Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 07:52, контрольная работа
Формирование научной картины мира впервые было осуществлено Исааком Ньютоном. В основном труде "Математические начала натуральной философии" (1687) сформулированы понятия и законы классической механики, дана математическая формулировка закона всемирного тяготения и т.д. В завершенном виде механика Ньютона явила собой классический образец научной теории вообще, сохранив это значение до настоящего времени.
Трудами Ньютона был заложен фундамент механистической картины мира и механистического мировоззрения: из начал механики, ее законов можно и нужно вывести все явления природы. Мироздание во всех частях, формах и видах существует и взаимодействует по законам механики.
Дегуманизация науки сегодня, дегуманизация современного научного рационализма, проявляющаяся в утрате связи науки и человека, в технизации науки, в отчуждении знания от религиозного воспитания, потребительский характере науки, будет преодолен, но лишь через гуманистический опыт религии. Человек, желающий строить гуманное общество на научной основе, должен ввести в критерии научной рациональности фактор благочистивости. Тогда развитие науки пойдет по сути - «Все для блага планеты и человека». Методологически это означает приоритетное положение гуманистических критериев по отношению к прочим критериям научной рациональности.
Масштабы и
интенсивность воздействия
Преодоление дегуманизации современной науки и современной научной рациональности, ориентированное на новое понимание гуманизма, формирует новую модель науки. В основе этой модели науки лежит представление о так называемой “понимающей рациональности”, представляющей новый гуманистический тип научной рациональности. Откуда это определение и что характеризует этот тип научной рациональности? Его основой становится проблема понимания: понимание постигаемого мира, понимание отношения к миру, наконец, понимание себя, человека, как части мироздания. Мир - самоцель, и человек - его составляющая, - столь же самоценен. На этом базируется новый гуманистический принцип научной рациональности, именно он связан с формированием новой гуманистической модели науки.
Сегодня проблема синтеза “человек - наука - гуманизм” звучит принципиально ново. Новая гуманистическая модель науки, призванная исключить “человеческий разрыв”, обнаруживает себя в науке: она словно отслаивается от гуманистических аспектов.
Религиозное мировоззрение (от лат. religio - святость) - это такая форма мировоззрения, основу которой составляет вера в существование тех или иных сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Специфическими чертами религии, как правило, считают веру и культ.
Что для верующего человека является истиной? Что Бог существует - это для него абсолютная истина и потому столь же абсолютна истина, явившаяся в откровении, ибо она от Бога. Добытая таким путем Истина становится неотъемлемой и внутренне непреложной для того, кто отыскивает ее сам. Она побуждает уверовавшего действовать именно так и не иначе. Следовательно, у проблемы в религиозном познании, как и в научном, имеется две составляющих: проблема познания и проблема действия согласно знанию.
Иерархия религиозных ценностей имеет точкой отсчета абсолютную ценность, абсолютное благо - Бога, что отражено в так называемом законе божьем (люби Бога больше всего, ближнего своего - как себя самого), где понятие любви выражает универсальную движущую силу мира (дух мироздания). Свою жизнь человек может рассматривать и в качестве средства, и в качестве цели. Если он рассматривает ее как цель, все остальное должно быть средством, если как средство, то его собственная жизнь становится равной жизни других существ в отношении к чему-то большему, в случае веры - к Богу.
Истина для человека тоже должна иметь определенную ценность, поскольку на истину претендуют из практических соображений обоснования действий. Уверенность в обладании истиной позволяет делать выбор. Критерий истинности религиозного знания имеет психологический характер - это чистая радость. Чем сильнее она проявлена в религиозном переживании, тем реальнее воспринимается это состояние. Этот факт лежит в основании всякой Веры. Он позволяет определять, что для верующего будет благим и, значит, истинным, а что таковым не будет.
Гносеологическая схема религиозного познания
Процесс религиозного познания заключается не в последовательном приближении к абсолютной истине от одной относительной истины к другой, а в непосредственном ее постижении через откровение. Абсолютное непознаваемо опосредовано, знание Его - непосредственное. Верующий должен готовить себя для встречи с Абсолютным, внутренне совершенствуясь. Усилия, направляемые человеком на самого себя для познания своей сокровенной сущности и сущности мира, трансформируют весь облик верующего, способствуя возможности откровения.
Процесс религиозного познания включает два основных этапа: подготовку и волевое устремление; акт знания, познавание, откровение.
