Развитие науки по куну

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:30, доклад

Описание

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Работа состоит из  1 файл

кун.doc

— 65.50 Кб (Скачать документ)

Развитие  науки по куну

Комментарий к схеме:

1  --  При переходе к зрелой науке на основе идей одной (или нескольких) научных школ возникает общепринятая парадигма;

2  --  одно из главных направлений деятельности нормальной науки -- обнаружение и объяснение фактов как фактов, подтверждающих парадигму;

3  --  при таком исследовании часть фактов трактуется как аномалии -- факты, противоречащие парадигме;

4  --  в период кризиса доверие к парадигме в известной степени подорвано, но она еще сохраняет свое значение;

5  --  для объяснения аномальных фактов возникает новая теория как реакция на кризис;

6  --  в ряде случаев новая теория может быть отринута, а часть аномальных фактов путем "решения задач-головоломок" объясняется старой парадигмой;

7, 8  --  новая теория приобретает статус парадигмы и, в результате научной революции, полностью (или частично) замещает старую парадигму.

 

ЭТАПЫ РАЗВИТ НАУКИ КЛАС, НЕКЛАСС, ПСОТНЕКЛАСС

Науке как таковой предшествует преднаука (доклассический этап), где зарождаются  элементы (предпосылки) науки. Здесь имеются в виду зачатки знаний на Древнем Востоке, в Греции и Риме, а также в средние века, вплоть до XVI-XVII столетий. Именно этот период чаще всего считают началом, исходным пунктом естествознания (и науки в целом) как систематического исследования реальной действительности.

Наука как целостный феномен возникает  в Новое время вследствие отпочкования от философии и проходит в своем  развитии три основных этапа: классический, неклассический, постнеклассический (современный). На каждом из этих этапов разрабатываются соответствующие идеалы, нормы и методы научного исследования, формулируется определенный стиль мышления, своеобразный понятийный аппарат и т.п. Критерием (основанием) данной периодизации является соотношение (противоречие) объекта и субъекта познания:

1. Классическая  наука (XVII-XIX вв.), исследуя свои  объекты, стремилась при их  описании и теоретическом объяснении  устранить по возможности все,  что относится к субъекту, средствам,  приемам и операциям его деятельности. Такое устранение рассматривалось как необходимое условие получения объективно-истинных знаний о мире. Здесь господствует объектный стиль мышления, стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения субъектом. Классическая стадия имеет своей парадигмой механику, ее картина мира строится на принципе жесткого (лапласовского) детерминизма, ей соответствует образ мироздания как часового механизма.

2. Неклассическая  наука (первая половина XX в.), исходный  пункт которой связан с разработкой релятивистской и квантовой теории, отвергает объективизм классической науки, отбрасывает представление реальности как чего-то не зависящего от средств ее познания, субъективного фактора. Она осмысливает связи между знаниями объекта и характером средств и операций деятельности субъекта. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. С неклассической наукой связана парадигма относительности, дискретности, квантования, вероятности, дополнительности.

3. Существенный  признак постнеклассической науки  (вторая половина XX - начало XXI в.) - постоянная  включенность субъективной деятельности  в "тело знания". Она учитывает  соотнесенность характера получаемых  знаний об объекте не только  с особенностью средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. Постнеклассической стадии соответствует парадигма становления и самоорганизации. Основные черты нового (постнеклассического) образа науки выражаются синергетикой, изучающей общие принципы процессов самоорганизации, протекающих в системах самой различной природы (физических, биологических, технических, социальных и др.). Ориентация на "синергетическое движение" - это ориентация на историческое время, системность (целостность) и развитие как важнейшие характеристики бытия. 

В.Н. Дружинин по аналогии с другими науками  выделяет в психологии три класса методов.

1. Теоретические  методы – методы, при которых  субъект взаимодействует с мысленной  моделью объекта (точнее –  предметом исследования).

2. Эмпирические  методы – методы, при которых  осуществляется реальное взаимодействие  субъекта и объекта исследования.

