Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 15:05, реферат
ПИФАГОР (6 в. до н.э.), древнегреческий философ и математик, прославившийся своим учением о космической гармонии и переселении душ. Предание приписывает Пифагору доказательство теоремы, носящей его имя. Многое в учении Платона восходит к Пифагору и его последователям.
Биография Пифагора……………………………………………………………...3
Пифагорейская математика………………………………………..………….….3
Гармония сфер ………………………………………………................................3
Мораль и религиозные представления…………………………………………..4
Пифагорейская школа.……….……..……………………………….………........4
Список использованной литературы…………………………………………….9
Московский Государственный Институт Электронной Техники
(Технический университет)
Колледж
Электроники и Информатики
Дисциплина:
Основы философии.
Тема:
”Ранний
этап Древнегреческой философии – философия
Пифагора”.
Выполнил студент:
Группы
К-21
Кузьмин Иван Николаевич
Проверила:
Баркова
Элеонора Владиленовна
2009
Содержание:
Биография
Пифагора…………………………………………………………
Пифагорейская
математика………………………………………..………
Гармония сфер
………………………………………………............
Мораль и религиозные
представления………………………………………….
Пифагорейская
школа.……….……..……………………………….………
Список использованной
литературы…………………………………………….9
ПИФАГОР
(6 в. до н.э.), древнегреческий философ и
математик, прославившийся своим учением
о космической гармонии и переселении
душ. Предание приписывает Пифагору доказательство
теоремы, носящей его имя. Многое в учении
Платона восходит к Пифагору и его последователям.
Пифагор, сын Мнесарха, родился на острове
Самосе в Эгейском море. Спасаясь от тирании
Поликрата, ок. 530 до н.э. покинул Самос
и поселился в греческом городе Кротоне
на юге Италии, где проповедовал свое учение
многочисленным последователям, часть
которых образовала своего рода религиозный
орден, или братство. Этот орден фактически
пришел в Кротоне к власти, однако из-за
антипифагорейских настроений в конце
6 в. до н.э. Пифагору пришлось удалиться
в Метапонт, где он и умер. Позднее, во второй
половине 5 до н.э., орденбыл разгромлен.
Пифагорейская математика.
Трудно и даже невозможно провести границу
между идеями самого Пифагора и тем, что
было привнесено его последователями,
которые преклонялись перед его авторитетом,
но в то же время приписывали ему позднейшие
представления. Некоторые фундаментальные
концепции несомненно принадлежат самому
Пифагору. Первая из них – представление
о космосе как о математически упорядоченном
целом. Пифагор пришел к нему после того,
как открыл, что основные гармонические
интервалы, т.е. октава, чистая квинта и
чистая кварта, возникают, когда длины
колеблющихся струн относятся как 2:1, 3:2
и 4:3 (легенда гласит, что открытие было
сделано, когда Пифагор проходил мимо
кузницы: имевшие разную массу наковальни
порождали при ударе соответствующие
соотношения звучаний). Усмотрев аналогию
между упорядоченностью в музыке, выражаемой
открытыми им отношениями, и упорядоченностью
материального мира, Пифагор пришел к
заключению, что математическими соотношениями
пронизан весь космос.
Пифагор поставил геометрию на научную
основу. Ему приписывают авторство теоремы,
носящей ныне его имя (в прямоугольном
треугольнике квадрат гипотенузы равен
сумме квадратов катетов), и следствия
из нее (диагональ квадрата несоизмерима
с его стороной). Не подлежит сомнению,
что многие теоремы, включенные впоследствии
Эвклидом в его Начала, были открыты
членами пифагорейского братства.
Гармония сфер.
Попытка
применить математические открытия
Пифагора к умозрительным физическим
построениям приводила к
Мораль и религиозные
представления.
