Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 16:10, доклад
Логическое по своей форме имеет три стороны: а) аб¬страктную, или рассудочную, β) диалектическую, или от¬рицательно-разумную, γ) спекулятивную, или положи-тельно-разумную.
Эти ступени образуют тройное единство. Первый момент деалектичекого метода- рассудочный.
Как пишет Нарский в своей книге – в Рассудочном моменте логического господствует неподлинная непосредственность, он говорит о том что содержания знания расчленены и отразнены друг от друга.
1. Рассудочная сторона
2. диалектическая сторона
3. спекулятивная сторона
План
Рассудочная
сторона
Логическое по своей форме имеет три стороны: а) абстрактную, или рассудочную, β) диалектическую, или отрицательно-разумную, γ) спекулятивную, или положительно-разумную.
Эти ступени образуют тройное единство. Первый момент деалектичекого метода- рассудочный.
Как пишет Нарский в своей книге – в Рассудочном моменте логического господствует неподлинная непосредственность, он говорит о том что содержания знания расчленены и отразнены друг от друга. Гегель понимает выявление отдельных моментов противоречия порознь как начальную фазу диалектического мышления, а вовсе не как метафизику. Гегель рассматривает здесь рассудок как момент диалектического ≪логического≫, так что признает не только диалектику рассудочного мышления, но и на оборот наличие рассудочной диалектики. Значит, рассудочная диалектика причастна самому разуму. И приходит к выводу, что рассудок выступает не как противоположное диалектического, но и как его предпосылка. Рассудочное оказывается мостом, связывающим воедино два противоположных берега — метафизический и диалектический.
Гегель вводит в
состав диалектики «рассудочные категории»
- ≪бытие≫, ≪наличное бытие≫, ≪конечность≫,
≪дурную бесконечность≫, ≪часть≫,
≪многое≫ и ≪целое≫, ≪причину≫и ≪действие≫,
≪силу≫ и ≪обнаружение≫, ≪материю. Мышление
действует как рассудок, его принципом
является тожество. Это тожество и есть
то, что обуславливает в познании переход
одного определения к другому. Например
когда мы смотрим на явления природы мы
различаем силы, виды, вещества. рассудок
есть вообще существенный момент образования.
диалектическая
сторона
по гегелю диалектика - это имманентный переход одного определения в другое.
Диалектический момент, взятый сам по себе, отдельно от рассудка, выступает, в особенности в научных понятиях, как скептицизм. Гегель преодически связывает диалектику с рассудочным методом т.к не ставит пред ними каменной стены. Функции же их определенно различаются, например, в случае природы, где, по Гегелю, господствует рассудочная, неполная диалектика и естествоиспытатели большего открыть в ней не могут; философ же рассмат-
ривает природу
через призму негативно-диалектического
момента, тогда как о духе он размышляет
в категориях наивысшего. Диалектика
создаёт видимость противоречий.
Диалектика
же есть, напротив, имманентный
переход одного определения в другое,
в котором обнаруживается, что эти определения
рассудка одностороннн и ограниченны,
т. е. содержат отрицание самих себя. Сущность
всего конечного состоит в том, что оно
само себя снимает. — Диалектика есть,
следовательно, движущая душа всякого
научного развертывания мысли и представляет
собой принцип, который один вносит в содержание
науки имманентную
связь и необходимость,
равно как в нем же заключается подлинное,
а не внешнее возвышение над конечным.
спекулятивная сторона
На спекулятивном,
или положительно-
. В спекулятивной логике содержится чисто рассудочная логика, и первую мржно сразу превратить в последнюю;.для этого нужно только отбросить в ней диалектический и разумный моменты, и она превратится в то, что представляет собой обыкновенная логика, ·— в историю различных определений мысли, которые, хотя они на самом деле конечны, считаются чем-то бесконечным.
Гегель пишет, что под спекулятивным мышлением надо понимать ≪то же самое, что раньше называлось мистикой≫ Граница между рациональной и иррациональной интуицией им чрезмерно релятивируется. Последнее название применялось чаще всего, когда речь шла о религиозном сознании и его содержании. мистика, несомненно, есть нечто таинственное, но она таинственна лишь для рассудка, и это просто потому, что принципом рассудка является абстрактное тожество, а принципом мистики (как синонима спекулятивного мышления) — конкретное единство тех определений, которые рассудком признаются истинными лишь в их раздельности и противоположности. Теперь можно провести полное сопоставление трех моментов диалеТГтического метода с тремя отношениями мысли к объективности, и оно подтверждает в общем уже высказанное выше соображение: рассудочное мышление раздвоено, оно может, в зависимости от наличия или отсутствия определенных условий, обладать то диалектическим, то метафизическим характером, причем метафизическое означает абсолютизацию отдельных черт диалектического. Почему все-таки Гегель не говорит прямо о существовании двух различных видов рассудка, утверждая, что он различает ≪обычно лишь рассудочные понятия и понятия разума≫? Видимо, потому, что наряду с разделяющим их различием он ясно видел сближающее их единство: оба вида рассудка часто сменяют друг друга, подобно двум ликам Янус а. Как только деятельность рассудка абсолютизируется и осуществлечные им рядоположения, фиксация и удержание в отрозценности сторон противоречия истолковываются как окончательный результат познания, рассудок (или даже и разум) становится метафизическим способом мышления. Рассудок может ≪какому-нибудь одностороннему определению придать форму всеобщности и тем самым превратиться в поотивоположность здравого человеческго рассудка, одаренного пониманием существенного. Но как только эта абсолютизация устраняется и перечисленные операции понимаются только как предварительная фаза познания, рассудок возвращается на диалектическую стезю и укрепляется на ней.