Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 13:02, реферат
Достижения науки в современном обществе, безусловно, велики, она проникла буквально во все сферы, окружающего нас мира. Год за годом она облегчает существование человека в окружающей среде, поднимая его на новый, более высокий, элитный уровень жизни, за счёт технического прогресса. Наука добилась больших успехов в области генетики, астрономии, антропологии, кибернетики, медицине, биологии и так далее. Всё это произошло за очень короткие сроки, относительно существования человеческой цивилизации. Очевидно, её роль в современном обществе занимает особое место, но в связи с этим перед нами встаёт ряд очень важных и актуальных вопросов.
Введение ………………………………………………………………………………………3
Основная часть ……………………………………………………………………………4 - 7
Заключение…………………………………………………………………………………….8
Список использованных источников……………………………………………………….9
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение
высшего профессионального
«УрФУ имени первого Президента России Б.Н.Ельцина»
Кафедра «Физические методы и приборы контроля качества»
РЕФЕРАТ
Философия
Развитие науки в современном обществе
Преподаватель:
В. И. Медведев
Екатеринбург 2010
Содержание
Введение ………………………………………………………
Основная часть ………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………………
2
Введение
Достижения
науки в современном обществе,
безусловно, велики, она проникла
буквально во все сферы, окружающего
нас мира. Год за годом она
облегчает существование
3
Итак, рассмотрим взаимосвязь философии и науки.
Наука - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений, синонимична словам знание, умение и переводится как определённая сфера человеческой деятельности, задача которой есть выработка определённых данных относительно действительности. Философия – это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира. Другими словами философия – это мировоззрение, ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога. Философию же нельзя назвать наукой, так как в ней существуют догадки, прозрения и интуиция, не присущие науке, она занимается разрешением общечеловеческих вопросов, она отличается от других наук отсутствием единства мнений по любому вопросу. Но как философия, так и наука главным образом направлены на постижение окружающего мира.
Я считаю, что настоящая наука без философии бессмысленна, так как научные открытия необходимо осознавать, осмысливать, переживать, иначе это не будут открытия, а будет простая механическая работа по добыванию, новых знаний о природе. Рассмотрим современное общество – «общество знания, в которое вступают сегодня все развитые страны, производство, распространение и использование знаний начинает определять все экономические и социальные процессы» [1. c 3]. Здесь наука и техника занимают главное место в его развитии.
Проблема в том, что
Казалось бы, с наступлением XXI века уже решены вроде бы все проблемы человечества. Сократилось число голодающих, сделан колоссальный прорыв в области энергетики, инженерии, медицины, без компьютера жизнь скоро станет просто немыслима. Человек дал ответы на практически все вопросы, ранее непознанные или не имевшие возможностей для понимания. И всё это стало возможным благодаря науке, которая проникла во все сферы окружающего нас мира. Но к чему это может привести?
4
Обратим внимание, что при наличии глубоких знаний человека в различных сферах
науки, он способен
в перспективе «воздействуя на генную
и нервную систему человека и
заменяя ряд органов на искусственные,
можно сначала колоссально
Итак, данный путь развития общества очевидно ошибочный, и можно сказать, что ещё не всё потеряно в силу того, что до сих пор наука не познала мир в полной мере, это ограничивает «всемогущество» человека. Здесь мы и видим общественную значимость философии «Перспективы человека во многом связаны с тем, какую роль сможет играть философия в осмыслении созданного наукой и техникой нового мира и в ценностной ориентации в нём» [1. с 5]. Следовательно, философия контролирует процесс развития общества, с целью сохранения культуры, её ценностей и предостерегает человека от самоуничтожения.
На данном этапе возникает новая проблема, которая содержится в регулировании научного прогресса. Философия включают в себя этику, её интересует всё, что связано с человеком, его поведением относительно нравственных и моральных ценностей. Она учит мыслить правильно на пути к достойной жизни. Так как философия включает в себя и науку значит и наука содержит в себе этику.
Рассмотрим связь науки и этики.
Изначально наука и этика существуют отдельно друг от друга, так как наука представляет собой систему знаний, нечто истинное, обоснованное, объективное, а этика – систему политических, моральных, социальных ценностей, нечто субъективное.
«... Мы признаём, что научную деятельность можно законно оценивать с точки зрения морали, но тогда мы должны признать, что она сама по себе нравственно хороша, поскольку она, если происходит в согласии с ее подлинной природой, то состоит в поиске истины, а такое предприятие само по себе нравственно законно и даже похвально» [2. с 2] Отсюда следует, что определение целей, средств, условий играет немаловажную роль, в отношении этики и науки. Цели могут быть как положительные, ради знаний, так и
отрицательные, использование научных знаний в незаконных махинациях, что с
5
моральной точки
зрения подвергается осуждению. В роли
средств может выступать
Наконец,
главный фактор, который наиболее
тесно связан с этическими нормами,
- последствия развития технической
цивилизации. Именно в этой сфере
люди наиболее часто сталкиваются с
проблемой нравственного
Любая цель при её достижении влечет за собой результаты, «каждый должен отвечать за последствия своих действий и поэтому обязан пытаться, насколько возможно предвидеть их» [2. с 4] для этого и нужна этика науке, чтобы человек мог правильно определять цель в соответствии с правовыми и моральными нормами. Данный вид регулирования, так или иначе, влечёт за собой ограничения свободы личности, которая занимается наукой, а значит и общества в целом.
Далее поднимается другая проблема, каким образом приобщить человечеству эстетическую культуру? Ответ следует сразу, посредством образования, оно играет одну из главных ролей в формировании личности.
Большинство стран мира наряду с техническими науками, активно развивает и гуманитарные. Таким образом, их система современного образования направлена на духовно-нравственное развитие человека, что способствует эстетическому формированию личности, причем с самого её рождения, чтобы направить индивидуальные врождённые качества в нужное русло, не ущемляя их и не загоняя в строгие рамки, научного общесва.
Такие систем хорошо функционирует и процветает, например, в США, Финляндии, Англии. В Росси же другая ситуация «Если учащийся … более чем на 80% всего учебного времени погружен в естественнонаучное и только на максимум 12% в социально-гуманитарное знание, то о какой «человекомерности» и о каком использовании «энергий» гуманитарного знания может идти речь?» [3. с 4] Следовательно, проблема гуманизации российского образования, одна из главных в нашем обществе. Главное, что
6
на данном
этапе происходит осмысление
этой проблемы, и российские педагоги
заняты её решением, для того
чтобы было возможным
7
Заключение
Итак, теперь мы можем дать ответы, на вопросы поставленные выше.
Безусловно, развитие технологий и непрерывная работа научных сообществ, автоматизация окружающего мира, способствует погружению человека в иллюзорный мир, поскольку обмен информацией уже не требует тесного контакта между людьми, тем самым обособляя каждого из них от общества, каждый уходит в свой мир, оставляя за пределами общий культурный мир, который складывался веками. Это способствует отчуждению духовности, нравственности. Так же постоянное стремление человека к самосохранению, как было показано выше в проблеме бессмертия, непосредственно ведёт к утопии культуры в целом.
Так вот чтобы избежать такого
катастрофического положения
8
Список использованных источников
1. Лекторский В. А. Философия, общество знания и перспективы человека // ВФ. – 2010. - №8. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010
2. Агацци Э. Почему у науки есть и этические измерения? Свободна ли наука от ценностей? // ВФ. - 2009. - № 10. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010
3. Киященко Н.И. Эстетическое образование как способ формирования личности (синергетический контекст) // ВФ. - 18.10.2010. - №10. - (электронное издание). Режим доступа: www.vphil.ru – 30.11.2010
9