Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:55, реферат
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является“священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “.... Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, —является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседне
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является“священным”, сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. “.... Всякая религия, — отмечал Ф. Энгельс, —является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных”. Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40—50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, - опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
Религиоведение - это философская наука, изучающая религию как явление социума и феномен духовной жизни общества. Это обусловливается тем что, с одной стороны, рассмотрение проблем религиоведения неотделимо от решения философско-мировоззренческих проблем, а с другой, религиоведение призвано рассматривать наиболее универсальные понятия и теории религии, давая отправную точку для конкретных наук, изучающих ту или иную грань такого сложного явления как религия.
В свою очередь,
религиоведение включает в себя ряд
разделов: историю религии, философию
религии, социологию религии, психологию
религии, феноменологию религии
Ис
История становления религиоведения как науки уходит в седую древность, еще в античную эпоху мы находим глубокие мысли о причинах возникновения религии, шедшие в разрез с господствующими в обществе представлениями. У философа элейской школы Ксенофана Колофонского (около 580-488г. до н.э.), у афинян Анаксагора и Антифонта (5 в. до н.э.), мы встречаем мысли, что люди создают себе богов по своему образу и подобию. Ксенофан "Если бы руки имели быки, или львы, или кони. Если б писать, точно люди, умели они что угодно. Кони коням бы богов уподобили, образ бычачий дали б бессмертным быки..." У Демокрита (около 460-370гг. до н.э.) мы находим представления, что в основе религии лежит страх перед грозными явлениями природы "... древние, наблюдая небесные явления, как то гром, молнии, перуны, сближения звезд, затмения солнца и луны, приходили в ужас и полагали, что причиной этому - боги".
В эпоху
средних веков проблема возникновения
религии как явления рассматривалась
сквозь призму теологического подхода.
Теологи задавались вопросом о соотношении
религии и разума в границах философского
истолкования христианских догм (Ориген,
Дионисий). А с точки зрения Тертуллиана
понять религию разумом в принципе невозможно
в нее достаточно верить и только.
Основн
Религия, как и философия, является мировоззрением, правда, специфическим и одновременно включает в себя определенное поведение и действия, которые основываются на вере в существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным, недоступным пониманию человеческим разумом. «...Всякая религия, -- отмечал Ф. Энгельс, -- является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, -- отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» Маркс К, и Энгельс Ф.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 -- 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде,- опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
В течение многих тысячелетий религиозные верования носили политеистический характер. Это означало, что у каждого рода и племени существовало несколько богов, которым они поклонялись. Религию этого периода в ее истории, строго говоря, еще нельзя считать концептуально сформировавшимся мировоззрением. Это было скорее мироощущение, которое можно характеризовать как натуралистическую религию, природную религию, так как в понимании, отражении окружающего мира человек, подобно пуповине, был крепко связан с природой. Если говорить более конкретно, то идеи первобытных народов о душах, духах и богах, как правило, выражались в мифологической форме, а основными сюжетами мифов были такие природные явления, как солнце и луна, небо и земля, море, огонь, звезды, ветер и т. п. Следует учитывать, что создание человеком мифов стало первым его шагом к творчеству и познанию самого себя.
Первые боги античности были созданы по образу и подобию людей. Так, древнегреческие боги во многом были очень похожи на людей и обладали такими качествами, как доброта, великодушие, милосердие, жестокость, мстительность и коварство. Существенным отличием богов от людей являлось их бессмертие, хотя и они, подобно людям, не могли изменить или повлиять на судьбу, которая предопределяла, в конечном счете, их участь. Могущественный Зевс в «Илиаде» Гомера не может самолично разрешить исход поединка героев Гектора и Ахилла. Он обращается за советом к судьбе, бросив жребий обоих героев на чаши золотых весов. Судьба Гектора, любимца Зевса, предрешена, так его жребий смерти опускается вниз, и Зевс ничего не может изменить. Гектор погибает от копья Ахилла.
