Римский клуб: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 14:49, реферат

Описание

Целями Римского клуба являются: выявление наиболее важных проблем, которые определят будущее человечества на основе комплексного и перспективного анализа, оценить альтернативные сценарии будущего и для оценки рисков, выбора и возможностей, чтобы разработать и предложить практические решения выявленных проблем; общаться новых идей и знаний, полученных из этого анализа для принятия решений в государственном и частном секторах, а также для широкой общественности и стимулировать общественные дебаты и эффективные меры для улучшения перспектив на будущее.
Римский клуб делает упор в своей новой программе на коренные причины системного кризиса путем определения и общения необходимо, видения и элементов новой экономики, которая производит реальное богатство и благополучие, которое не ухудшает наши природные ресурсы и предоставляет значимые рабочие места и достаточный доход для всех людей.

Содержание

Введение
1.История создания Римского клуба
2.Деятельность Римского клуба
3.Новая программа деятельности Римского клуба
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Римский клуб.docx

— 27.59 Кб (Скачать документ)

Римский клуб: история и современность

План:

Введение

1.История создания  Римского клуба 

2.Деятельность Римского клуба

3.Новая программа деятельности Римского клуба

Заключение

Список литературы

 

Введение

      Римский клуб был основан в 1968 году как неформальное объединение независимых ведущих деятелей политики, бизнеса и науки, мужчин и женщин, которые носят долгосрочный характер мыслителей заинтересована в содействии в системных междисциплинарных и целостного подхода к лучшему миру. Клуб членов Рима общая забота о будущем человечества и планеты.

     Целями Римского клуба являются: выявление наиболее важных проблем, которые определят будущее человечества на основе комплексного и перспективного анализа, оценить альтернативные сценарии будущего и для оценки рисков, выбора и возможностей, чтобы разработать и предложить практические решения выявленных проблем; общаться новых идей и знаний, полученных из этого анализа для принятия решений в государственном и частном секторах, а также для широкой общественности и стимулировать общественные дебаты и эффективные меры для улучшения перспектив на будущее.

     Римский клуб делает упор в своей новой  программе на коренные причины системного кризиса путем определения и  общения необходимо, видения и  элементов новой экономики, которая  производит реальное богатство и  благополучие, которое не ухудшает наши природные ресурсы и предоставляет  значимые рабочие места и достаточный  доход для всех людей.

     Римский клуб публикует свои выводы в отчетах, и, с момента своего основания, выпустила 33 доклада, касающихся будущего человечества.

     В Римском клубе в настоящее время состоит около 100 индивидуальных членов, свыше 30 национальных и региональных ассоциаций, Международный центр в г. Винтертур, Европейский центр поддержки в Вене и Римского клуба фонд, который предоставляет возможность для крупных индивидуальных доноров принять участие, участвовать в разработке и распространении проектов клуба и сообщений.

 
 
 

 

1 .Создание Римского клуба 

     Идея  создания Римского клуба принадлежит  Аурелио Печеи. Именно он вместе со своим сподвижником Александром Кингом в апреле 1968 года пригласил около тридцати европейских ученых — естественников, социологов, экономистов, специалистов в области планирования для участия в обсуждении назревших проблем. Встреча прошла в Риме 6-7 апреля 1968 года. Однако первая встреча не принесла ощутимых результатов т.к. не было единодушия участников даже в отношении самых общих, предварительных положений. «Эта встреча, – с грустью констатировал позднее Александр Кинг, – закончилась монументальным фиаско».

     Однако  несколько человек решили продолжить обсуждение. По окончании совещания эти люди собрались в доме Печеи и сформировали «постоянный комитет», в состав которого вошли Эрих Янч, Александр Кинг, Макс Констамм, Жан Сен-Жур, Гуго Тиманн и Аурилио Печеи. Так появился Римский клуб, получивший имя свое от города, где был основан. В то время в мире не было ни одной группы, которая занималась бы современными проблемами во всей их целостности. Такой единый, глобальный подход, требующий не только выявления отдельных сторон проблематики, но воздействия проблем друг на друга и на всю систему в целом, по сути дела, никем не применялся, члены римского клуба решили взять эту задачу на себя. Так стремление осознать мировую проблематику стало с самого начала основной целью всей деятельности Римского клуба.

