Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:44, реферат
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки.
Введение
1. История Древней Греции
2. Философские взгляды древних эллинов
3. Проблема Рока и Судьбы в мировоззрении древнего эллина
Вывод
Список литературы
Московский городской университет управления
Правительства Москвы
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Специальность «Социально-культурный сервис и туризм»
Форма обучения очная
Реферат
по учебной дисциплине
«Философия»
на тему: «Роль сферы услуг в современной рыночной экономике»
Группа / курс
Студент(ка) Баканова Т.А.
Содержание :
Введение
1. История Древней Греции
2. Философские взгляды древних эллинов
3. Проблема Рока и Судьбы в мировоззрении древнего эллина
Вывод
Список литературы
Введение
Философия Древней Греции – величайший расцвет человеческого гения. Древним грекам принадлежит приоритет создания философии как науки о всеобщих законах развития природы, общества и мышления; как системы идей исследующей познавательное, ценностное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Такие философы как Сократ, Аристотель и Платон являются родоначальниками философии как таковой. Возникнув в Древней Греции, философия сформировала метод, который мог использоваться практически во всех сферах жизни.
Греческая философия не может быть понята без эстетики — теории красоты и гармонии. Древнегреческая эстетика была частью нерасчлененного знания. Зачатки многих наук еще не отпочковались в самостоятельные отрасли от единого древа человеческого познания. В отличие от древних египтян, развивающих науки в практическом аспекте, древние греки отдавали предпочтение теории. Философия и философские подходы к решению любой научной проблемы лежат в основе древнегреческой науки.
Цель настоящей работы – выявить главные особенности мировоззрения древних эллинов, его основные тенденции, общие закономерности и формы их проявления в религиозной, религиозно-философской и философской областях духовной жизни древнегреческих обществ.
1. История Древней Греции
Древняя Эллада (греч. Hellas) - греческое наименование Греции, эллины - самоназвание греков. Согласно "Илиаде" Гомера, Элладой называли область на северо-востоке Греции, каким образом северо-греческое наименование стало всеобщим, неизвестно. Этнический состав Греции в III тысячилетии до н. э. пестр: пеласги, лелеги и другие, которых оттеснили и ассимилировали протогреческие племена ахейцы, ионийцы. Первые государства ахейцев (Кнос, Фест, Микены, Тиринф, Пилос и др.) образовались в начале II тысячилетия, в эпоху бронзы. Вторжение дорийцев (ок. 1200 г. до н. э.) повлекло распад государств и оживление родовых отношений.
[1]Долина Нила и долина Двуречья были двумя первыми очагами цивилизации, местом где началась история человечества. В то время как остальной мир еще жил тихой жизнью Золотого Века, здесь уже шумели многолюдные города, и цари восходили на зиккураты, чтобы встать рядом с богами. На востоке и на западе, между тем, продолжалось медленное расселение земледельцев, и крестьяне с мотыгами шли к дальним холмам, чтобы вспахать новое поле. В VI тысячелетии земледельцы пришли на Балканы; это был гористый полуостров, далеко выдающийся в море. Маленькие речные долины выходили к изрезанному бухтами побережью, а в море виднелись разбросанные то здесь, то там зеленые острова. Эта страна побережий и скал называлась Элладой, Грецией, а её население - эллинами.
Гряда островов соединяла Азию и Европу: когда появились многовёсельные лодки, острова стали дорогой для переселенцев из цивилизованных стран и на крупнейшем из них, Крите, тоже выросли города, дворцы и храмы. Одним из таких дворцов-храмов был знаменитый Лабиринт, дворец могущественного царя Миноса. По преданию, Минос требовал, чтобы жители полуострова приносили ему ежегодную дань: семь юношей и семь девушек, которых пожирало жившее в Лабиринте чудовище Минотавр. Минотавр имел туловище человека и голову быка - на Крите действительно поклонялись быку, и, вероятно, царь-жрец приносил жертвы, одев маску с головой быка. Среди семи предназначенных в жертву юношей оказался красавец Тесей, в которого влюбилась дочь Миноса Ариадна; она дала своему возлюбленному меч, чтобы убить чудовище, и клубок ниток, чтобы не потерять дорогу среди запутанных коридоров Лабиринта.
