Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:43, реферат
Известно, что ни одно из произведений великого казахского поэта Абая Кунанбаева не увидело свет при его жизни. Лишь через пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов. А прозаические произведения, представляющие сугубо специфический жанр литературы - так называемые “Гаклия” (Слова-назидания) или “Қара сөздері” (слова в прозе), были опубликованы лишь в советское время. Но, тем не менее, произведения Абая, как поэтические, так и прозаические, получили на родине поэта широкое распространение в рукописном виде.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. аль-ФАРАБИ
Факультет: география и природопользование
Кафедра: рекреационная география и туризм
Дисциплина: философия
Реферат
Тема: Роль Абая в развитии духовной культуры на примере “Слов Назидания”.
г. Алматы, 2012
Известно, что ни одно из произведений
великого казахского поэта Абая Кунанбаева
не увидело свет при его жизни. Лишь через
пять лет после смерти поэта, в 1909 году, в Петербурге был издан сборник его стихов.
А прозаические произведения, представляющие
сугубо специфический жанр литературы
- так называемые “Гаклия” (Слова-назидания)
или “Қара сөздері” (слова в прозе), были
опубликованы лишь в советское время. Но, тем не
менее, произведения Абая, как поэтические,
так и прозаические, получили на родине
поэта широкое распространение в рукописном виде. Стихи перепис
Какое место занимают “Гаклия” или “Қара
сөздері” в творчестве Абая Кунанбаева? Мухтар Ауэзов, крупный исследователь
творчества Абая, писал: “Трудно назвать
жанр, к которому можно было бы отнести
“Назидания”. Здесь и философско-моралистические,
и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические
высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной,
то глубоко грустной беседы со своим читателем,
эти “Слова” прежде всего, отличаются
исключительно тщательной стилистической
отделанностью”.
Мухтар Ауэзов прекрасно понимал, для
кого и с какой целью написаны Абаем назидания,
эти сорок пять “Слов”, содержащие как
философские раздумья поэта о волнующих
жизненных проблемах, так и беседы-рассуждения,
“адресованные к слушателю собеседнику
в форме устного обращения к нему с глазу
на глаз”. Слушателями поэт считал преимущественно людей
старшего поколения. Он учитывал уровень
их мышления, особенность мировосприятия
и поэтому писал свои беседы-назидания
своеобразным, доступным для них образным
языком, насыщенным афоризмами и народными пословицами.
Очевидцы свидетельствуют, что “Слова”
пользовались у читателей и слушателей
не меньшей популярностью, чем поэтические
произведения, потому что в них Абай в
интересной, оригинальной форме выражал
те же мысли и идеи, те же чувства и настроения,
что и в своих стихах. Вот как он представлял
себе назначение поэта:
Против невежества, против зла
Он обращает свой гнев, скорбя.
Люди слово его пронесут
Близким и дальним - из края в край.
Суд справедливости, разума суд,
Ты рассуди и ты покарай!
Мухтар Ауэзов справедливо отметил,
что Абай в прозаических обращениях
к слушателю-собеседнику “становится
гневным судьей или печальником народа,
и в таких случаях его “Слова” превращаются
в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной
тьмы”. Как “гневный судья” он неустанно
обличал социальные пороки, зло и несправедливость
в обществе, а как “печальник народа” горько сетовал
на отсталость и невежество, на раздоры,
которые, по убеждению поэта, обрекали
народ на униженное положение. Обличая
и осуждая в своем творчестве все, что
вредит народу, что мешает прогрессу и
просвещению, Абай верил в силу воздействия
своего слова. Но действительность не
оставляла надежд, принося поэту одни
разочарования. Философско-поэтические
слова Абая были своеобразной формой борьбы
за просветительский общественный идеал.
Девяностые годы XIX века, когда были написаны
“Гаклии”, являются самым плодотворным
периодом всего творчества уже пожилого
поэта. В первом слове “Гаклии” поэт написал:
“Прожита жизнь - спорил я, боролся, судился, имея одни
хлопоты, и в них обессилел, устал и убедился
в бесцельности всего сделанного”. И вот
оказалось, что все, что было, - было только
унижением человека, и поэт вопрошает
себя: может быть, “править мне народом”,
“умножать ли мне знания”, “заняться
исполнением обрядов религии”, “заняться воспитанием детей”?
И находит все это уже невозможным и нереальным
для себя. “Наконец решил, - пишет он, -
бумага и чернила станут отныне моим утешением.
Буду записывать свои мысли. Если кто найдет
в них нужное для себя слово, пусть перепишет
или запомнит. Окажутся ненужными мои слова людям – останутся
при мне. И нет у меня теперь иных забот».
