметь улавливать настроение аудитории, подчинять ее себе, парировать неожиданные вопросы, незаметно отклоняться от темы выступления, если это диктуется ситуацией.
Московский
Государственный Институт (Университет)
Международных Отношений МИД
России
Кафедра
философии
Доклад
на тему:
«Пять смертных
грехов при выступлении» по книге Г.Селье
«От мечты к открытию»
Выполнила: студентка 1МБДА
Самсонова М.Н.
Проверил: кандидат философских наук, доцент,
Додельцев
Р.Ф.
Москва-2011
Искусство убедительно излагать свои мысли – огромная ценность для любого человека и мощное оружие в любых дискуссиях. Искусство говорить в гораздо большей степени связано с импровизацией, чем искусство писать. Оно в значительной мере зависит от врожденной способности к свободному владению речью и даже от таких личных качеств, как самообладание, приятная дикция и обаяние. Выступающий должен также уметь улавливать настроение аудитории, подчинять ее себе, парировать неожиданные вопросы, незаметно отклоняться от темы выступления, если это диктуется ситуацией. Способность говорить в значительной степени зависит от врожденных качеств, которым невозможно научиться, но которые можно усовершенствовать с помощью опыта.
1. Неподготовленность.
Согласно Селье, никогда не надо использовать в лекции более трех процентов ваших познаний. Новичкам свойственно рассказывать обо всем, что им известно, и они неизбежно путают слушателей, упоминая о вещах, с которыми сам выступающий не очень хорошо знаком.
Существует и такая вещь, как переподготовленность. Опытный лектор не станет дословно зачитывать написанный текст. А излишне подробные тезисы могут сковывающее действовать как на вас, так и на аудиторию.
Автор рекомендует:
2. Многословие.
Начинающий лектор считает, как правило, тему своей речи настолько сложной, что ее практически невозможно изложить в сжатой форме. Нет сомнения, что чем большим временем вы располагаете, тем о большем вы можете сказать, но даже самый сложный предмет можно объяснить просто, понятно и правильно.
Для того, чтобы сделать свою речь понятной для аудитории необходимо:
3. Невнятность.
Случайная грамматическая или синтаксическая ошибка, необычный и образный оборот или легкий иностранный либо местный акцент вполне допустимы; такие мелкие погрешности даже придают лекции индивидуальность. Если у оратора "каша во рту", ему следует учиться дикции, а если у него слабый голос, ему нужно держаться поближе к микрофону. Нечленораздельная речь является, как правило, следствием эмоционального состояния выступающего, связанного с чувством напряженности и застенчивости. Это чувство особенно обострено в первые минуты выступления. Чтобы преодолеть данную проблему можно выучить первые несколько фраз наизусть или даже прочесть их, поскольку, начав говорить, оратор уже думает не о себе, а о теме выступления, и страх перед публикой пропадает.
Другой формой невнятной речи является злоупотребление профессионализмами и даже обычным жаргоном. Оратор подсознательно пытается снискать себе расположение публики, как бы говоря: "Смотрите, несмотря на ученость, я, в общем-то, такой же простой, как и вы, ребята!". И тем не менее жаргон неуместен на научной лекции,
Также
небрежно сделанные слайды,
диаграммы и фотографии, а также переполненные
информацией таблицы и диаграммы создают
такие же сложности для понимания.
4. Углубленность в себя (интроверсия).
Хороший оратор должен проецировать себя вовне, на аудиторию, избегая театральности. Ему следует учиться держать себя раскованно и свободно. Скромность - это прекрасное качество, но, когда она выливается в излишнюю застенчивость на кафедре, она изолирует оратора от слушателей. Поэтому самый простой способ побороть безразличие и невнимание - это смотреть прямо в лица слушателей. Выберите в разных местах аудитории одно-два приятных вам лица и обращайтесь. Сперва к одному, потом к другому - точно так же, как если бы вы находились в спокойной обстановке своего кабинета, а эти люди пришли побеседовать с вами.
Интроверсия
- едва ли не самая тяжелая
болезнь лектора - связана со
всеми другими перечисленными здесь
"смертными грехами". Ее причиной
может быть неподготовленность,
она ведет к многословию, невнятному
изложению, манерности - основным "баррикадам"
между оратором и слушателем. Интроверсия
губит главное преимущество лекции
перед написанной статьей: она устраняет
живой контакт между учителем и
учеником, столь необходимый в непрерывном
процессе приспособления устного слова
к постоянно меняющейся аудитории.
5. Манерность.
У
нервных лекторов вырабатывается
поразительное разнообразие ужимок
и гримас. Подергивание уголка рта,
преувеличенно театральная жестикуляция,
напыщенность выражений, многократное
повторение одних и тех же банальностей,
обязательное взирание на пол или на потолок
невидящим пустым взглядом – все эти
повадки проистекают из чувства напряженности
и страха перед публикой. Они изолируют
оратора от аудитории. Слушателю
неловко за лектора, за его слабость
и неуверенность в себе, проявляющуюся
в его ужимках, и он не в состоянии
воспринимать содержание выступления.
В данном случае можно посоветовать использовать
большое количество слайдов в
качестве частичной замены написанного
текста и "дымовой завесы"
против приводящей его в трепет
аудитории.
Вывод
Ничто так не способствует теплому контакту со слушателями, как манера поведения, совершенно не свойственная для официального выступления, но приемлемая для неформальной беседы с друзьями. Просто облокотившись на край стола, вы можете уже снять напряжение, но самое важное - следить за тоном своего голоса и выбором слов. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы рассказываете о своей работе коллегам, которые заглянули к вам в лабораторию. Атмосфера торжественности и почтения авторитету предполагает скорее безоговорочное согласие, нежели критический анализ, способствует не пониманию, а
запоминанию. Избегайте этого стиля, сбросьте с себя академическую спесь, заменив ее простотой и отсутствием претензий.
Информация о работе Пять смертных грехов при выступлении» по книге Г.Селье «От мечты к открытию»