В середине II тысячелетия дворцы, города и храмы Крита были разрушены нахлынувшей на балканский мир Волной из Великой Степи. Завоеватели-ахейцы обратили в рабов уцелевших туземцев и обосновались на юге полуострова, в Микенах. Подобно хеттской Хаттусе Микены были городом-лагерем, откуда ежегодно уходили в походы сотни колесниц. Руками тысяч пригнанных из походов пленных были возведены могучие стены микенской крепости и похожие на средневековые замки дворцы ахейских царей. У покорённых критян ахейцы заимствовали царскую власть, храмовое хозяйство и письменность. Когда полуостров был полностью покорен, завоеватели пересели с колесниц на корабли и стали совершать набеги на берега Средиземноморья.
По преданию, первый большой корабль с парусом и 50 веслами построил мастер Apr, и он назывался «Арго». 50 героев-"аргонавтов" во главе с Ясоном отправились на этом корабле к берегам теперешней Грузии за «Золотым руном» - золотой шкурой волшебного барана. Им пришлось преодолеть бури и узкие проливы среди скал, которые сходились и расступались на пути мореплавателей - это была первая морская эпопея, первый дошедший до нас рассказ о приключениях древних мореплавателей. Одним из аргонавтов был Геракл - знаменитый герой, кумир ахейских воинов, прославившийся своими двенадцатью подвигами. Это было время, когда легенды воспевали богатырей, воинов, охотников и искателей приключений. Геракл сражался во главе войска, в одиночку убил могучего льва и страшного вепря, поймал волшебную лань, взял в плен царицу амазонок, победил кентавров, укротил критского быка и убил змею-гидру. Змея и бык - это были боги-тотемы племен, с которыми сражались ахейцы, кентавры - первые всадники, дружины которых время от времени прорывались из Великой Степи, а амазонки - дочери кентавров, ходившие в набеги вместе со своими отцами.
По легенде, Геракл был сыном Зевса, бога-громовержца, разъезжавшего по небу в огненной колеснице. Боги ахейцев были близки миру людей: это были родоначальники знатных родов, герои давних битв, со временем переселившиеся в обитель богов на священной горе Олимпе. Здесь они жили так же, как когда-то на земле - пировали, сражались, любили, рожали детей. Один из братьев Зевса, Посейдон, был владыкой морей, другой, Аид - хозяином подземного царства. Сын Зевса Аполлон был богом света и покровителем искусств; его дочь Артемида - богиней охоты.
Гермес заведовал торговлей, Гефест был покровителем кузнецов; Олимп населяло множество богов и богинь, и некоторые из них имели восточные черты. Прекрасная богиня любви Афродита, по легенде, родилась из морской пены у берегов острова Кипр и очень напоминала финикийскую Астарту; так же, как Астарта, она любила юного бога растительности Адониса (Таммуза), умиравшего зимой и воскресавшего весной.
По преданию, Афродита была женой бога войны Ареса: в те времена красота была добычей и наградой на поле боя. Великий поэт Гомер оставил поэму о войне, вспыхнувшей из-за прекрасной Елены, жены одного из ахейских вождей, похищенной сыном троянского царя, Парисом. Царь Микен Агамемнон, собрав сотни кораблей и десятки тысяч воинов, десять лет осаждал Трою, большой город на побережье Малой Азии. Тысячи стихов «Илиады» посвящены описанию бесчисленных кровавых битв и воинских подвигов. В конце концов, ахейцы овладели городом, перебили мужчин и поделили между собой пленных женщин. Троя была разграблена и сожжена - так же, как и многие другие города, ставшие добычей завоевателей. Судьба была неблагосклонна и к победителям - на обратном пути их флот попал в бурю, и немногие уцелевшие корабли унесло к неведомым берегам. Один из ахейских вождей, Одиссей, десять лет странствовал по морям прежде, чем добрался до родины; он побывал на острове людоедов, в опасном проливе между скалами Сциллой и Харибдой, был в плену у одноглазых великанов-циклопов и претерпел много сказочных приключений - обо всем этом рассказывает Гомер в «Одиссее».