В античности Пифагор был известен более
всего как проповедник определенного
образа жизни. Центральным в его учении
было представление о реинкарнации (переселении
душ), что, разумеется, предполагает способность
души переживать смерть тела, а значит
ее бессмертие. Поскольку в новом воплощении
душа может переселиться в тело животного,
Пифагор был противником умерщвления
животных, употребления в пищу их мяса
и даже заявлял, что не следует иметь дело
с теми, кто забивает животных или разделывает
их туши. Насколько можно судить по сочинениям
Эмпедокла, разделявшего религиозные
воззрения Пифагора, пролитие крови рассматривалось
здесь в качестве первородного греха,
за который душа изгоняется в бренный
мир, где она блуждает, будучи заключена
то в одно, то в другое тело. Душа страстно
желает освобождения, но по невежеству
неизменно повторяет греховное деяние. Избавить
душу от нескончаемой череды перевоплощений
может очищение. Простейшее очищение заключается
в соблюдении некоторых запретов (например,
воздержание от опьянения или от употребления
в пищу бобов) и правил поведения (например,
почитание старших, законопослушание
и негневливость). Пифагорейцы высоко
ценили дружбу, и по их понятиям все имущество
друзей должно быть общим. Немногим избранным
предлагалась высшая форма очищения –
философия, т.е. любовь к мудрости, а значит
стремление к ней (слово это, как утверждает
Цицерон, было впервые употреблено Пифагором,
который назвал себя именно не мудрецом,
а любителем мудрости). С помощью этих
средств душа приходит в соприкосновение
с принципами космического порядка и становится
им созвучной, она освобождается от своей
привязанности к телу, его беззаконных
и неупорядоченных желаний. Математика
– одна из составных частей религии пифагорейцев,
которые учили, что Бог положил число в
основу мирового порядка.
Пифагорейская школа.
Свою
школу Пифагор создает как
организацию со строго ограниченным
числом учеников из аристократии, и
попасть в нее было не просто.
Претендент должен был выдержать
ряд испытаний; по утверждению некоторый
историков, одним из таких испытаний являлся
обет пятилетнего молчания, и все это время
принятые в школу могли слушать голос
учителя лишь из-за занавеса, а увидеть
могли только тогда, когда их "души будут
очищены музыкой и тайной гармонией чисел".
Другим законом организации было хранение
тайны, несоблюдение которой строго каралось
– вплоть до смерти. Этот закон имел негативное
влияние, поскольку помешал учению стать
составной частью культуры.
Пифагорейский
образ жизни опирался на иерархию
ценностей: на первом месте - прекрасное
и благопристойное (к чему относили и науку),на
втором - выгодное и полезное, на третьем
- приятное. Пифагорейцы вставали до восхода,
проделывали мнемонические (связанные
с развитием и укреплением памяти)упражнения,
затем шли на берег моря встречать восход.
Затем обдумывали предстоящие дела, делали
гимнастику, трудились. В конце совершали
купание, все вместе ужинали и совершали
"возлияние богам", после чего было
общее чтение. Перед сном каждый пифагореец
давал себе отчет о прошедшем дне: "И
нельзя было принять очами спокойными
сна, пока трижды не продумаешь прошедший
день: как я его прожил? какой мой долг
остался невыполненным?".В основе Пифагорейской
этики лежало учение о "надлежащем"
как победе над страстями, как подчинении
младших старшим, как культе дружбы и товарищества,
как почитании Пифагора. Такой образ жизни
имел мировоззренческие основания - он
вытекал из представлений о космосе как
упорядоченном и симметричном целом: но
считалось, что красота космоса открывается
не всем, а лишь тем, кто ведет правильный
образ жизни. О взглядах самого Пифагора,
личности, безусловно, легендарной (например,
есть "свидетельства, что его видели
одновременно в двух городах, что он имел
золотое бедро, что его однажды приветствовала
человеческим голосом река Кас), можно
достоверно сказать лишь следующее. во-первых,
"число владеет вещами", в том числе
нравственными: "Справедливость есть
число, помноженное само на себя". Во-вторых,
"душа есть гармония", а гармония
- то числовое соотношение; душа, по Пифагору,
бессмертна и может переселятся античной
предфилософской мифологии), то есть у
Пифагора была идея дуализма души и тела;
По Пифагору, вечная душа переселяется
с небес в бренное тело человека или животного
и претерпевает ряд переселений, пока
не заслужит права вернуться обратно на
небеса. В-третьих, положив в основу космоса
число, Пифагор наделил это старое число
новым смыслом -Число соотносится с единым,
единое же служит началом определенности,
которая лишь познаваема, - таким образом,
Число - это упорядоченное числом мироздание.
