Религия как форма человеческой духовности история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 16:26, реферат

Описание

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).1
Другие определения религии:

Содержание

Введение………………………………………………………….3
История возникновения и эволюции религии . ……………… 5
Религия в современном мире …………………………………...7
Место и роль религии в духовной жизни человека …………...8
Заключение………………………………………………………13
Список используемой литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

«Религия как форма человеческой духовности история и современность».doc

— 115.00 Кб (Скачать документ)

Роль религии в жизни  конкретных людей, обществ и государств неодинакова. Достаточно сравнить двух человек: одного — живущего по законам какой-либо строгой и изолированной секты, а другого — ведущего светский образ жизни и абсолютно индифферентного к религии. Так же обстоит дело с различными обществами и государствами: одни живут по строгим законам религии (допустим, ислама), другие предлагают полную свободу в вопросах веры своим гражданам и вообще не вмешиваются в религиозную сферу, а в-третьих, религия может находиться под запретом. В ходе истории положение с религией в одной и той же стране может меняться. Яркий пример того — Россия. Да и конфессии отнюдь не одинаковы в тех требованиях, которые они предъявляют к человеку в своих правилах поведения и кодексах морали. Религии могут объединять людей либо разъединять их, вдохновлять на созидательный труд, на подвиги, призывать к бездействию, покою и созерцанию, способствовать распространению книжности и развитию искусства и в то же время ограничивать какие-либо сферы культуры, накладывать запреты на отдельные виды деятельности, науки и т.д. Роль религии всегда необходимо рассматривать конкретно как роль данной религии в данном обществе и в определенный период. Ее роль для всего общества, для отдельной группы людей или для конкретного человека может быть различна.

Вместе с тем можно  говорить, что религии обычно свойственно выполнять по отношению к обществу и отдельным личностям определенные функции. Вот они.

Во-первых, религия, является мировоззрением, т.е. системой принципов, взглядов, идеалов и убеждений. Она объясняет человеку устройство мира, определяет его место в этом мире, указывает ему, в чем состоит смысл жизни.

Во-вторых (и это следствие первого), религия дает людям утешение, надежду, духовное удовлетворение, опору. Совершенно не случайно люди чаще всего обращаются к религии в тяжелые моменты своей жизни.

В-третьих, человек, имея перед собой некий религиозный идеал, внутренне меняется и становится способен нести идеи своей религии, утверждать добро и справедливость (так, как понимает их данное учение), смиряясь с лишениями, не обращая внимания на тех, кто осмеивает или оскорбляет его. (Конечно, доброе начало можно утверждать лишь в том случае, если ведущие человека по этому пути религиозные авторитеты сами чисты душой, нравственны и стремятся к идеалу.)

В-четвертых, религия управляет поведением человека через свою систему ценностей, моральных установок и запретов. Она может существенно влиять на большие сообщества и целые государства, живущие по законам данной религии. Конечно, не стоит идеализировать положение: принадлежность к самой строгой религиозно-нравственной системе не всегда удерживает человека от совершения неблаговидных действий, а общество от безнравственности и преступности. Это печальное обстоятельство есть следствие слабости и несовершенства человеческой натуры (или, как сказали бы последователи многих религий, «происки сатаны» в человеческом мире).

В-пятых, религии способствуют объединению людей, помогают складыванию наций, образованию и укреплению государств (например, когда Русь переживала период феодальной раздробленности, отягощенный иноземным игом, наших далеких предков объединяла не столько национальная, сколько религиозная идея — «все мы — христиане»). Но тот же самый религиозный фактор может приводить к разделению, распаду государств и обществ, когда большие массы людей начинают противостоять друг другу по религиозному принципу. Напряженность и противостояние возникает и тогда, когда из какой-нибудь церкви выделяется новое направление (так было, например, в эпоху борьбы католиков с протестантами, всплески которой ощущаются в Европе и по сей день).

Среди последователей разных религий периодически возникают крайние течения, члены которых считают, что только они живут по божеским законам и правильно исповедуют свою веру. Нередко эти люди доказывают правоту жестокими методами, не останавливаясь перед террористическими актами. Религиозный экстремизм к сожалению, остается и в XX в. довольно распространенным и опасным явлением — источником общественной напряженности.

В-шестых, религия является вдохновляющим и сохраняющим фактором духовной жизни общества. Она сберегает общественное культурное наследие, подчас буквально преграждая дорогу всякого рода вандалам. Хотя церковь чрезвычайно неверно воспринимать как музей, выставку или концертный зал; приезжая в любой город или в чужую страну, вы наверняка одним из первых мест посетите храм, который вам с гордостью покажут местные жители. Обратите внимание, что само слово «культура» восходит к понятию культ. Мы не будем вдаваться в давний спор о том, является ли культура частью религии или, наоборот, религия частью культуры (среди философов бытует и та, и другая точка зрения), но совершенно очевидно, что религиозные идеи со времен глубокой древности лежали в основе многих сторон творческой деятельности людей, вдохновляли художников. Конечно, в мире существует и светское (внецерковное, мирское) искусство. Иногда искусствоведы пытаются столкнуть светское и церковное начала в художественном творчестве и утверждают, что церковные каноны (правила) мешали самовыражению. Формально это так, но, если проникнуть в глубину столь непростого вопроса, мы убедимся, что канон, отметая все лишнее и второстепенное, наоборот, «раскрепощал» художника и давал простор его самовыражению.