О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Эти ограничения обусловлены необходимостью показать сейчас только характер этих взаимоотношений и их взаимовлияние.
Известно, что философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов милетской школы (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, так как философское осмысление -- это более высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как в античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства. Укажем лишь на некоторые примеры этого взаимосотрудничества.
Как уже говорилось, в античной Греции существовало многобожие. Первый, кто выдвинул и в известной степени обосновал идею о монотеизме (единобожии) был Ксенофан, древнегреческий философ и поэт. Он подверг жесткой критике Гомера и Гесиода, известных древнегреческих поэтов, за антропоморфизацию богов и их политеизм. Ксенофан считал, что богов нельзя мыслить антропоморфически, и политеизму он противопоставил монотеистическую концепцию, в соответствии с которой бог должен быть единым, так как в противном случае он не мог бы быть выше и лучше других. В последующем в этом же направлении развивались философские идеи Эмпедоклом, Гераклитом и Анаксагором. Гераклит считал, что речь сама по себе уже упорядочивает, придает смысл отдельным звукам, хотя и необходимо говорить или изрекать свой логос с умомФрагменты ранних греческих философов.
Но самый большой вклад в развитие религии внес Платон. Его идеи о различении мира явлений от мира вечных сущностей, его учение о бессмертии души, об универсальности и первенстве идеи блага и, главное, его учение о сущности божественного мира, как о системе идей, составляют непереходящий вклад греческого гения в развитие человеческого мышления, представлений о мире и божественном.
Характеризуя
античный период в истории развития человеческой
цивилизации в целом, следует указать
на теснейшее переплетение религиозного
и философского мироощущений, происходящих
в мире событий. Первые из дошедших до
нас литературных памятников, например,
древнеиндийские «Веды» представляли
собой примеры религиозно-философского
видения мира. Со временем религия и философия
начинают отделяться друг от друга и приблизительно
в одно и то же время формируются как независимые,
правда, все еще относительно, друг от
друга формы общественного сознания. Первыми
известными проявлениями этого являются
становление буддизма в Индии и философии
в Древней Греции, что произошло приблизительно
в одно и то же время, а если конкретно,
то в VII--V вв. до н.э.
Таким
образом, религиозные представления возникли
задолго до появления философского осмысления
мира. Философия оказывала влияние на
религию, в период античности они были
тесно связаны друг с другом, этому свидетельствует
внесенный вклад философов в развитие
религии. Полагаю, что религия и философия
небыли достаточно развиты, чтобы самостоятельно
объяснять происходящие в мире события.
Этот процесс симбиоза религии и философии
продолжался если не тысячелетиями, то,
по крайней мере, столетиями.
Спи
1. Бэкон Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т.1.С.220.
2. Гегель Позитивность христианской религии // Работы разных лет: В 2 т.М.,1970.Т.1.С.268
3. Гегель Философия права. Предисловие М., 1990. С.376.
4. Гольбах П.А. Галерея святых. М., 1962, С. 376.
5. Гольбах П.А. Священная зараза. Разоблачение Христианство: учеб. Пособие для вузов/ Гольбах П.А.- М.:Высш.шк.,1936.-363с.
6 . Декарт Р. Рассуждение о методе… Ч.1// Соч. Т. 1. С.254.
7. Лосев А.Ф.
История античной философии. М.
8. Митрополит Иоанн. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. [Текст] Митрополит Иоанн// Религия Санкт-Петербург - 1994. -№ 5. С.114.
9. Митрохин Л.Н.
Философия религии: новые
10. Планк М.
Религия и естествознание / М.Планк
// Вопросы философии.-1990.-№8.С.
11. Реале Д., Антисери
Д. Западная философия от
12. Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков. М., 1984. С.734.
13. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979. С. 334.
Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989.С.197.
14. Бибихин В.В. Философия и религия / В.В. Бибихин // Вопросы философии. -1992. -№7.