Роль науки в современном
обществе.
20 век стал веком победившей
научной революции. НТП ускорился
во всех развитых странах. Постепенно
происходило все большее повышение
наукоемкости продукции. Технологии
меняли способы производства. К
середине 20 века фабричный способ
производства стал доминирующим.
Во второй половине 20 века большое
распространение получила автоматизация.
К концу 20 века развились высокие
технологии, продолжился переход
к информационной экономике. Все
это произошло благодаря развитию
науки и техники. Это имело
несколько следствий. Во-первых,
увеличились требования к работникам.
От них стали требоваться большие
знания, а также понимание новых
технологических процессов. Во-вторых,
увеличилась доля работников
умственного труда, научных работников,
то есть людей, работа которых
требует глубоких научных знаний.
В-третьих, вызванный НТП рост
благосостояния и решение многих
насущных проблем общества породили
веру широких масс в способность
науки решать проблемы человечества
и повышать качество жизни.
Эта новая вера нашла свое
отражение во многих областях
культуры и общественной мысли.
Такие достижения как освоение
космоса, создание атомной энергетики,
первые успехи в области робототехники
породили веру в неизбежность
научно-технического и общественного
прогресса, вызвали надежду скорого
решения и таких проблем как
голод, болезни и т. д.
И на сегодняшний
день мы можем сказать, что
наука в современном обществе
играет важную роль во многих
отраслях и сферах жизни людей.
Несомненно, уровень развитости
науки может служить одним
из основных показателей развития
общества, а также это, несомненно,
показатель экономического, культурного,
цивилизованного, образованного,
современного развития государства.
Очень важны функции
науки как социальной силы
в решении глобальных проблем
современности. В качестве примера
здесь можно назвать экологическую
проблематику. Как известно, бурный
научно-технический прогресс составляет
одну из главных причин таких
опасных для общества и человека
явлений, как истощение природных
ресурсов планеты, загрязнение
воздуха, воды, почвы. Следовательно,
наука – один из факторов
тех радикальных и далеко не
безобидных изменений, которые
происходят сегодня в среде
обитания человека. Этого не скрывают
и сами учёные. Научным данным
отводится ведущая роль и в
определении масштабов и параметров
экологических опасностей.
Возрастающая роль
науки в общественной жизни
породила её особый статус
в современной культуре и новые
черты её взаимодействия с
различными слоями общественного
сознания. В этой связи остро
ставится проблема особенностей
научного познания и его соотношения
с другими формами познавательной
деятельности (искусством, обыденным
сознанием и т. д.).
Эта проблема, будучи
философской, по своему характеру,
в то же время имеет большую
практическую значимость. Осмысление
специфики науки является необходимой
предпосылкой внедрения научных
методов в управление культурными
процессами. Оно необходимо и
для построения теории управления
самой наукой в условиях НТР,
поскольку выяснение закономерностей
научного познания требует анализа
его социальной обусловленности
и его взаимодействия с различными
феноменами духовной и материальной
культуры.
В качестве главных
же критериев выделения функций
науки надо взять основные
виды деятельности ученых, их
круг обязанностей и задач,
а также сферы приложения и
потребления научного знания. Ниже
перечислены одни из главных
функций:
1) познавательная функция
задана самой сутью науки, главное
назначение которой - как раз
познание природы, общества и
человека, рационально-теоретическое
постижение мира, открытие его
законов и закономерностей, объяснение
самых различных явлений и
процессов, осуществление прогностической
деятельности, то есть производство
нового научного знания;
2) мировоззренческая функция,
безусловно, тесно связана с первой,
главная цель ее - разработка научного
мировоззрения и научной картины
мира, исследование рационалистических
аспектов отношения человека
к миру, обоснование научного
миропонимания: ученые призваны
разрабатывать мировоззренческие
универсалии и ценностные ориентации,
хотя, конечно, ведущую роль в
этом деле играет философия;
3) производственная, технико-технологическая
функция призвана для внедрения
в производство нововведений
инноваций, новых технологий, форм
организации и др. Исследователи
говорят и пишут о превращении
науки в непосредственную производительную
силу общества, о науке как
особом "цехе" производства, отнесении
ученых к производительным работникам,
а все это как раз и характеризует
данную функцию науки;
4) культурная, образовательная
функция заключается главным
образом в том, что наука
является феноменом культуры, заметным
фактором культурного развития
людей и образования. Ей достижения
идеи и рекомендации заметно
воздействуют на весь учебно-воспитательный
процесс, на содержание программ
планов, учебников, на технологию,
формы и методы обучения. Безусловно,
ведущая роль здесь принадлежит
педагогической науке. Данная
функция науки осуществляется
через культурную деятельность
и политику, систему образования
и средств массовой информации,
просветительскую деятельность
ученых и др. Не забудем и
того, что наука является культурным
феноменом, самым имеет соответствующую
направленность, занимает исключительно
важное место в сфере духовного
производства.