       В сентябре 1969 года, Хасан Озбекхан предложил свой проект под названием «Затруднения человечества». Для первых прогнозов о перспективах развития науки и техники применялся “метод Дельфи”, суть которого заключается в опросе экспертов, выявляющих и интерпретирующих проблему, давая соответствующие рекомендации. Хасан Озбекхан представил свою модификацию метода Дельфи. Однако почти год изучая и обдумывая этот проект, члены римского клуба вынуждены были признать, что, представляя хорошую основу для размышлений и прекрасный стимул для нашей дальнейшей деятельности, предложение Озбекхана вместе с тем не удовлетворяет требованиям Римского клуба по двум причинам. Одна из них связана с необходимостью ясности и простоты изложения и выводов: чтобы достигнуть поставленных целей. Римский клуб должен был говорить на самом обычном, доступном для понимания языке, оставив в стороне все сложные и заумные материи. Второе требование было связано с фактором времени. В июле 1970 года после неудавшейся попытки Озбекхана, Римский клуб приступил к работам, которые привели впоследствии к широкоизвестному докладу о Пределах роста.

     За  время существования были установлены  основные правила клуба. Римский  клуб оставался немногочисленным –  не более 100 членов, – что должно было способствовать хотя бы минимальным  постоянным контактам друг с другом – правда это не всегда легко  осуществлять и при таком количестве. Он не должен быть организацией – в  мире и так уже достаточно всякого рода организаций, я вовсе не обязательно пополнять их число, чтобы в случае необходимости иметь возможность обратиться к одной из них. Он должен существовать на собственный, пусть даже скудный, бюджет, чтобы ни в какой степени не зависеть ни от каких источников финансирования. Он должен быть действительно транскультурным – обращаться ко всем возможным научным дисциплинам, идеологиям и системам ценностей, не связывая себя ни с одной из них. Он должен быть не политическим, в том смысле, который я поясню далее. Он должен быть по-настоящему неформальным и способствовать самому свободному обмену мнениями между его членами. И наконец, он должен быть готовым к тому, чтобы исчезнуть, как только в нем отпадет необходимость: нет ничего хуже идей или институтов, которые пережили собственную полезность.

     Далее, Клуб был задуман как общество, ориентированное на конкретные действия, а не на дискуссии ради дискуссий. В соответствии с намеченной программой действий перед Клубом были поставлены две основные цели, которые он должен был постепенно осуществлять. Первая цель – способствовать и содействовать тому, чтобы люди как можно яснее и глубже осознавали затруднения человечества. Очевидно, что эта цель включает изучение тех ограниченных и весьма сомнительных перспектив и возможностей выбора, которые останутся человечеству, если оно срочно не скорректирует наметившиеся ныне тенденции мирового развития. И вторая цель – использовать все доступные знания, чтобы стимулировать установление новых отношений, политических курсов и институтов, которые способствовали бы исправлению нынешней ситуации.

     Римский клуб по самой своей природе не может служить интересам какой бы то ни было отдельной страны, нации или политической партии и не отождествляет себя ни с какой идеологией; смешанный состав не позволяет ему целиком присоединиться к позиции одной из сторон в раздирающих человечество на части спорных международных делах. У него нет и не может быть единой системы ценностей, единой точки зрения, он вообще не стремится к единомыслию. Выводы проектов, организатором которых он выступает, отражают мысли и результаты работы целых групп ученых и никоим образом не могут расцениваться как позиция Клуба. И тем не менее Римский клуб отнюдь не аполитичен, более того, его как раз можно назвать политическим в самом истинном, этимологическом значении этого слова. Ибо, способствуя изучению и осмыслению долгосрочных интересов человечества, он на деле помогает заложить новые, более прочные и созвучные времени основы для принятия важных политических решений и одновременно заставляет тех, от кого зависят эти решения, осознать всю глубину лежащей на них ответственности.

     У клуба нет штата и формального  бюджета. Его деятельность координируеться исполнительным комитетом из 12 человек.

     Обычно  Римский клуб проводит одно пленарное  заседание в год. Остальное время  он действует как «невидимый колледж», члены его стараются поддерживать между собой постоянные контакты и по мере необходимости встречаются, организуя нечто вроде специальных узких дискуссионных групп. Первые шесть годичных встреч происходили в Вене, Берне, Оттаве, Париже, Токио и Западном Берлине. Седьмая встреча, которую первоначально планировалось провести в 1975 году, произошла годом позже в Алжире. Эти встречи обычно используются для обсуждения наиболее важных вопросов, представляющих всеобщий интерес, и в них нередко принимают участие эксперты по различным мировым проблемам, видные ученые и политические деятели. 