3. Интерпретация  и описание – методы, при которых  субъект “внешне” взаимодействует  со знаково-символическим представлением объекта (графиками, таблицами, схемами).

Теоретическими  методами психологического исследования считаются:

·    дедуктивный (аксиоматический и  гипотетико-дедуктивный) – метод, при  котором осуществляется восхождение  мысли от общего к частному, от абстрактного к конкретному. Его результат  – теория, закон и др.;

·    индуктивный – метод, при котором  осуществляется обобщение фактов, восхождение мысли от частного к общему. Его результат – индуктивная гипотеза, закономерность, классификация, систематизация;

·    моделирование – конкретизация  метода аналогий, “трансдукция”, умозаключения  от частного к частному, когда в качестве аналога более сложного объекта берется более простой и \ или доступный для исследования. Его результат – модель объекта, процесса, состояния.

Существуют  два основных вида моделирования  структурно-функциональное и функционально-структурное. При структурно-функциональном моделировании исследователь хочет выявить структуру отдельной системы по ее внешнему поведению и для этого выбирает или конструирует аналог (в этом и состоит моделирование) – другую систему, обладающую сходным поведением. Такое поведение позволяет сделать вывод (на основе правила вывода по аналогии) о сходстве структур. Этот вид моделирования является основным методом психологического исследования и единственным в естественнонаучном психологическом исследовании.

При функционально-структурном моделировании исследователь по сходству структур модели и образа судит об имеющих что-то общее функциях, внешних проявлениях и др. Этот метод распространен во многих науках, в частности в сравнительной анатомии, палеонтологии, культурологии и т. д.

Дружинин  предлагает все эмпирические методы психологического исследования разделить  по двум основаниям, связанным с познавательной деятельностью исследователя:

·    активность – пассивность;

·    наличие средств – непосредственность.

Активность  – пассивность. В психологическом исследовании объект также может быть активным, ведем ли мы речь о человеке или животном. Человек в качестве испытуемого является субъектом общения, познания и деятельности, как исследователь. Следовательно, при классификации эмпирических психологических методов нужно учесть и эту особенность.

Наличие средств – непосредственность. В  психологии важное значение имеет интерпретация  и понимание поведения испытуемого. Процесс понимания в каком-то смысле противоположен процессу измерения. При измерении мы максимально стремимся объективировать результаты исследования, а используя понимание, наоборот, субъективно интерпретируем поведение испытуемого в своих личных смысловых единицах.

Кроме того, по мнению Дружинина, все эмпирические методы психологического исследования удобно располагать в двухмерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования:

·    первый – наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и  исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Оно максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (исследователь и исследуемый – одно лицо).

·    второй – объективированность и  субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и “чистое” понимание поведения другого человека путем чувствования, эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Нельзя сказать, что во втором случае исследователь не использует никаких средств: они есть, но “внутренние” (в смысле концепции                     Л.С. Выготского) – личный опыт исследователя, индивидуальные смыслы, приемы интерпретации и т. д. Средства, которые исследователь использует в измерении, – внешние (приборы, тесты и т. д.).

Интерпретационно-описательные методы играют важнейшую, хотя и не очевидную, роль в целостном психологическом исследовании. Зачастую именно отрефлексированное исследователем владение этими методами предопределяет успех научной программы. Продуктом интерпретации является факт, эмпирическая зависимость и, в конечном счете, оправдание или опровержение гипотезы.

Результат применения теоретических методов  представлен знанием о предмете в форме естественно-языковой, знаково-символической  или пространственно-схематической. Результатом применения эмпирических методов являются данные, фиксирующие состояние объекта показаниями приборов, состояниями субъекта, памятью компьютера, продуктами деятельности и др. Наконец, интерпретационно-описательные методы – это “место встречи” результатов применения теоретических и экспериментальных методов и место их взаимодействия.

Информация о работе Развитие науки по куну