С самого начала в пифагоризме сформировались два различных направления – "асуматики" и "математики". Первое направление занималось этическими и политическими вопросами, воспитанием и обучением, второе – главным образом исследованиями в области геометрии. Пифагорейская философия содержала принципы, научные достижения, взгляды на воспитание человека, социально-политические идеи. Пифагоризм определил число как принцип, придав научному объекту универсальное значение (прием, использованный позже и другими философиями). Такое преклонение перед числом объясняется теми наблюдениями, которые проводились в пифагорейском союзе над явлениями окружающей жизни, но оно сопровождалось мистическими измышлениями, зачатки которых были заимствованы вместе с началами математических знаний из стран Ближнего Востока.
Пифагорейцы считали, что число есть лежащая в основе бытия причина стройности и порядка, господствующей самородной связи вечного постоянства в мировом строе. Число – это закон и связь мира, сила, царящая над богами и смертными, условие всего определяемого, всего познаваемого. Вещи суть подражания числам. Отсюда исключительный интерес пифагорейцев к основе основ – арифметике, с помощью которой можно выразить все отношения между вещами и построить модель мира.
Вследствие того, что пифагорейцы придавали числу такое огромное значение, в школе уделялось много внимания изучению чисел, то есть было положено начало теории чисел.
Число
для пифагорейцев – это собрание
единиц, то есть только целое положительное
число. Единицы, составляющие число, считались
неделимыми и изображались точками,
которые пифагорейцы
Изучая свойства чисел, пифагорейцы первые обратили внимание на законы их делимости. Они разбили все числа на четные – "мужские" и нечетные – "женские", или иначе "гномоны" и, что очень важно, на простые и составные. Пифагорейцы называли составные числа, представимые в виде произведения двух сомножителей, "плоскими числами" и изображали их в виде прямоугольников, а составные числа, представимые в виде произведения трех сомножителей, – "телесными числами" и изображали их в виде параллелепипедов. Простые числа, которые нельзя представить в виде произведений, они называли "линейными числами".
Ранние
пифагорейцы связывали с целыми
числами и различные
Что же касается числа 36, то оно производило сильное впечатление на пифагорейцев своими качествами: с одной стороны, оно представляет сумму кубов трех первых чисел натурального ряда (13+23+33), а с другой – является суммой первых четырех четных и первых четырех нечетных чисел:
(2+4+6+8) + (1+3+5+7) = 36.
Весь мир, по мнению пифагорейцев, был построен на первых четырех нечетных и на первых четырех четных числах, а потому самой страшной клятвой у них считалась клятва числом 36.
Пифагоризм предполагает существование десяти "принципов", порождающих космос: конечность и бесконечность, единство и множество, неподвижность и движение, свет и тьма, добро и зло и др. Первые из них положительные, вторые – отрицательные. Космос (понятие, введенное пифагорейцами) – это гармония, тетрактис, совершенство, порядок, мера. Вселенная, созданная числом и противоположными принципами (конечность – бесконечность), ведет себя логически, соразмерно необходимости и меры.
Музыка была в глазах Пифагора лучшей бессловесной проповедью. Он утверждал, что она обладает способностью поднимать душу по ступеням восхождения и открывать высший порядок, скрытый от взоров невежд. Пифагор учил своих последователей слушать «гармонию сфер», вселенское звучание космического строя.
Пифагорейцы
провозгласили «принципы
Кроме музыки и математики, Пифагор указывал и на третий способ настройки души-инструмента в унисон с небесной симфонией. Им являлся особый уклад жизни, который требовал просветленности, гармоничности и меры в поступках, чувствах и мыслях.
Особое место в доктрине пифагоризма занимало учение о душе и должном поведении человека. Пифагор выделял три составные части человеческой души: суждение (nous), разум (phrenes) и пристрастия (thymos). Душа есть единство этих трех составляющих, функциональная гармония, сложная триада. Душа вечна разумом, а остальные ее части (суждение и пристрастия) являются общими для людей и животных. Пифагор был последовательным адептом учения о метемпсихозе, считал, что после смерти человека его душа переселяется в другие существа, растения, и т.д., пока опять не перейдет человеку, а это, в свою очередь, зависит от его земных деяний. Пифагорейцы видели души везде, им казалось, что даже воздух вокруг полон душ, которые шлют людям сны, болезни или здоровье.
Информация о работе Ранний этап Древнегреческой философии – философия Пифагора