«Илиада» и «Одиссея» оставили для нас картину далекого мира II тысячелетия до нашей эры - мира, в котором зло соседствовало с добром, богатство - с нищетой и любовь - с ненавистью, но зла и ненависти было больше, чем любви и добра. В те времена было принято выкалывать глаза рабам, игравшим на лире для ублажения своих господ, - и Гомер был тоже слепым. Слепые музыканты сочиняли песни, прославлявшие благородных героев; со временем полузабытые песни превращались в легенды, и покрытая дымкой времени история приобретала фантастические очертания: «Из древка копья создал Зевс людей - страшных и могучих. Возлюбили люди Медного Века гордость и войну, обильную стонами... Зевс дал им громадный рост и неукротимую силу. Неукротимо, мужественно было их сердце и неодолимы руки. Оружие их было выковано из меди, из меди были их дома, медными орудиями работали они. Не знали еще в те времена тёмного железа. Своими собственными руками уничтожали друг друга люди Медного Века».
[2]IV век до н. э. оказался для древнегреческой философии временем ее высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем школы стали центрами не только античной философии, но и античной науки: математики, физики, астрономии, биологии, широкого круга наук гуманитарного цикла.
Вместе с тем в развитии философии после Аристотеля выступают черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей философией. Глубокие изменения происходят в понимании задач и целей самой философии, в понимании средств, с помощью которых эти задачи выполняются. Изменяется социальный и этнический состав самих деятелей философии. В разработку вопросов философии включаются представители народов, не принимавших ранее сколько-нибудь заметного участия в процессе развития философии. Эти новые деятели — уроженцы и выходцы Востока и возникших на Востоке новых научных и философских центров.
Значительные изменения произошли также в культурном сознании афинского общества. Уже со времен македонской экспансии Филиппа и Александра в Афинах образовалась влиятельная партия сторонников македонской интервенции, которая, как надеялись афинские сторонники и друзья Македонии, одна может положить предел политическим притязаниям демократии, обеспечить богатым безопасность их имущества и накоплений. Интеллектуальная верхушка имущих классов в большинстве становится на сторону врагов демократии и ее политической активности.
Возлагавшие надежду на военную диктатуру Македонии, публицисты и идеологи греческих зажиточных классов проповедуют аполитизм, уклонение от политической жизни и деятельности, тщетность всех попыток внести посредством политической борьбы и политической активности желанную прочность, устойчивость, безопасность и порядок в полную бурных противоречий общественно-политическую жизнь. Падает не только накал политической борьбы, но и самый интерес к политической жизни. Круг интересов образованной части греческого общества сужается, замыкается вопросами частной жизни и частной морали. Одновременно ослабевает и напряжение теоретической мысли, притупляется теоретический интерес, падает доверие к познавательной силе человеческого разума. Вместо универсальных задач мировоззрения, обнимающих все области знания, все запросы философии и науки, возникает стремление свести научные вопросы только к тому, что достаточно для обоснования правильного, т. е. способного обеспечить счастье, личного поведения. Никогда ранее не наблюдавшееся в такой резкой форме разочарование во всех видах и формах общественно-политической борьбы ведет к тому, что само «счастье» понимается уже не как сумма положительных благ, а как нечто чисто отрицательное, как «невозмутимость», как отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида.
