Пять смертных грехов при выступлении» по книге Г.Селье «От мечты к открытию»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 14:15, доклад

Описание

Искусство убедительно излагать свои мысли – огромная ценность для любого человека и мощное оружие в любых дискуссиях. Искусство говорить в гораздо большей степени связано с импровизацией, чем искусство писать. Оно в значительной мере зависит от врожденной способности к свободному владению речью и даже от таких личных качеств, как самообладание, приятная дикция и обаяние. Выступающий должен также уметь улавливать настроение аудитории, подчинять ее себе, парировать неожиданные вопросы, незаметно отклоняться от темы выступления, если это диктуется ситуацией.

Работа состоит из  1 файл

философия.doc

— 43.50 Кб (Скачать документ)

Московский  Государственный Институт (Университет) Международных Отношений МИД  России 
 

Кафедра философии 
 
 
 

Доклад на тему: 

«Пять смертных грехов при выступлении» по книге Г.Селье «От мечты к открытию» 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 1МБДА

Самсонова М.Н.

Проверил: кандидат философских наук, доцент,

Додельцев Р.Ф. 
 
 
 

Москва-2011

    Искусство убедительно излагать свои мысли – огромная ценность  для любого человека и мощное оружие в любых дискуссиях. Искусство говорить в гораздо большей  степени связано  с  импровизацией,  чем искусство  писать.  Оно в значительной  мере зависит  от  врожденной способности к  свободному  владению  речью и даже от таких  личных  качеств,   как  самообладание,  приятная  дикция  и  обаяние. Выступающий должен также уметь улавливать настроение аудитории, подчинять ее себе,  парировать  неожиданные  вопросы,  незаметно   отклоняться  от   темы выступления, если это диктуется ситуацией. Способность говорить в значительной  степени зависит  от  врожденных  качеств,  которым  невозможно научиться, но которые  можно усовершенствовать с  помощью опыта.

    Пять "смертных грехов" при чтении лекций

 

      1. Неподготовленность.

    Согласно  Селье, никогда  не  надо использовать  в лекции  более трех процентов ваших познаний. Новичкам  свойственно рассказывать  обо всем, что им известно,  и они неизбежно путают слушателей, упоминая о вещах, с которыми сам выступающий не очень хорошо знаком.

    Существует  и такая вещь,  как переподготовленность. Опытный лектор не станет дословно зачитывать  написанный  текст. А  излишне подробные тезисы могут сковывающее действовать как на вас, так и  на аудиторию.

    Автор рекомендует:

  • включать в лекцию лишь  "сливки"  своих познаний, оставляя себе для маневра  широкое и безопасное поле накопленных  знаний - тот резерв, куда вы могли  бы   отступить   либо  под   воздействием  собственной   речи,   либо руководствуясь реакцией аудитории;
  • никогда  не  читать  заранее   подготовленный  текст, в качестве ориентира вполне достаточно нескольких хорошо читаемых ключевых слов;
  • лучше  тщательно  подготовиться  к  лекции,  чем   потом раскаиваться  в своей  непредусмотрительности;
  • случайная оговорка,  жаргонное словечко или грамматическая ошибка, встречающиеся  в  обыденной  речи  образованного человека,   не  повредят  лекции,  а,  напротив,  придадут   ей  живость   и непосредственность;
  • зачитывание даже самого прекрасного  текста  и даже самым естественным тоном всегда выглядит искусственно и нарочито, что явно настораживает аудиторию  и препятствует установлению тесного контакта с ней;
  • лекция  должна быть  хорошо подготовлена  не только  лектором,  но и ее организаторами.
  • важно  также  должным  образом  представить   лектора слушателям
 

    2. Многословие.

    Начинающий  лектор считает,  как правило,  тему своей  речи настолько  сложной,  что ее  практически невозможно  изложить в сжатой форме. Нет сомнения, что чем большим временем вы располагаете,  тем о большем  вы  можете сказать, но даже самый сложный  предмет можно  объяснить просто,  понятно  и правильно. 

    Для того, чтобы сделать свою речь понятной для аудитории необходимо:

  • адаптировать любые  сообщения и  к  слушателю, и ко   времени,  которым мы располагаем;
  • для начала обдумать, к  кому  вы будете  обращаться  и в  какое время вы  должны уложиться. Потом против каждого ключевого слова в своей "шпаргалке" проставить отведенное для него время и придерживаться этого графика.
 