Прошло девять лет, прежде
чем Абай написал все сорок
пять “Слов” - бесед и высказал в
них свои сокровенные думы, чаяния и скорбные жалобы
на равнодушных к голосу поэта современников. Обращаясь к
содержанию прозаических “Слов” Абая,
нетрудно установить их идейно-тематическое
сходство с большим циклом стихов поэта
этих лет. Справедливости ради нужно отметить,
что критическое начало в поэтических
произведениях гораздо острее, чем в прозаических
“Гаклиях”. Некоторая смягчённость тона
бичевания пороков в “Гаклиях”, видимо,
объясняется тем, что Абай свои беседы
адресовал людям старшего поколения и
тем, кого поэт, очевидно, считал своими
ближайшими единомышленниками или последователями.
Вероятно, поэтому Абай делился с ними
своими мыслями, в то время как в поэзии он разоблачал
носителей зла.
Абай во многих своих прозаических назиданиях
как бы расшифровывает те глубокие философские
мысли, которые скульптурно вылеплены сложными
поэтическими образами в его стихах.
По объему и характеру “Слова” Абая не одинаковы,
не однородны. Несколько выделяется “Двадцать
седьмое слово”, которое написано в форме диалога Сократа со своим учеником Аристодемом
на тему о том, какими высокими качествами
наделил человека бог и каким “вечным
должником” бога является человек за то, что он “удостоен его
любви”. Несколько особняком также стоит
“Тридцать седьмое слово”. Оно состоит
из двадцати трех афоризмов, не имеющих прямой
связи с основной тематикой бесед.
Если условно выделить эти два “Слова”,
которые как по объему и тематике, так
и по стилю отличаются от других, то остальные
“Слова” можно сгруппировать вокруг
нескольких основных тем. Первая - это
“Слова” об общественном строе и административном
управлении. К этой группе можно отнести
третье, восьмое, двадцать второе, тридцать
девятое, сорок первое, сорок второе “Слова”.
В них затрагиваются и другие темы. Но
основными все же являются рассуждения,
связанные с формой правления в степи. Как известно, во второй
половине XIX века, когда жил и творил Абай,
в казахских степях всюду был установлен
институт волостных правителей, избираемых
на три года. Как и в поэзии, Абай во многих
местах своих бесед-рассуждений, особенно
в перечисленных “Словах”, с презрением
говорит о волостных правителях и биях,
сидящих на шее народа. “Кто же примет
мудрый совет? Кто послушает наставления?
Ни волостной старшина, ни бий меня не
услышат... У них в голове своя забота: не
оказаться виноватым перед начальством,
не пропустить в аул разных смутьянов”.
“Уважать ли мне волостного старшину
и бия? - пишет он в “Двадцать втором слове”.
- Но нет биев и старшин справедливых. А
биям и старшинам, купившим свои места,
нет основания требовать к себе уважения”.
Абай не только не склонял голову перед
“власть имущими”, но и всячески разоблачал
их злодеяния и мошеннические проделки,
сеявшие ложь, обман и сплетни, разжигавшие ссоры
и дрязги, развивавшие взяточничество, воровство,
подкуп и подхалимство.
Следующая тематическая группа прозаическ
Образованию, знанию и науке Абай придавал
первостепенное значение. Он укоряет тех
родителей, которые, имея возможность
учить детей, не учат их или учат не так
и не тому, попусту растрачивая свое богатство.
“Но я не встречал еще человека, который, подлостью
разбогатев, нашел бы потом достойное
применение своему состоянию”. Такая
резкая социально-изобличительная критика
заканчивается следующим: “Без науки “нет блага ни на том, ни на
этом свете”. Воспитание в детях хороших
человеческих качеств также связывается
Абаем с образованием и наукой. Примечательно, что
последнее “Сорок пятое слово” заканчивается
словами: “Тот, у кого больше знаний, любви,
справедливости, - тот мудрец, тот ученый,
тот и обладает миром”.
Мысли об обучении детей, о воспитании
в них лучших человеческих качеств постоянно
занимают Абая-наставника. Они разбросаны
почти во всех его “Словах”. Именно на
них возлагает Абай свои надежды, думая
о судьбе своего народа. “Надо создать
школы, - писал он в “Сорок первом слове”,-надо,
чтобы население дало средства на эти
школы, надо, чтобы учились все, даже девушки.
И вот тогда, когда молодежь вырастет, а состарившиеся отцы
перестанут вмешиваться в дела и разговоры
молодежи, может быть, тогда казахи исправятся”.
Абай-просветитель свято верил в силу
воспитания и наряду с осуждением все
время наставлял своих слушателей-собеседников
на то, чтобы каждый исправлял свои недостатки
и недостатки своих детей. “Если б в моих
руках была власть, я отрезал бы язык всякому, кто говорит, что человек
неисправим”, - писал он в “Тридцать седьмом
слове”.
