Развитие науки в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:02, реферат

Описание

Достижения науки в современном обществе, безусловно, велики, она проникла буквально во все сферы, окружающего нас мира. Год за годом она облегчает существование человека в окружающей среде, поднимая его на новый, более высокий, элитный уровень жизни, за счёт технического прогресса. Наука добилась больших успехов в области генетики, астрономии, антропологии, кибернетики, медицине, биологии и так далее. Всё это произошло за очень короткие сроки, относительно существования человеческой цивилизации. Очевидно, её роль в современном обществе занимает особое место, но в связи с этим перед нами встаёт ряд очень важных и актуальных вопросов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………3
Основная часть ……………………………………………………………………………4 - 7
Заключение…………………………………………………………………………………….8
Список использованных источников……………………………………………………….9

Работа состоит из  1 файл

Реферат Философия - копия.docx

— 25.22 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное 

учреждение  высшего профессионального образования 

  «УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»

Кафедра «Физические  методы и приборы контроля качества»

 

 

 

 

 

                                                                              

РЕФЕРАТ

Философия

Развитие  науки в современном обществе

 

 

 

 

 

 

Преподаватель: 

В. И. Медведев

 

 

 

 

 

 

                                                                      

Екатеринбург 2010

 

Содержание 

 

Введение ………………………………………………………………………………………3

Основная часть ……………………………………………………………………………4 - 7

Заключение…………………………………………………………………………………….8

Список использованных источников……………………………………………………….9    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

Введение 

 

Достижения  науки в современном обществе,  безусловно, велики,  она проникла буквально во все сферы, окружающего  нас мира.  Год за годом она  облегчает существование человека в окружающей среде, поднимая его на новый, более высокий, элитный уровень жизни, за счёт технического прогресса. Наука добилась больших успехов в области генетики, астрономии, антропологии, кибернетики, медицине, биологии и так далее. Всё это произошло за очень короткие сроки, относительно существования человеческой цивилизации. Очевидно, её роль в современном обществе занимает  особое место, но в связи с этим перед нами встаёт ряд очень важных и актуальных вопросов. Может ли  такой стремительный темп развития науки и желание познать все законы природы привести к самоуничтожению человечества? Возможна ли утрата культурных и нравственных ценностей человека, с приходом технологической цивилизации? И каким образом сохранить «человека» «человеком» в современном обществе и избрать правильный путь развития?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

            Итак, рассмотрим взаимосвязь философии и науки. 

Наука - это исследование, прочно опирающееся  на одно или несколько прошлых  достижений,  синонимична словам знание, умение и переводится как  определённая сфера человеческой деятельности, задача которой есть выработка  определённых данных относительно действительности. Философия – это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира.  Другими словами философия – это мировоззрение, ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога.  Философию же  нельзя назвать наукой, так как в ней существуют догадки, прозрения и интуиция, не присущие науке, она занимается разрешением общечеловеческих вопросов, она отличается от других наук отсутствием единства мнений по любому вопросу. Но как философия, так и наука главным образом направлены на постижение окружающего мира.

Я считаю, что настоящая наука без  философии бессмысленна, так как  научные открытия  необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это  не будут открытия, а будет простая  механическая работа по добыванию, новых  знаний о природе.  Рассмотрим современное  общество – «общество знания, в  которое  вступают сегодня все  развитые страны, производство, распространение  и использование знаний начинает определять все экономические и  социальные процессы» [1. c 3].  Здесь  наука и техника  занимают главное  место в его развитии.

  Проблема в том, что появляется  искусственный мир, который строится  на собственных законах, причем  он сам себя изолирует от  природы, и использует, только ее ресурсы, в соответствии со своими потребностями, таким образом, он является враждебным самой Жизни. Человек на пути к самосохранению,  улучшению условий своего существования пытается выйти за рамки реального мира, построить его научную модель стремится подчинить природу, хотя сделать это невозможно.  Научно-промышленные достижения  обеспечили развитие информационных технологий, которые в свою очередь «перенося» человека в виртуальный мир как бы  стирают черту межу действительностью и фантастикой.

Казалось  бы, с наступлением  XXI века уже  решены вроде бы все проблемы человечества. Сократилось число голодающих, сделан колоссальный прорыв в области энергетики,  инженерии, медицины, без компьютера жизнь скоро станет просто немыслима. Человек дал ответы на практически  все вопросы, ранее непознанные  или не имевшие возможностей для  понимания. И всё это стало  возможным благодаря науке, которая  проникла во все сферы окружающего  нас мира.  Но к чему это может  привести?

4

Обратим внимание, что при наличии  глубоких знаний человека в различных  сферах

науки, он способен в перспективе  «воздействуя на генную и нервную систему человека и  заменяя ряд органов на искусственные, можно сначала колоссально удлинить человеческую жизнь, а затем вообще сделать человека бессмертным» [1.с 4.]. Значит,   без смерти жизнь  теряет всякий смысл, отсюда вытекает утопия современного мира.  Так как  последствия  данного опыта не предсказуемы, нет гарантии, что  такое бессмертное существо, названное  «сверхчеловеком», не приведет к полному  краху культуры, тем более отпадает  рождения нового поколения.  Общество уподобляется константе, ему не грозит ни прогресс, ни регресс;   оно  состоит сугубо  из существ, то и  потребность культуры отпадает сама собой, так как культура изначально исходит от Души,  которой теперь нет.