    3. Невнятность.

    Случайная  грамматическая  или   синтаксическая  ошибка,   необычный  и образный оборот или легкий иностранный либо местный акцент вполне   допустимы;   такие   мелкие   погрешности   даже   придают   лекции индивидуальность. Если  у оратора "каша во рту", ему следует учиться дикции,  а если у  него слабый  голос, ему  нужно  держаться поближе   к   микрофону.   Нечленораздельная  речь  является,  как  правило, следствием  эмоционального состояния  выступающего,  связанного  с  чувством напряженности  и застенчивости.  Это чувство  особенно  обострено  в  первые минуты  выступления. Чтобы преодолеть данную проблему можно  выучить  первые  несколько фраз наизусть  или даже прочесть их, поскольку, начав говорить, оратор уже думает не о себе, а о теме выступления, и страх перед публикой пропадает.

    Другой     формой    невнятной     речи    является     злоупотребление профессионализмами и  даже обычным  жаргоном. Оратор подсознательно пытается снискать  себе расположение публики,  как бы говоря:  "Смотрите, несмотря на ученость, я, в общем-то, такой же простой, как и вы, ребята!". И тем не менее жаргон неуместен на научной лекции,

    Также небрежно  сделанные  слайды,  диаграммы и фотографии,  а также переполненные информацией таблицы и диаграммы создают такие же сложности для понимания. 
 

      4. Углубленность  в себя (интроверсия).

    Хороший оратор должен проецировать  себя вовне, на  аудиторию, избегая театральности.  Ему  следует  учиться  держать себя  раскованно  и свободно. Скромность - это прекрасное  качество, но, когда  она  выливается в излишнюю застенчивость на кафедре, она изолирует оратора от слушателей. Поэтому самый простой способ побороть  безразличие и  невнимание - это смотреть прямо  в лица слушателей. Выберите в  разных местах аудитории одно-два приятных вам лица и обращайтесь. Сперва к одному, потом к другому - точно так же, как если бы вы находились в спокойной обстановке своего кабинета, а эти люди пришли побеседовать с вами.

    Интроверсия  - едва  ли  не самая тяжелая  болезнь лектора -  связана со всеми другими перечисленными  здесь "смертными  грехами". Ее  причиной может быть  неподготовленность,  она ведет  к  многословию, невнятному  изложению, манерности  - основным "баррикадам" между оратором и слушателем. Интроверсия губит  главное преимущество лекции  перед написанной статьей:  она устраняет живой контакт  между учителем  и учеником,  столь необходимый в непрерывном процессе приспособления устного слова к постоянно меняющейся аудитории. 

    5. Манерность.

    У нервных лекторов  вырабатывается поразительное разнообразие  ужимок и гримас. Подергивание  уголка  рта, преувеличенно  театральная  жестикуляция, напыщенность выражений, многократное повторение одних и тех же банальностей, обязательное взирание на пол или на потолок невидящим  пустым взглядом – все эти  повадки проистекают из  чувства напряженности и  страха перед публикой. Они изолируют оратора  от  аудитории.  Слушателю неловко за лектора,  за  его  слабость  и неуверенность  в себе,  проявляющуюся  в  его  ужимках, и  он не в состоянии воспринимать  содержание  выступления.  В данном случае можно посоветовать использовать  большое  количество  слайдов в качестве  частичной замены написанного  текста  и  "дымовой  завесы"  против  приводящей  его  в трепет аудитории. 

    Вывод

    Ничто так не способствует теплому  контакту со  слушателями,  как  манера  поведения,  совершенно  не  свойственная  для официального выступления, но приемлемая для неформальной  беседы с друзьями. Просто облокотившись на край стола, вы можете уже снять напряжение, но самое важное - следить за тоном своего голоса  и выбором слов. Расслабьтесь. Представьте себе, что вы рассказываете о своей работе коллегам, которые заглянули  к вам в лабораторию. Атмосфера торжественности и почтения авторитету предполагает  скорее  безоговорочное согласие,   нежели  критический   анализ,   способствует  не   пониманию,  а

запоминанию. Избегайте этого стиля, сбросьте с себя академическую  спесь,  заменив  ее  простотой  и отсутствием  претензий.

Информация о работе Пять смертных грехов при выступлении» по книге Г.Селье «От мечты к открытию»