Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 09:48, сочинение
Тема души - это, во-первых, признание того, что внутренняя реальность определяет внешние характеристики человека. Во-вторых, в силу многообразия характеристик души и включенности в анализ субъективных моментов, например, через самопознание, тема души никогда не может иметь завершенный логически-непротиворечивый характер. В-третьих, душа есть явление субстанциального уровня, а потому не сводима к многообразию индивидуальных проявлений людей. Это то общее, что обеспечивает единство как душевной жизни человека, так мира людей в целом.
Есть темы, название которых говорит об их «вечной» проблемности. Без сомнения, к таким темам можно отнести и рассуждения о русской душе. С одной стороны, русская душа - это реальность, онтологическое ядро, которое конкретным образом проявляется в жизнедеятельности русского народа. Но это также понятие, которое трудно охарактеризовать как научное, так как нет для него четкой дефиниции. Практически все мыслители, которые исследовали русскую душу, отмечали изначальные методологические трудности в анализе данного объекта. Но истоки подобного рода проблем следует искать в специфике изучения души вообще как феномена человеческой жизни.
Тема души - это, во-первых, признание
того, что внутренняя реальность определяет
внешние характеристики человека. Во-вторых,
в силу многообразия характеристик
души и включенности в анализ субъективных
моментов, например, через самопознание,
тема души никогда не может иметь
завершенный логически-
Рассматривая работы русских философов по этой проблематике можно обнаружить достаточное многообразие понятийного ряда: русская душа, душа России, душа русского народа, национальное русское самосознание, русский национальный тип и т.д. – все это можно назвать одним словом – русская душа.
Итак, русская душа - это реальность особого рода, обладающая универсальной причинностью, которая оказывает определяющее воздействие на поступки и помыслы русского человека. Она позволяет объяснять прошлое, понимать настоящее и предвидеть будущее русской нации.
Обратимся
к дореволюционному этапу в исследованиях
русской души. На первом плане находились
вопросы государственного и политического
обустройства России, что нашло выражение
в творчестве славянофилов, западников,
представителей философии всеединства.
Тема русской души занимает особое
место в истории русской
С одной стороны русский народ имеет достаточно высокую религиозную самооценку, что выразилось в концепции «Москва - Третий Рим»: русским дано исторической судьбой быть православными, то есть «правильно славить Бога». Но с другой стороны русский народ позже других народов вступил на путь культурного развития и не являет образец для других народов.
Общая экономическая, политическая, культурная отсталость объективно не способствовали закреплению стереотипа высокой духовной миссии России. В сознании русского человека сталкивались две объективные реальности, порождающие вечное искание правды: реальность православной веры и реальность отставания от других народов. Это противоречие создавало серьезное напряжение для мыслящего русского человека. Не случайно именно в России сформировались две странные идейные философские «партии» - славянофилы и западники. Это была попытка разрешения глубинного противоречия между вышеназванными проявлениями русской жизни.
Обращаясь к теме русской души,
следует отметить, что не случайно
она развивалась и углублялась
теми мыслителями России, которые
придерживались взгляда, что Россия
- страна с особой духовной организацией,
определяемой ее религиозным выбором.
Славянофилы одними из первых в интеллектуальной
истории России попытались показать
своеобразие и отличительные
особенности русской души, сравнив
ее с другими христианскими
Если
говорить об изначальных свойствах
русского национального типа, то следует
отметить, что русский народ - это
народ религиозный, то есть предрасположенный
к религиозной вере, испытывающий
в ней потребность. Не случайно в
России достаточно высоко поднято религиозное
самосознание, русский человек испытывает
гордость за то, что он православный,
то есть хранитель истинного
Невозможно представить ни одно серьезное исследование по русской душе, в котором бы отсутствовало указание на ее православные основания. Вне этой темы русская душа как бы теряет свою специфику и неповторимость, не выступает загадочной в отношении других европейских народов. Не случайно, материалистические направления русской философии почти не оперировали понятием русская душа, так как вне Божьего замысла это понятие теряет свою силу и свой смысл.
Итак, тема русской души - это тема русской религиозной философии. Это попытка вопреки видимому несовершенству русского человека приблизиться к тайне его внутреннего несказанного совершенства. Русская душа - это нечто большее, чем рассуждения о русском человеке и русском народе. По существу это уже нарицательное понятие, которое показывает несоответствие внутреннего и внешнего в бытийствовании духовных явлений Да и для нас самих Россия остается неразгаданной тайной.
Н.В.Гоголь,
призывавший своих
Россия противоречива. Душа России не определяется никакими доктринами. Недаром Тютчев сказал о ней:
«…Умом России не понять,
Аршином общим не измерить:
В Россию можно только верить…»
«Умом России не понять» - эта строка стала для русского человека явлением большим, чем обыкновенный афоризм. С появлением на свет «Умом России не понять» россияне обрели как бы духовное кредо, многое объясняющее в судьбе народа и отдельного человека.