Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 18:46, контрольная работа
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгау
эра, метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде: богословие, а также история и философия — каждая под особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному толкованию фактов религиозного сознания. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует античные религии с целью найти общие принципы их становления.
Введение………………………………………………………………………3
Социальные, гносеологические и психологические корни религии, ее функции……………………………………………………………………….4
Атеизм в системе мировоззрения и в духовной культуре………………...7
В современной российской реальности большое значение придается такой форме духовного освоения мира как религии. Верно ли это, и, какова ваша позиция по данному вопросу?...............................................................9
Заключение…………………………………………………………………..10
Список литературы………………………………………………………….11
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгау
эра, метафизика
народа», т.е. его философия как
неотъемлемый компонент его мировоззрения.
Изучением религии занимается прежде:
богословие, а также история и
философия — каждая под особым
углом зрения. Богословие стремится
к адекватному толкованию фактов
религиозного сознания. История религии
исследует процесс
2. Социальные, гносеологические и психологические корни религии, её функции.
По отношению к религии в нашей отечественной литературе сложился негативный стереотип. Религия изначально определялась как "опиум для народа". Действительно, религия при определенных обстоятельствах может быть и опиумом для населения, но ведь негативную роль может играть и плохая мораль, и дурной эстетический вкус, и неумная политика. Но из этого никто не делает вывод о необходимости исключения морали, искусства, политики из жизни общества.
Каждая форма сознания является ответом на общественную потребность. Не составляет исключения и религия. Если религии инкриминируют деятельность института инквизиции, то с таким же успехом политику можно сделать ответственной за революции, а науку за феномен Чернобыля. Не существует абсолютного зла, как не следует искать и абсолютное добро. Нужно при оценке той или другой формы сознания исходить из принципа конкретности истины. А посему следует разобраться, при каких условиях религия играет негативную или положительную роль, выявить ее социальные, гносеологические и психологические основания.
Социальные корни религии в самом общем виде можно определить как потребность в иллюзорном восполнении практического бессилия людей, их неспособности управлять силами природы и их собственными общественными отношениями. Другими словами, социальные основания религии отчасти коренятся в страхе человека перед природой, в бессилии его перед угнетением и отчуждением в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить реальную земную жизнь на иллюзии справедливости в том, другом мире.
Рассматривая отмеченные социальные основания религии, не следует закрывать глаза и на тот факт, что мифология как архетип сознания, исчерпав свои возможности и выполнив свое назначение, передает эстафету одновременно религии и философии. Религия в качестве правопреемника возьмет на себя охранную функцию общества, освящая и закрепляя сложившиеся традиции, обычаи, нравы. Религия станет средством социальной интеграции обеспечения целостности и единства общества, что не исключает возможности быть и "опиумом для народа".
Гносеологические основания религии заключаются в способности сознания отрываться от действительности. Познание мира обеспечивается в процессе формирования образа мира, объективного по содержанию и субъективного по восприятию. Все формы как чувственного, так и рационального познания (ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение) несут в себе возможность "дорисовать" образ отраженного мира, опираясь на воображение и фантазию. И чем дальше образ отстоит от отраженной реальности, тем больше возможность превратного ее отражения. И вот уже понятие как образ, замещающий реальность, существует не просто само по себе, а заявляет о претензии быть первореальностью.
Психологические основания религии заключены в эксцентрической сущности человека, его открытости, незавершенности и незащищенности.
Уже мыслители эпохи Возрождения подметили пограничность человека, причастность его к "тленному миру земли" и к "вечному миру небес". Человек является "визитной карточкой" единства конечного и бесконечного. Он осознает вечность Вселенной и переживает свою конечность (летальность). Смерть природного начала очевидна, чего нельзя сказать абсолютно о его духовном начале. Человек жаждет бессмертия и обретает его в религии.
Благодаря мышлению, человек способен объять всю Вселенную. Но, будучи существом конечным, человек не способен ни эмпирически, ни логически воссоздать истинный образ Бесконечности. А жить в мире непознанном трудно. Отсюда стремление обрести если не истину мира, то хотя бы веру в него.
Внутренний мир
человека ориентирован на диалог с
самым совершенным
И
социальные, и гносеологические, и
психологические основания
Главным признаком религии является вера в сверхъестественное. "Сверхъестественное" - это нечто, стоящее вне естественного, выпадающее из цепи причинных связей и зависимостей, не подчиняющееся действию обычных законов развития. А поэтому религиозная вера не включена в общую систему познания и практики людей. Ее социальная основа - практическое бессилие, отчуждение человека от всего, от всех и от самого себя. Ее гносеологический источник - ограниченность человеческого сознания, неспособность его проникнуть в область трансцендентного (бесконечность). И наконец, ее психологические корни - стремление выдать желаемое за действительность, если не разрешить, то хотя бы преодолеть существующие противоречия иллюзиями.