В беспощадной критике зла и несправедливости
с целью преодоления всех отрицательных
черт и свойств человеческого характера и доведения Абай видел одну
из своих основных задач.
“Двадцать пятое слово” целиком посвящено
размышлению о значении русской культуры
и русской науки для просвещения казахского
народа. “Главное - научиться русской
науке. Наука, знание, достаток, искусство - все это у русских. Для того чтобы избежать пороков
и достичь добра, необходимо знать русский язык и русскую культуру”. Трудно
переоценить значение этой программы
для просвещения казахского народа, для
его исторически сложившейся дружбы с
великим русским народом и приобщения
к его культуре. Абай призывает казахов
изучать русский язык, русскую науку и
культуру для того, чтобы принести пользу
родному народу. А в “Двадцать пятом слове”
мы читаем прямой призыв Абая-педагога
к родителям: “Не торопись женить сына,
обучай его русской науке, хотя бы пришлось
тебе для этого заполнить все свое имущество”.
Многое в высказываниях Абая напоминает
взгляды представителей русской демократической
мысли.
Об этом Абай особенно страстно пишет
в сорок втором, сорок третьем “Словах”.
“Пристрастие казаха к дурному объясняется
бездельем. Если бы он занимался хлебопашеством
или торговлей, у него не оставалось бы
и мало-мальски свободного времени на
глупости”. Далее автор рисует картину
и плоды этого безделья. Он считает, что
именно “безделье превратило казаха в
бродягу. Выпросив у кого-нибудь на время
лошаденку, он скитается из одного аула
в другой, чтобы жить на то, что получено
даром, или собирает сплетни, стараясь
вовлечь людей в интриги н рассорить их,
или же сам вместе с подобным себе строит
другим козни. Честный труженик посчитал
бы такую жизнь “собачьей”. Отсюда и страстный
призыв Абая к честному труду, к ведению
хозяйства, к овладению ремеслом, к занятию земледелием, скотоводс
Философски осмысляется Абаем высокая
роль и значение труда в жизни и историческом
развитии человечества. Причину прогресса,
успехов и достижений в области экономики
и культуры он видит в честном труде на
благо человека, народа и родины. “Ум и
знания-плоды труда”,-пишет он в “Сорок
третьем слове”. Абай решительно осуждал
строй насилия, эксплуатации, родовые
междоусобицы, боролся с культурной отсталостью, звал народ к просвещению.
Своим творчеством Абай содействовал
пробуждению и развитию национального
самосознания казахского народа. Тяготеющий
к русским революционным демократ
Не будучи атеистом, Абай призывал людей
к моральному самоусовершенствованию,
боролся за улучшение нравов. Но Абай не
был и религиозным догматиком, в религии
он искал ответы на морально-этические
вопросы и, естественно, не мог их найти.
Одной из пяти главных тем прозаических
назиданий и наставлений Абая являются
вопросы, связанные с религией. Будучи идеалистом
по своим философским воззрениям, Абай
в своих нравоучениях “иногда ссылается
на моралистические догмы ислама. При
этом апологетику ислама он истолковывает
в духе идеалистической морали” (М. Ауэзов).
Но его отношение к служителям ислама - муллам, хазретам, ишанам и т.
д. всегда сугубо критическое, саркастическое.
Различая эксплуататорскую верхушку своего
народа и бедноту, Абай все острие критики направляет на тех, кто сидит
на шее народа. О бедном трудовом народе
он постоянно пишет с сочувствием и любовью. Характерно его собственное признание:
“А если бы не любил, то не разговаривал,
бы с сородичами, не советовался, не доверял
бы им свои сокровенные мысли”. В то же
время он выступал за искреннюю дружбу
с другими народами, за то, чтобы родной
народ учился у передовых “великой цели”,
“общей правде”. С позиций интернационализма
и гуманизма Абай писал: “Если человек,
не отделяющий себя от народа, желает дружбы
своего народа с другими, то уже одно это
говорит о нем, как о сознательном и честном
человеке”.
Таким образом, в заключении,
можно сказать, что, беспощадно бичуя невежество,
духовную нищету вершителей судеб народа,
критикуя тех, кто сидит на шее народа,
Абай в то же время впервые в истории казахской
общественной мысли сказал свое новое
слово, наполненное гуманистическими
идеями, высказал свое отношение к семье,
к родительскому долгу в воспитании детей,
воспел женщину-мать как опору семьи, показал
ее мудрость и стойкость в дружбе и любви.
Абай опирался на многовековую мудрость
народа, подхватывая идеи стихов, поэтому
по праву можно говорить о том , что
в раскрытии духовного мира человека он
выступал первопроходцем.
Информация о работе Роль Абая в развитии духовной культуры на примере “Слов Назидания”