 

     Деятельность  Римского клуба

     Основным  «продуктом» деятельности Клуба  являются его доклады, посвященные  приоритетным глобальным проблемам  и путям их решения. По заказу Римского клуба видными учеными подготовлено более 30 докладов . Кроме того, в 1991 руководителями Клуба был подготовлен первый доклад от имени самого Римского клуба – «Первая глобальная революция». Первые доклады клуба были посвящены взаимоотношеням общества и окружающей среды.

     Первым  и пожалуй наиболее известным докладом Римскому клубу стал

     доклад под названием “Пределы роста”.

     В июне 1970 года к деятельности Римского клуба присоединился Джей Форрестер. Он создал  первое поколение компьютерных моделей, предназначенных для исследования долгосрочных тенденций мирового развития получившие названия Мир-1 и Мир-2. Аналитические основы построения модели, предназначенной для имитации мировых процессов, были рассмотрены в его предыдущих работах, посвященных изучению промышленных и урбанизированных систем, поэтому поистине качественный скачок заключался в том, чтобы перейти от подобных микросистем к глобальной макросистеме. Он дал этой новой методике название мировая динамика. По совету Форрестера Римский Клуб предложил профессору Деннису Л. Медоузу возглавить группу, которой предстояло превратить модель «МИР-2» в получившую впоследствии известность «МИР-3».

     Отныне  научное и административное руководство  проекта осуществлял Деннис Медоуз. 12 марта 1972 года в Вашингтоне, в Смитсоновском институте, публике была впервые представлена книга «Пределы роста. Доклад Римскому клубу», содержащая выводы проекта. Доклад “Пределы роста” был построен на основе моделей Форрестера “Мир-3”. Доклад Медоуза, подтвердил и развил предварительные выводы Форрестера. В нескольких словах это можно выразить так: при сохранении нынешних тенденций к росту в условиях конечной по своим масштабам планеты уже следующие поколения человечества достигнут пределов демографической и экономической экспансии, что приведет систему в целом к неконтролируемому кризису и краху. Пока еще можно, отмечается в докладе, избежать катастрофы, приняв меры по ограничению и регулированию роста и переориентации его целей. Однако чем дальше, тем болезненнее будут эти изменения и тем меньше будет оставаться шансов на конечный успех.

     Основные выводы этого доклада:

     1. Если современные тенденции роста  численности населения, индустриализации, загрязнения природной среды,  производства продовольствия и  истощения ресурсов будут продолжаться, в течение следующего столетия  мир подойдет к пределам роста.  В результате, скорее всего, произойдет неожиданный и неконтролируемый спад численности населения и резко снизится объем производства.

     2. Можно изменить тенденции роста  и прийти к устойчивой в  долгосрочной перспективе экономической  и экологической стабильности. Состояние  глобального равновесия можно  установить на уровне, который  позволяет удовлетворить основные  материальные нужды каждого человека  и дает каждому человеку равные  возможности реализации личного  потенциала.

     Второй  доклад клубу - “Человечество у поворотного пункта” Разработчики доклада, М.Месарович и Э.Пестель (1974), углубили компьютерное моделирование развития мировой экономики, рассмотрев развитие основных регионов планеты. Они пришли к выводу, что при сохранении существующих тенденций серия региональных катастроф произойдет даже раньше, чем полагали Форрестер и Медоуз. Однако «стратегия выживания», по мнению авторов нового доклада, состоит не в достижении «состояния глобального равновесия», как предлагалось в Пределах роста, а в переходе к «органическому росту» – системному взаимозависимому развитию различных частей мировой системы, в результате чего можно достигнуть сбалансированного развития всего человечества. Эта позиция нашла отражение еще в одном докладе Римскому клубу, За пределами роста Э.Пестеля (1988). Важно отметить, что обе модели – и «глобального равновесия», и «органического роста» – предполагали отказ от стихийного саморазвития в пользу сознательного регулирования.

     Первые  доклады Римского клуба вызвали  острую дискуссию как среди обществоведов, так и среди политиков. Экономисты указывали, что НТР ускоряет не только потребление невозобновимых ресурсов и загрязнение окружающей среды, но и освоение новых ресурсов, внедрение ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

     Третий  доклад Римскому клубу называеться Пересмотр международного порядка (1976), подготовленного группой под руководством нидерландского экономиста Я.Тинбергена. Он посвящен рассмотрению проблем в сфере общественных отношений.

Информация о работе Римский клуб: история и современность