Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:30, доклад
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Развитие науки по куну
Комментарий к схеме:
1 -- При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;
2 -- одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;
3 -- при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;
4 -- в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;
5 -- для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;
6 -- в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;
7, 8 -- новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.
ЭТАПЫ РАЗВИТ НАУКИ КЛАС, НЕКЛАСС, ПСОТНЕКЛАСС
Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.
Наука
как целостный феномен
1. Классическая
наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои
объекты, стремилась при их
описании и теоретическом
2. Неклассическая
наука (первая половина XX в.), исходный
пункт которой связан с
3. Существенный
признак постнеклассической
В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками выделяет в психологии три класса методов.
1. Теоретические
методы – методы, при которых
субъект взаимодействует с
2. Эмпирические
методы – методы, при которых
осуществляется реальное
3. Интерпретация
и описание – методы, при которых
субъект “внешне”
Теоретическими методами психологического исследования считаются:
· дедуктивный (аксиоматический и гипотетико-дедуктивный) – метод, при котором осуществляется восхождение мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Его результат – теория, закон и др.;
· индуктивный – метод, при котором осуществляется обобщение фактов, восхождение мысли от частного к общему. Его результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;
· моделирование – конкретизация метода аналогий, “трансдукция”, умозаключения от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и \ или доступный для исследования. Его результат – модель объекта, процесса, состояния.
Существуют два основных вида моделирования структурно-функциональное и функционально-структурное. При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) – другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании.
При функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т. д.
Дружинин предлагает все эмпирические методы психологического исследования разделить по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя:
· активность – пассивность;
·
наличие средств –
Активность – пассивность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность.
Наличие
средств – непосредственность. В
психологии важное значение имеет интерпретация
и понимание поведения
Кроме того, по мнению Дружинина, все эмпирические методы психологического исследования удобно располагать в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования:
· первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо).
· второй – объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и “чистое” понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но “внутренние” (в смысле концепции Л.С. Выготского) – личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. д. Средства, которые исследователь использует в измерении, – внешние (приборы, тесты и т. д.).
Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную, роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.
Результат
применения теоретических методов
представлен знанием о предмете
в форме естественно-языковой, знаково-символической
или пространственно-