В христианской традиции эти этапы имеют свои названия: любовь - воскрешение - вознесение. В их основе лежит универсальная идея, которая проявляется в их онтологии и гносеологии: человек в отношении к своей личности (душе) является переходным существом. В этих двух моментах особенно отчетливо наблюдаемо различие между научным познанием и религиозным познанием.
Откровение. Особенностью
религиозного познания является его
метод - откровение. Откровение часто
смешивают с особыми
Религиозное познание происходит в процессе диалога, но чтобы этот диалог состоялся, как и в научном познании, необходимы и способность, и воля, и духовный труд. В религиозном познании объект познания - Бог, но Бог в своей трансцендентности не может быть внешним предметом ни для опыта, ни для мысли, ни для эксперимента. Поэтому лишь в той мере, в какой Бог входит в мир человека, он становится доступен верующему. «Государство Божие внутри вас», - это значит, что лишь себя субъект может использовать в качестве средства познания, лишь изменяя себя самого, он формирует в себе способность к откровению. Откровение - это момент качественного изменения опыта. Религиозный опыт можно в общих чертах определить как переживание, связанное с чувством реального присутствия некоего высшего начала в бытии всех людей и всей Вселенной. Это ощущение дается в акте непосредственного «видения», исполненного для верующего такой же внутренней достоверности, какую имеет видение собственного «Я». Должен ли каждый сделать выбор между верой и наукой? Религиозное знание не может заменить собой привычного чувственно- рационального знания, необходимого как верующему, так и неверующему. Действительно ли, в таком случае, откровение доставляет абсолютное знание? Истина, как всегда, лежит посредине. Религиозное погружение в себя может приблизить (но лишь приблизить) человека к трансцендентным основаниям его души и, трансформировав, привести ее в согласие с реальностью. Значит, чем в большем противоречии с реальностью находится душа человеческая, тем больше она нуждается в религиозной вере.
Важно понять, что главное в православном мышлении - не создание нового, а подключение к кладезю христианской мудрости. Создание нового, столь ценное и необходимое сейчас, в то далекое время оценивалось как "самомышление", проявление греховности человеческой природы. Поэтому основным и главным являлось сохранение, трансляция во времени прошлого как постоянного настоящего.
В христианской системе ценностей человек есть высшее творение, Бог есть центр мироздания. Бог - абсолютный творец - по замыслу Своему продолжает Себя в человеке. Именно здесь кроется абсолютно новое понимание свободы как возможности совершенствования человечности и духовности.
Заключение
Времена, когда религия отвергала науку давно прошли, времена, когда наука отвергает религию проходят, и надеюсь, скоро пройдут. Наука и религия должны найти точки соприкосновения, потому что в них есть очень много общего. Религиозные знания несут в себе духовность, терпимость к происходящему, познание Бога как нечто далекое светлое, справедливое и доброе. Так и наука стремится открыть все новые и новые горизонты познания, хотя и делает она это порой топорно, во вред всему. Научный прогресс, если проанализировать историю, всегда был направлен вначале на разрушение окружающего нас мира и нас самих, а уж после мы пользовались так называемыми благами цивилизации. А если совместить религиозное воспитание человека с научным прогрессом, в современном мире, думаю, у нашей планеты появилась бы надежда на будущее. Ведь все во Вселенной взаимосвязано, и поэтому ко всем научным открытия надо подходить с точки зрения добра, дабы не навредить миру, в котором мы живем, так как мы ответственны за все плохое, что сделали. Этому учит религия и это должна понимать наука. И самое главное не нужно высмеивать какие-то понятия и вещи, в писаниях, рассуждая с научной точки зрения, ибо мудрейшие говорили: «Чем больше я знаю - тем меньше я знаю.
Список использованной литературы
1. Ильин В.В.
Научное образование и
2. Степин В.С. Философия, наука, гуманизм // Человек, вып.3. - М., 1990.
3. Философия: Учебник для вузов / Под общ. ред. В. В. Миронова. -- М.: Норма, 2005. -- 928 с.
4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003. - 672 с.
5. Философия ТПУ 2002
6. Философия ТПУ 2005
7. Философия ТПУ 2007
8. Мень А. История религии. T.I. M., 1991.
9. Чаадаев П.Я. «Философские письма». 1829-31г.
10. Князей В.И. Человек и технология. - Киев. 1990
11. Проппер К. Логика и рост научного знания. Прогресс, 1983