Разумеется, эта проповедь пассивного существования, ухода от политической борьбы в тихую, ничем не возмутимую заводь частной жизни ни в какой мере не означала действительного прекращения классовой политической борьбы, действительного выключения индивида из общества, к которому он принадлежал и в котором действовал. «Аполитизм», который проповедовали идеологи и философы в греческом обществе IV — III вв. до н. э., означал только то, что, утратив надежду собственными руками и собственными усилиями устроить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь, они предоставляли возможность вести активную деятельность и играть руководящую роль македонским завоевателям, а впоследствии их преемникам, которые, как казалось, лучше их самих разрешат исторически сложившиеся противоречия жизни и обеспечат интересы главенствующих слоев общества.
В то же время замечательный расцвет философских и специальных научных исследований, характерный для деятельности Аристотеля и его школы, не мог просто оборваться. Философия сузилась в объеме своих задач, ограничилась сферой личной этики, но и с этим ограничением и в новой обстановке продолжала вести свои исследования. Наука стала более специальной, менее философской; ее горизонты и исследования становятся более эмпирическими, приуроченными к практическим запросам жизни. Такие отрасли знания, как медицина, направляются не столько на разработку общих оснований биологии и натурфилософии, сколько на служение практическим нуждам врачевания и т. д.
В III в. до н. э. в античном рабовладельческом обществе повсеместно разразился длительный кризис — экономический, социальный, политический. Этот кризис привел к возникновению и развитию философских течений и школ, представлявших отражение процесса, начавшегося в философской и научной мысли.
[3]Философией эллинистического мира был стоицизм, прочие школы имели второстепенное значение. При самом общем обзоре этих трех столетий мы замечаем, что школа Аристотеля теряет все свое значение, школа Платона в течение полутора столетий в качестве скептической занимается исключительно борьбой со стоической доктриной. В школе Эпикура не произошло каких-либо изменений, но она пользуется сочувствием только незначительного меньшинства. Но Stoa, которая тем временем взяла под свою защиту и народную астральную религию, и многие виды суеверия, в конце концов, победила скептицизм на практике, если не в теории, и вобрала в себя достаточно элементов обновленного платонизма, чтобы создать тот видоизмененный стоицизм, или аклектизм, который характеризовал Римскую Империю.
В течение всего периода эллинизма центром философии были Афины, хотя позже два великих стоика жили в Родосе. Вскоре после 317 г. до н.э. Деметрий Фалерский пожаловал преемнику Аристотеля, чужеземцу Теофрасту, право владеть землей и преобразовать школу Аристотеля (перипатетиков) в юридически оформленную ассоциацию, наподобие академии Платона. В 306 г. до н.э. приехал из Лампсака афинянин Эпикур и основал школу в своем саду. Зенон появился в Афинах после 317 г. до н.э. и начал свои чтения в «Стоа Пойкиле» (т.е. в «Узорном Портике») в 302 г. до н.э. Таким образом в начале 3 в. до н.э. бок о бок работали четыре школы, похожие на высшие учебные заведения. После 317 г. до н.э. школа Аристотеля недолгое время была наиболее сильной: ей покровительствовал Кассандр. Теофраст был вдохновитель законов Деметрия Фалерского, и сам Деметрий после своего падения помог Птолемею основать музей. Теофраст был человеком разносторонним и очень ученым: но после смерти его преемника школа прекратила характерные для ее основателя чисто теоретические изыскания, и в середине III в. до н.э. ее заслуги были уже в прошлом. Она принесла много пользы науке и много вреда истории и в дальнейшем не дала более миру ничего, кроме некоторого вклада в школу аклектизма. Подобно самому Аристотелю, она была как бы чужой в Афинах и обычно антипатичной Антигонидам. Школа Платона не могла умереть ведь она была всецело афинской, но и она прекратила научные изыскания, и когда Аркесилай вновь оживил ее, она была построена на принципах которые возможно восходили к Сократу, но имели мало общего с Платоном.
Информация о работе Рок и судьба в мировоззрении древних Эллинов