Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 12:58, доклад
Родоначальник немецкой классической философии. Заслуга Канта состоит в том, что он отделил вопросы о существовании Бога, души, свободы – вопросы теоретического разума – от вопроса практического разума: что мы должны делать. Он попытался показать, что практический разум, говорящий, в чем наш долг, шире разума теоретического и независим от него. (до него господствовало убеждение, что от ответов на вопросы о существовании Бога, души, свободной воли зависит как наше поведение, так и философское обоснование морального долга).
“Я вынужден был ограничить знание, чтобы освободить место вере”
Кант, так же, разработал теорию права. С одной стороны он разграничил право и этику, т.к. право касается внешней жизни человека, в мораль - внутренней. Мораль имеет дело с намерениями, а право с поступками. Намерения - всегда естественны.
Право возможно
только внутри государства. Это возможно
на условиях всеобщего договора.
Право связано со знаниями, имеющими принудительный
характер. Вся политическая жизнь - это
борьба людей за свободу, но поскольку
человек по натуре зол, он превращает и
превращает свою свободу в произвол. Но,
свобода одного человека не должна противоречить
свободе других людей, следовательно,
в обществе свобода одного человека перекрывается
общей свободой.
В конечном итоге: право должно сообразовываться с нравственными знаниями, т.е. моральными требованиями. Право предстает как совокупность условностей, при которых произвол одного человека подавляется общей волей в соответствии практическим (нравственным) разумом.
Гражданская свобода - это право лица повиноваться только тем законам, на которые оно изъявило согласие.
“Что же такое человек?”
- Существо
познающее
- Существо моральное
Кант прошёл в своем
философском развитии два этапа:
«докритический» и «критический» (Эти
термины определяются работами философа
«Критика чистого разума», 1781; «Критика
практического разума», 1788 г.; «Критика
способности суждения», 1790 г.)
I этап (1747—1755
годы) — Кант разрабатывал проблемы, которые
были поставлены предшествующей философской
мыслью.
разработал космогоническую гипотезу
происхождения Солнечной системы из гигантской
первоначальной газовой туманности («Всеобщая
естественная история и теория неба», 1755
г.)
выдвинул идею распределения животных
по порядку их возможного происхождения;
выдвинул идею естественного происхождения
человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов на нашей
планете.
II этап (начинается
с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами
гносеологии и в особенности процессом
познания, размышляет над метафизическими,
то есть общефилософскими проблемами
бытия, познания, человека, нравственности,
государства и права, эстетик.
Главным философским произведением Канта
является «Критика чистого разума». Исходной
проблемой для Канта является вопрос «Как
возможно чистое знание?». Прежде всего,
это касается возможности чистой математики
и чистого естествознания («чистый» означает
«неэмпирический», то есть такой, к которому
не примешивается ощущение). Указанный
вопрос Кант формулировал в терминах различения
аналитических и синтетических суждений
— «Как возможны синтетические суждения
априори?» Под «синтетическими» суждениями
Кант понимал суждения с приращением содержания,
по сравнению с содержанием входящих в
суждение понятий, которые отличал от
аналитических суждений, раскрывающих
смысл самих понятий. Термин «априори»
означает «вне опыта», в противоположность
термину «апостериори» — «из опыта».
Бог — «абсолютно необходимая сущность».
Искренне верить в Бога — значит быть
добрым и вообще истинно нравственным.
В философии Канта нравственное соединено
с идеей божественного. Церковь, исходя
из идеала веры, есть всеобщее и необходимое
нравственное соединение всех людей и
представляет собою царство Божие на земле.
Стремление же к господству нравственного
миропорядка в земной и чувственной жизни,
есть высшее благо.
Мнимая мораль — та, которая основана
на принципах полезности, приятности,
инстинкте, внешнем авторитете и различного
рода чувствах.
О наличии у человека истинных моральных
чувств, нравственных чувств или достоинств
можно судить по тому, как человек свои
частные интересы или все благополучие
жизни подчиняет моральному долгу — требованиям
совести.
Этика И .Канта: Этика Канта - это оригинальная,
терминологически разработанная теория,
имеющая глубокие корни в западной философской
традиции. Центральная проблема этики
Канта, как и Сократа, а также стоиков -
проблема свободы.
Хотя корни его этики лежат еще глубже
- в золотом правиле нравственности.
Главное открытие Канта - что в морали
человек выступает собственным (и одновременно
всеобщим) законодателем.
"Основы метафизики нравственности"
(1785) имели цель разработать чистую моральную
философию, основанную на априорных идеях
- идее долга, нравственного закона, идее
человеческого достоинства. Представление
о долге, по мнению Канта, не выводится
из опыта, который фиксирует испорченность
человеческой природы. "Не нужно быть
врагом добродетели, чтобы сомневаться
есть ли в мире добродетель". Моральные
законы берут свое начало в чистом разуме,
на этом основывается их всеобщность и
необходимость. Чистый разум - это очищенное
от всего эмпирического мышление, исходящее
из логических идей.
Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума».
Этика Канта основана на принципе «как
если бы» Бога и свободу невозможно доказать,
но надо жить как если бы они были. Практический
разум — это совесть, руководящая нашими
поступками посредством максим (ситуативные
мотивы) и императивов (общезначимые правила).
Императивы бывают двух видов: категорические
и гипотетические. Категорический императив
требует соблюдения долга. Гипотетический
императив требует, чтобы наши действия
были полезны. Существует две формулировки
категорического императива:
«Поступай всегда так, чтобы максима (принцип)
твоего поведения могла стать всеобщим
законом (поступай так, как ты бы мог пожелать,
чтобы поступали все)»;
«Относись к человечеству в своем лице
(так же, как и в лице всякого другого) всегда
только как к цели и никогда — как к средству».
"Критика
практического разума" (1788) - еще
одна попытка доказать, что чистый практический
разум существует. Чистый разум дает людям
моральный закон, который имеет форму
императива, то есть чистый разум принуждает
человека к поступкам. Автономия чистого
разума и есть свобода. Нравственный закон,
выведенный из чистого разума, является
безусловным, автономным, всеобщим и священным.
Важнейшее
понятие этики Канта - идея человеческого
достоинства. "Не поддерживает ли честного
человека в огромном несчастье, которого
он мог бы избежать, если бы мог пренебречь
своим долгом, сознание того, что в своем
лице он сохранил достоинство человечества
и оказал ему честь и что у него нет основания
стыдиться себя и бояться внутреннего
взора самоиспытания?... Человек живет
и не хочет в собственных глазах стать
недостойным жизни. Это внутреннее успокоение
удерживает человека от опасности потерять
собственное достоинство"... "Оно
- результат уважения не к жизни, а к чему-то
совершенно другому, в сравнении с чем
жизнь со всеми ее удовольствиями не имеет
никакого значения".