Итак, данный путь развития общества очевидно ошибочный, и можно сказать, что ещё не всё потеряно в силу того, что до сих пор наука не познала мир в полной мере, это ограничивает «всемогущество» человека. Здесь мы и видим общественную значимость философии «Перспективы человека во многом связаны с тем, какую роль сможет играть философия в осмыслении созданного наукой и техникой нового мира и в ценностной ориентации в нём» [1. с 5].  Следовательно, философия контролирует процесс развития общества, с целью сохранения культуры, её ценностей и предостерегает человека от самоуничтожения.

На  данном этапе возникает новая  проблема, которая содержится в регулировании  научного прогресса. Философия включают в себя  этику, её интересует всё, что связано с человеком, его  поведением относительно нравственных и моральных ценностей. Она  учит мыслить правильно на пути к достойной  жизни. Так как философия включает в себя и науку значит  и  наука содержит в себе этику.

Рассмотрим  связь науки и этики.

Изначально  наука и этика существуют отдельно друг от друга, так как наука представляет собой систему знаний, нечто истинное, обоснованное, объективное, а этика  – систему  политических, моральных, социальных ценностей, нечто субъективное. 

  «... Мы признаём, что научную деятельность можно законно оценивать с точки зрения морали, но тогда мы должны признать, что она сама по себе нравственно хороша, поскольку она, если происходит в согласии с ее подлинной природой, то состоит в поиске истины, а такое предприятие само по себе нравственно законно и даже похвально»  [2. с 2] Отсюда следует, что определение целей, средств, условий   играет немаловажную роль, в отношении этики и науки. Цели могут быть как положительные, ради знаний, так и

отрицательные,  использование научных знаний в  незаконных махинациях, что с 

5

моральной точки  зрения подвергается осуждению. В роли средств может выступать природа, человек, здесь присутствует  уже  экспериментальная  деятельность, и когда речь идет о манипулировании людьми, однозначно необходимо регулирование моральными нормами, потому что к человеку нельзя относиться как к инструменту, в силу нравственных соображений.

Наконец, главный фактор, который наиболее тесно связан с этическими нормами, - последствия развития технической  цивилизации. Именно в этой сфере  люди наиболее часто сталкиваются с  проблемой нравственного выбора, моральных норм, сохранением общечеловеческих ценностей. Человек, стремительно движущийся в сторону технического прогресса, так же стремительно отдаляется от природы, то откуда он неустанно ранее  черпал свои душевные ресурсы,  развивая культуру.  Во избежание  критической  точки падения Внутреннего мира человека, необходимо регулирование  современного общества и его развития. 

Любая цель при её достижении влечет за собой  результаты, «каждый должен отвечать за последствия своих действий и  поэтому обязан пытаться, насколько  возможно предвидеть их» [2. с 4]  для  этого и нужна этика  науке, чтобы человек мог правильно  определять цель в соответствии с  правовыми и моральными нормами.  Данный вид регулирования, так или  иначе, влечёт за собой ограничения  свободы личности, которая занимается наукой, а значит и общества в  целом.

Далее поднимается другая проблема, каким  образом приобщить человечеству эстетическую культуру?  Ответ следует  сразу, посредством образования,  оно играет одну из главных ролей  в формировании личности.

Большинство стран мира наряду с техническими науками, активно развивает и  гуманитарные. Таким образом,  их система современного образования  направлена на духовно-нравственное развитие человека,  что способствует эстетическому  формированию личности, причем с самого её рождения, чтобы направить индивидуальные врождённые  качества в нужное русло, не ущемляя их и не загоняя в  строгие рамки, научного общесва. 

Такие систем хорошо функционирует и процветает,  например, в США, Финляндии, Англии.  В Росси же другая ситуация «Если учащийся … более чем на 80% всего учебного времени погружен в естественнонаучное и только на максимум 12% в социально-гуманитарное знание, то о какой «человекомерности» и о каком использовании «энергий» гуманитарного знания может идти речь?» [3. с 4] Следовательно,  проблема гуманизации российского образования, одна из главных в нашем обществе. Главное, что

6

 на данном  этапе происходит осмысление  этой проблемы, и российские педагоги  заняты её решением, для того  чтобы было возможным философско-эстетическое  становление личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

Заключение 

 

Итак, теперь мы можем дать ответы, на  вопросы поставленные выше. 

Безусловно, развитие технологий и непрерывная  работа научных сообществ, автоматизация  окружающего мира,  способствует погружению человека в иллюзорный мир, поскольку обмен информацией  уже не требует тесного контакта между людьми, тем самым обособляя  каждого из них  от общества, каждый уходит в свой мир, оставляя за пределами  общий культурный мир, который складывался  веками. Это способствует отчуждению духовности, нравственности. Так же постоянное стремление человека к самосохранению, как было показано  выше в проблеме бессмертия, непосредственно ведёт  к утопии культуры в целом.

  Так вот чтобы избежать такого  катастрофического положения вещей   в помощь человечеству выступает  философия, подразумевающая эстетическое  урегулирование научно-технического  прогресса.  Чувства нравственного  долга, морали, ответственности,  правильное осознание свободы  способны управлять современным  обществом и по сей день. Следовательно,  для поддержания этой способности  необходимо столь же сильное  развитие философско-эстетического  общества, как и научного.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Список  использованных источников

 

1.  Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // ВФ. – 2010. -         №8. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010

 

2. Агацци Э.  Почему у науки есть и этические измерения? Свободна ли наука от ценностей?  //  ВФ. - 2009. - № 10. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010

 

3. Киященко Н.И.  Эстетическое образование как способ формирования личности (синергетический контекст) // ВФ. - 18.10.2010. - №10. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9


Информация о работе Развитие науки в современном обществе