Возникновение религии связано с развитием интеллекта, формированием абстрактного мышления, когда возникает возможность отрыва мысли о предмете от самого предмета мысли. Возникающие общие понятия, как заместители отраженной реальности, в силу относительной самостоятельности и внутренней логики собственного развития, из средства освоения единичной реальности инверсируют в самоценность с претензией быть первореальностью.
Религия как социальный институт выполняет в обществе
следующие функции:
Мировоззренческая функция. Во всем мире религия дает ответы на животрепещущие вопросы о смысле существования, причине человеческих страданий и сущности смерти. Эти ответы дают людям ощущение цели. Вместо того чтобы чувствовать себя беспомощными существами, влачащими бессмысленное существование под ударами судьбы, верующие убеждены в том, что их жизни составляют часть единого божественного замысла.
Компенсаторная функция. Ответы, которые дает религия на вопросы о смысле существования, даруют верующим утешение, убеждая их в том, что их страдания на земле не напрасны. Религиозные ритуалы, связанные с такими критическими событиями, как болезнь и смерть, позволяют людям сохранять душевное равновесие в горькие часы жизни и примиряют их с неизбежным. Индивид знает, что другие сочувствуют ему, и находит утешение в знакомых и четко установленных ритуалах.
Функция социальной самоидентификации. Религиозные учения и отправления объединяют верующих в сообщество людей, разделяющих одни и те же ценности и преследующих одни и те же цели ("мы, иудеи", "мы, христиане", "мы, мусульмане"). Религиозные ритуалы, сопровождающие, к примеру, церемонию бракосочетания, связывают невесту и жениха с более крупным сообществом людей, желающих молодым добра. То же относится и к прочим религиозным обрядам, например крещению младенца или отпеванию покойника.
Социально-
Функция социального контроля. Религия не только задает нормы для повседневной жизни, но и осуществляет контроль за поведением людей. Большинство норм религиозной группы применимо только к ее членам, однако некоторые нормы устанавливают ограничения и для других граждан, не принадлежащих к религиозной общине. Примером этого положения являются религиозные наставления, вошедшие в состав уголовного законодательства. Так, в Адаптационная функция. Религия способна помочь людям адаптироваться к новой среде. Например, иммигрантам не так легко приспособиться к представляющимся им странными обычаям новой страны. Сохраняя родной язык, знакомые ритуалы и вероучения, религия обеспечивает неразрывную связь иммигрантов с их культурным прошлым.
Социально-критическая
функция. Хотя религия зачастую настолько
тесно связана с господствующим социальным
строем, что оказывает сопротивление переменам,
бывают случаи, когда она выступает с критикой
наличной ситуации в обществе. В 1960-е гг.
в США движение в защиту гражданских прав,
боровшееся за отмену сегрегации в общественных
местах и уменьшение расовой дискриминации
в южных избирательных округах США, возглавляли
религиозные лидеры, особенно лидеры афро-американских
церквей, например Мартин Лютер Кинг, баптистский
священник. Речь, произнесенная Кингом
в 1963 г. в Вашингтоне, произвела на слушателей
неизгладимое впечатление благодаря часто
повторяющимся словам оратора "у меня
есть мечта". Кинг подразумевал под
своей мечтой конец расовой дискриминации,
когда "все божьи дети" будут жить
в гармонии и мире. Несмотря на то что он
был убит 4 апреля 1968 г., его мечта продолжает
жить во многих сердцах. Церкви также выполняли
роль центров, осуществлявших подготовку
демонстрантов и организацию митингов
3.
Атеизм в системе мировоззрения
и в духовной культуре.
Атеизм – неверие в существование каких либо сверхъестественных сил или существ (например Бога, богов, дьяволов, духов , ангелов и т.п.) или отрицание их существования, а так же связанное с ним отрицание религии. Атеизм – одна из наиболее последовательных форм свободомыслия в критике религиозных взглядов на мир. Атеизм – закономерный элемент культуры, вызванный к жизни социальными потребностями.
В античные времена атеистами называли всех, кто отрицал божества, государственные культы или народные верованию Покушение на веру в богов воспринималось и оценивалось как покушение на существующий строй. Платон усматривал в атеизме «величайшее из зол», источник смут, беззакония и безнравственности. Надо было обладать большим мужеством, чтобы, подобно Критию, жившему в конце V в начале IVв. До н.э., открыто заявить что он не признает никаких богов, не признает перед лицом беззакония и произвола по отношению к слабым и беззащитным. Это был атеизм, который отрицал Бога во имя утверждения человека, видел свою цель в том, чтобы освободить его от «тягостного гнета религии», как писал римский философ Лукрецкий Кар.
В
Новое время атеизм получил развитие
в связи с буржуазными
Информация о работе Религия как форма духовного освоения мира