Роль бизнеса в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 20:37, доклад

Описание

В начале XX века некоторые руководители бизнеса выражали уверенность в том, что корпорации обязаны использовать СБОИ ресурсы таким образом, чтобы общество оказывалось в выигрыше . Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера.

Работа состоит из  1 файл

РОЛЬ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ.docx

— 20.39 Кб (Скачать документ)

РОЛЬ БИЗНЕСА В ОБЩЕСТВЕ

 

В начале XX века некоторые  руководители бизнеса выражали уверенность  в том, что корпорации обязаны  использовать СБОИ ресурсы таким  образом, чтобы общество оказывалось  в выигрыше . Занимавшийся производством стали Эндрю Карнеги, к примеру, вложил 350 млн. долл. в социальные программы и построил более 2000 публичных библиотек. Джон Д. Рокфеллер пожертвовал 550 млн. долл. и основал фонд Рокфеллера. Доктрина капиталистической благотворительности, согласно которой прибыльные организации должны жертвовать часть своих средств во благо общества, была рассмотрена Карнеги в работе «Евангелие процветания», опубликованной в 1900 г. .

Первые акции такою  рода заложили основы подхода, который  до сих пор является объектом споров. Еще одним сторонником рассматриваемой  концепции стал Роберт Э. Вуд, глава  фирмы «Сире». В годовом отчете за 1936 г. Вуд упомянул «те широкие социальные обязательства, которые невозможно выразить математически, но можно считать тем не менее имеющими первостепенное значение* . Вуд имел в виду сильное косвенное влияние общества на организацию, функционирующую в данном обществе. Он утверждал далее, что нелегко измерить количественно или интерпретировать экономически затраты — выгоды для общества, вызываемые социальной ответственностью бизнеса. Среди руководителей деловых предприятий Вуд одним из первых признал «многослойкость широкой публики» (выделив, например, потребителей, местные общины, держателей акций и работников), обслуживаемой фирмой. Он был также защитником подхода к.решению социальных проблем не столько с государственных, сколько с менеджерских позиций.

Взгляды Вуда и других его  сторонников в дальнейшем не получили особой поддержки. Чтобы понять, почему эти люди не оказали заметного  влияния на позиции и практику бизнеса в то время, нужно вспомнить, что это был за период. Во время  Великой Депрессии 30-х гг. главной  заботой американских предприятий  было элементарное выживание. Важнейшими и решающими для этого были экономические факторы. В это  время почти все американцы и  не ждали от бизнеса ничего иного, кроме прибыли и рабочих мест. Вы можете припомнить, что в гл. 2 при рассмотрении различных школ управления мы подчеркнули, что ни одна из традиционных школ не акцентирует  внимания на взаимосвязи организации  с внешней средой.

Согласно мнению профессора Ли Престона, концепции социальной роли бизнеса начали постепенно изменяться в 50-х гг. . Отчасти это было обусловлено развитием сотрудничества между бизнесом и правительством во время второй мировой и последовавшей за нею в 50-е гг. «холодной войной». В этот период был создан Комитет по экономическому развитию, в который вошли наиболее видные представители делового мира. Хотя цель комитета заключалась в консультировании правительства по экономическим и коммерческим вопросам, значение комитета оказалось существеннее, поскольку таким путем расширялось участие делового мира в решении проблем социальной и государственной политики.

Именно в 50-х гг. появился первый основательный труд на темы социальной ответственности. В книге  «Социальная ответственность бизнесмена»  Хоуард Р. Боуэн рассмотрел, как концепция социальной ответственности может быть распространена на бизнес, а осознание более широких социальных целей при принятии деловых решений может приносить социальные и экономические выгоды обществу .

Споры о роли бизнеса в  обществе подстегнули события 60-х  и 70-х гг. В отношении 60-х гг. Джекоби указывает, что в общественном мнении появилась оппозиция миру бизнеса . В разных сферах общества проявился активный интерес к таким вопросам, как гражданские права, война во Вьетнаме, равноправие женщин, загрязнение среды отходами промышленности и состояние среды обитания в целом, а также консьюме-ризм—движение потребителей. В 70-е и 80-е гг. на первый план вышли разоружение, атомная энергетика, избавление от голода стран третьего мира, защита флоры и фауны и торгово-экономические отношения с ЮАР.

Противоположные по своему характеру выводы из того, что следует  понимать под концепцией социальной ответственности, порождены спорами  о целях организаций, С одной  стороны, есть люди, рассматривающие организацию как экономическую целостность, обязанную заботиться только об эффективности использования своих ресурсов. Поступая таким образом, организация выполняет экономическую функцию производства продукции и услуг, необходимых для общества со свободной рыночной экономикой, обеспечивая одновременно работу для граждан и максимальные прибыли и вознаграждения для акционеров.

 

Согласно этой точке зрения, активно поддерживаемой лауреатом  Нобелевской премии Мнлтоном Фридменом, истинная роль бизнеса состоит «в использовании его энергии и ресурсов в деятельности, направленной на увеличение прибыли при условии, что он придерживается правил игры... (и) участвует в открытой конкурентной борьбе, не прибегая к мошенничеству и обману»

 

Прямое социалыюе действие

С другой стороны, есть мнение, согласно которому организация —  это нечто большее, чем экономическая  целостность. Согласно этой точке зрения современная организация является сложной частью окружения, включающего  множество составляющие, от которых  зависит самое существование  организации. К таким составляющим, иногда называемым посредниками (между  организацией и обществом в целом  — Прим. научн. ред.), относятся местные общины, потребители, поставщики, средства информации, группы общественного давления, союзы или объединения, а также работники и держатели акций. Эта многослойная общественная среда может сильно влиять на достижение организацией се целей, поэтому организации приходится уравновешивать чисто экономические цели с экономическими и социальными интересами этих составляющих среды.

Согласно этой точке зрения, организации несут ответственность  перед обществом, в котором функционируют, помимо и сверх обеспечения эффективности, занятости, прибыли и ненарушения закона. Организации должны поэтому направлять часть своих ресурсов и усилий по социальным каналам. Организации обязана жертвовать на благо и совершенствование общества. Более того, в обществе сложились определенные представления о том, как должна вести себя организация, чтобы считаться добропорядочным корпоративным членом обслуживаемых сообществ. Формирующаяся на этой основе точка зрения, в значительной мере определяемая общественными ожиданиями, сводится к тому, что организации должны ответствен но действовать Б таких многочисленных сферах, как защита среды обитания, здравоохранение и безопасность, гражданские права, защита интересов потребителя и т.п. Кит Дэвис указывает, что бизнес обязан быть активно социально ответственным по причине «железного закона ответственности» и утверждает, что «-в долговременной перспективе те, кто не пользуется властью в таком направлении, каковое общество считает ответственным, эту власть потеряет» .

Мы указывали, что социальные ожидания в отношении бизнеса  с годами менялись, а эти изменения, в свою очередь, внесли вклад в  представление общества о роли бизнеса. Здесь важно сделать различие между юридической и социальной ответственностью. Под юридической  ответственностью понимается следование конкретным законам и нормам госрегулирования, определяющим, что может, а чего не должна делать организация. По каждому  вопросу существуют сотни и тысячи законов и нормативов, — к примеру, сколько токсичных веществ может  содержаться в промышленных стоках; как исключить дискриминацию  при найме на работу; каковы минимальные  требования по безопасности продукции; какого типа товары можно продавать  другим странам. Организация, подчиняющаяся  всем этим законам и нормативам, ведет себя юридически ответственным  образом, однако, она не обязательно  будет также считаться и социально  ответственной.


Информация о работе Роль бизнеса в обществе