Философы предлагают четко различать два понятия: культура и цивилизация. К последней относя все достижения науки, техники, расширяющие возможности человека, дающие ему жизненный комфорт и определяющие современный образ жизни. Цивилизация подобна мощному орудию, которое можно употребить во благо, а можно превратить в средство убийства: в зависимости от того, в чьих руках оно находится. Культура, как медленная, но могучая река, вытекающая из древнего истока, весьма консервативна и часто вступает в конфликт с цивилизацией. А религия, составляющая основу и стержень культуры, — один из главных факторов, который предохраняет человека и человечество от распада, деградации и даже, возможно, от нравственной и физической гибели — то есть всех угроз, которые может нести с собой цивилизация.

Таким образом, религия выполняет в истории созидательную культурную функцию. Ее можно проиллюстрировать на примере Руси после принятия христианства в конце IX в.

Христианская культура с многовековыми традициями утвердилась и расцвела тогда в нашем Отечестве, буквально преобразив его.

Опять же не будем идеализировать картину: ведь люди есть люди, а из человеческой истории можно извлечь и совершенно противоположные примеры. Вы, вероятно, знаете, что после утверждения христианства государственной религией Римской империи, в Византии и в ее окрестностях христианами было разрушено немало величайших памятников культуры античной эпохи.

В-седьмых (это связано с предыдущим пунктом), религия способствует упрочению и закреплению определенных общественных порядков, традиций и законов жизни. Так как религия более консервативна, чем любой другой общественный институт, она в большинстве случаев стремится к сохранению устоев, к стабильности и покою. (Хотя, безусловно, и это правило не обходится без исключений.) Если вы помните из новой истории, когда в Европе зарождалось политическое течение консерватизма, у его истоков стояли деятели церкви. Религиозные партии находятся, как правило, в правой охранительной части политического спектра. Их роль в качестве противовеса бесконечным радикальным и подчас неразумным преобразованиям, переворотам и революциям очень важна. Покой и стабильность очень нужны сейчас и нашему Отечеству...

На основании проведенного в 2005 г. отделом социологии института общественного проектирования, исследования на тему "Религия и общество"7, можно сделать следующие основные выводы:

Во-первых, количество верующих в стране постоянно растет и при этом увеличивается также количество воцерковленных людей. Эта тенденция наблюдается последние пятнадцать лет. Можно предположить, что этот процесс будет продолжаться в такой же динамике еще около 15–20 лет, после чего количество верующих стабилизируется, где-то на отметке 75 %, после чего будет расти только число воцерковленных, которое ориентировочно может составить порядка 30 -40 %.

Во-вторых, анализ данных показал, что воцерковленные люди по социальному составу приближаются к средним значениям общества в целом и не являются больше группой исключительно пожилых и малообеспеченных людей, как это было еще 15–20 лет назад.

В-третьих, воцерковленные люди не менее успешно, чем другие группы проходят процесс адаптации в новых условиях современной жизни, позитивно относятся к рыночной экономике, поддерживая при этом укрепление российской государственности. Вместе с тем, эта группа является носителем своей системы нравственных ценностей, в некоторых аспектах отличающейся от ценностей, выражаемых неверующими людьми.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И  это придаёт мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения  нравов, обычаев и традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т.д., придавая им особую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии  состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъектуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т.д. Таким образом, религия придаёт смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает преодолевать ему житейские трудности.

 

 

Заключение

 

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ-XI в.в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня, очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

Успехи в овладении  природой с помощью техники, достигнутые  в ХХ-XI в.в. веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно, доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность  сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности  перед лицом реальных проблем  общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость. Уместно привести и слова св. Григория Богослова: "Говорить о Боге великое дело, но гораздо больше - очищать себя для Бога". Согласно И. Канту, понятие о Боге должно исполнять человека благоговением при каждом произнесении его имени и он должен произносить его редко и никогда легкомысленно. Говорят, что Ньютон всякий раз, когда произносил имя Божье, на время останавливался и задумывался.8

В заключение напомним слова  Ф.М. Достоевского (из поучений старца Зосимы в романе "Братья Карамазовы"): "Любите все создание Божие, и  целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите! Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах"9

Искренняя вера для своей  реализации с необходимостью должна перейти в индивидуальный нравственный подвиг - в дело служения людям. И  поэтому религия способствует единению людей в любви и добре.10

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Казарина Е.В. Религия — статья из энциклопедии «Кругосвет.»

2. Школьный толковый словарь русского языка – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006.

3. Забияко А.П. Религия // Энциклопедия религий. – М.: Академический проект, 2008.

4. Кураев А.В.,  Уроки сектоведения. — СПб.: Формика, 2002.

5.Доусон К. Г. Религия и культура. — СПб.: Формика, 2000.

6. Баёв П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума— Социологические исследования: Журнал № 2.- 2011.

7. Кант И. Собрание сочинений. Т. 8. М., 1994.

8. Достоевский Ф.М.  Полное собрание сочинений. Т. 14. Л., 1976.

9. Спиркин А.Г. Философия:  Учебник.- М.: Гардарики, 2004.

10. Миронов А.В., Бабинов Ю.А. Основы религиоведения: Рабочая книга преподавателя и студента. Учебное пособие. - М.: НОУ, 1998.

11. Радугин А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. — М.: Центр, 2000.  
12. Ш.Н. Мунчаев Религия: история и современность. - М.: Культура и спорт, 1998.

13. Кулаков А.Е. Религии мира. – М., 1993.

14. Гараджа В.И. Религиоведение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., дополненное. М.: Аспект Пресс, 1995.

15. Тарусин М.И. Исследование "Религия и общество". М.: Институт общественного проектирования, отдел социологии, 2005.

16. В работе использованы материалы Интернет с сайта (www.religare.ru).

Информация о работе Религия как форма человеческой духовности история и современность