Роль науки в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 23:58, реферат

Описание

20 век стал веком победившей научной революции. НТП ускорился во всех развитых странах. Постепенно происходило все большее повышение наукоемкости продукции. Технологии меняли способы производства.

Работа состоит из  1 файл

Роль науки в современном обществе.docx

— 20.53 Кб (Скачать документ)

Роль науки в современном  обществе.

 

20 век стал веком победившей  научной революции. НТП ускорился  во всех развитых странах. Постепенно  происходило все большее повышение  наукоемкости продукции. Технологии  меняли способы производства. К  середине 20 века фабричный способ  производства стал доминирующим. Во второй половине 20 века большое  распространение получила автоматизация.  К концу 20 века развились высокие  технологии, продолжился переход  к информационной экономике. Все  это произошло благодаря развитию  науки и техники. Это имело  несколько следствий. Во-первых, увеличились требования к работникам. От них стали требоваться большие  знания, а также понимание новых  технологических процессов. Во-вторых, увеличилась доля работников  умственного труда, научных работников, то есть людей, работа которых  требует глубоких научных знаний. В-третьих, вызванный НТП рост  благосостояния и решение многих  насущных проблем общества породили  веру широких масс в способность  науки решать проблемы человечества  и повышать качество жизни.  Эта новая вера нашла свое  отражение во многих областях  культуры и общественной мысли.  Такие достижения как освоение  космоса, создание атомной энергетики, первые успехи в области робототехники  породили веру в неизбежность  научно-технического и общественного  прогресса, вызвали надежду скорого  решения и таких проблем как  голод, болезни и т. д. 

 И на сегодняшний  день мы можем сказать, что  наука в современном обществе  играет важную роль во многих  отраслях и сферах жизни людей.  Несомненно, уровень развитости  науки может служить одним  из основных показателей развития  общества, а также это, несомненно, показатель экономического, культурного,  цивилизованного, образованного,  современного развития государства.

 Очень важны функции  науки как социальной силы  в решении глобальных проблем  современности. В качестве примера  здесь можно назвать экологическую  проблематику. Как известно, бурный  научно-технический прогресс составляет  одну из главных причин таких  опасных для общества и человека  явлений, как истощение природных  ресурсов планеты, загрязнение  воздуха, воды, почвы. Следовательно,  наука – один из факторов  тех радикальных и далеко не  безобидных изменений, которые  происходят сегодня в среде  обитания человека. Этого не скрывают  и сами учёные. Научным данным  отводится ведущая роль и в  определении масштабов и параметров  экологических опасностей.

 Возрастающая роль  науки в общественной жизни  породила её особый статус  в современной культуре и новые  черты её взаимодействия с  различными слоями общественного  сознания. В этой связи остро  ставится проблема особенностей  научного познания и его соотношения  с другими формами познавательной  деятельности (искусством, обыденным  сознанием и т. д.).

 Эта проблема, будучи  философской, по своему характеру,  в то же время имеет большую  практическую значимость. Осмысление  специфики науки является необходимой  предпосылкой внедрения научных  методов в управление культурными  процессами. Оно необходимо и  для построения теории управления  самой наукой в условиях НТР,  поскольку выяснение закономерностей  научного познания требует анализа  его социальной обусловленности  и его взаимодействия с различными  феноменами духовной и материальной  культуры.

 В качестве главных  же критериев выделения функций  науки надо взять основные  виды деятельности ученых, их  круг обязанностей и задач,  а также сферы приложения и  потребления научного знания. Ниже  перечислены одни из главных  функций:

1) познавательная функция  задана самой сутью науки, главное  назначение которой - как раз  познание природы, общества и  человека, рационально-теоретическое  постижение мира, открытие его  законов и закономерностей, объяснение  самых различных явлений и  процессов, осуществление прогностической  деятельности, то есть производство  нового научного знания;

2) мировоззренческая функция,  безусловно, тесно связана с первой, главная цель ее - разработка научного  мировоззрения и научной картины  мира, исследование рационалистических  аспектов отношения человека  к миру, обоснование научного  миропонимания: ученые призваны  разрабатывать мировоззренческие  универсалии и ценностные ориентации, хотя, конечно, ведущую роль в  этом деле играет философия;

3) производственная, технико-технологическая  функция призвана для внедрения  в производство нововведений  инноваций, новых технологий, форм  организации и др. Исследователи  говорят и пишут о превращении  науки в непосредственную производительную  силу общества, о науке как  особом "цехе" производства, отнесении  ученых к производительным работникам, а все это как раз и характеризует  данную функцию науки;

4) культурная, образовательная  функция заключается главным  образом в том, что наука  является феноменом культуры, заметным  фактором культурного развития  людей и образования. Ей достижения  идеи и рекомендации заметно  воздействуют на весь учебно-воспитательный  процесс, на содержание программ  планов, учебников, на технологию, формы и методы обучения. Безусловно, ведущая роль здесь принадлежит  педагогической науке. Данная  функция науки осуществляется  через культурную деятельность  и политику, систему образования  и средств массовой информации, просветительскую деятельность  ученых и др. Не забудем и  того, что наука является культурным  феноменом, самым имеет соответствующую  направленность, занимает исключительно  важное место в сфере духовного  производства.


Информация о работе Роль науки в современном обществе