Рассуждение о русской душе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:48, сочинение

Описание

Тема души - это, во-первых, признание того, что внутренняя реальность определяет внешние характеристики человека. Во-вторых, в силу многообразия характеристик души и включенности в анализ субъективных моментов, например, через самопознание, тема души никогда не может иметь завершенный логически-непротиворечивый характер. В-третьих, душа есть явление субстанциального уровня, а потому не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей. Это то общее, что обеспечивает единство как душевной жизни человека, так мира людей в целом.

Работа состоит из  1 файл

Русская душа.docx

— 15.50 Кб (Скачать документ)

Есть темы, название которых говорит  об их «вечной» проблемности. Без сомнения, к таким темам можно отнести и рассуждения о русской душе. С одной стороны, русская душа - это реальность, онтологическое ядро, которое конкретным образом проявляется в жизнедеятельности русского народа. Но это также понятие, которое трудно охарактеризовать как научное, так как нет для него четкой дефиниции. Практически все мыслители, которые исследовали русскую душу, отмечали изначальные методологические трудности в анализе данного объекта. Но истоки подобного рода проблем следует искать в специфике изучения души вообще как феномена человеческой жизни.

Тема души - это, во-первых, признание  того, что внутренняя реальность определяет внешние характеристики человека. Во-вторых, в силу многообразия характеристик  души и включенности в анализ субъективных моментов, например, через самопознание, тема души никогда не может иметь  завершенный логически-непротиворечивый характер. В-третьих, душа есть явление  субстанциального уровня, а потому не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей. Это то общее, что обеспечивает единство как душевной жизни человека, так мира людей в целом.

Рассматривая  работы русских философов по этой проблематике можно обнаружить достаточное  многообразие понятийного ряда: русская  душа, душа России, душа русского народа, национальное русское самосознание, русский национальный тип и т.д. – все это можно назвать  одним словом – русская душа.

Итак, русская  душа - это реальность особого рода, обладающая универсальной причинностью, которая оказывает определяющее воздействие на поступки и помыслы  русского человека. Она позволяет  объяснять прошлое, понимать настоящее  и предвидеть будущее русской  нации.

Обратимся к дореволюционному этапу в исследованиях  русской души. На первом плане находились вопросы государственного и политического  обустройства России, что нашло выражение  в творчестве славянофилов, западников, представителей философии всеединства. Тема русской души занимает особое место в истории русской философии  наряду с русской идеей. Во многом это объясняется противоречиями русской действительности.

С одной  стороны русский народ имеет  достаточно высокую религиозную  самооценку, что выразилось в концепции  «Москва - Третий Рим»: русским дано исторической судьбой быть православными, то есть «правильно славить Бога». Но с другой стороны русский народ позже других народов вступил на путь культурного развития и не являет образец для других народов.

Общая экономическая, политическая, культурная отсталость объективно не способствовали закреплению  стереотипа высокой духовной миссии России. В сознании русского человека сталкивались две объективные реальности, порождающие вечное искание правды: реальность православной веры и реальность отставания от других народов. Это противоречие создавало серьезное напряжение для мыслящего русского человека. Не случайно именно в России сформировались две странные идейные философские  «партии» - славянофилы и западники. Это была попытка разрешения глубинного противоречия между вышеназванными проявлениями русской жизни.

Обращаясь к теме русской души, следует отметить, что не случайно она развивалась и углублялась  теми мыслителями России, которые  придерживались взгляда, что Россия - страна с особой духовной организацией, определяемой ее религиозным выбором. Славянофилы одними из первых в интеллектуальной истории России попытались показать своеобразие и отличительные  особенности русской души, сравнив  ее с другими христианскими народа. Они первыми задали вектор исследования русской души, обозначив ее как  особую христианскую душу - православную.

Если  говорить об изначальных свойствах  русского национального типа, то следует  отметить, что русский народ - это  народ религиозный, то есть предрасположенный  к религиозной вере, испытывающий в ней потребность. Не случайно в  России достаточно высоко поднято религиозное  самосознание, русский человек испытывает гордость за то, что он православный, то есть хранитель истинного христианства. В тоже время потенциал не есть еще действительность. Реалии русской  жизни таковы, что русская душа не может соответствовать своему умопостигаемому смыслу. Во-первых, она расколота на два начала - восточное и западное, в силу чего не может быть до конца ни Западом, ни Востоком и не может быть понята с позиций того или другого.

Невозможно представить ни одно серьезное исследование по русской  душе, в котором бы отсутствовало  указание на ее православные основания. Вне этой темы русская душа как  бы теряет свою специфику и неповторимость, не выступает загадочной в отношении  других европейских народов. Не случайно, материалистические направления русской  философии почти не оперировали понятием русская душа, так как вне Божьего замысла это понятие теряет свою силу и свой смысл.

Итак, тема русской души - это тема русской  религиозной философии. Это попытка  вопреки видимому несовершенству русского человека приблизиться к тайне его  внутреннего несказанного совершенства. Русская душа - это нечто большее, чем рассуждения о русском  человеке и русском народе. По существу это уже нарицательное понятие, которое показывает несоответствие внутреннего и внешнего в бытийствовании духовных явлений Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной.

Н.В.Гоголь, призывавший своих соотечественников  к серьезному изучению своей страны, к постижению души народа со всеми  светлыми и темными свойствами приходил к невеселому выводу: «Велико незнанье России посреди России».

Россия  противоречива. Душа России не определяется никакими доктринами. Недаром Тютчев сказал о ней:

«…Умом России не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить…»

«Умом России не понять» - эта строка стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет «Умом России не понять» россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.


Информация о работе Рассуждение о русской душе