Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:44, контрольная работа
Право как система ограничений, действующих в интересах всего общества, всегда лучше, чем хаос, анархия, произвол, беззаконие. Даже в ушедшие эпохи право не только защищало классовые интересы, но и обеспечивало существование общества как такового. Однако в полной мере прогрессивный потенциал права может быть реализован только в условиях демократического общества правовым государством.
1 Введение…………………………………………………………………………2
2 Понятие права. Деление права на публичное и частное……………………..4
3 Отличие объективного и субъективного права. Право в системе социальных норм………………………………………………………………………………..7
4 Роль права в обществе. Основные функции права в обществе……………..11
5 Заключение……………………………………………………………………..14
6 Список используемой литературы……………………………………………16
В специальном
юридическом смысле принято разграничивать
объективное и субъективное право.
Объективное
право можно определить как исторически
сложившуюся систему общеобязательных,
формально определенных, установленных
или санкционированных государством,
находящихся под его Защитой правил поведения,
которые регулируют общественные отношения
с учетом экономических, политических
и духовных устоев. Объективность права
следует понимать в аспекте его независимости
от воли и сознания людей.
Субъективное
право - это право, принадлежащее конкретному
субъекту (человеку или организации) и
определяющее его возможное поведение
в границах объективного права. Иначе
говоря, субъективное право выступает
как форма реализации объективного права,
когда определенные лица вступают в правовые
отношения и наделяются по отношению друг
к другу взаимными юридическими правами
и обязанностями.
Среди различных
регуляторов общественных отношений (мораль,
обычаи, традиции, нормы общественных
организаций) особое место занимает право.
В политической и юридической науке нет
единого подхода к определению понятия
права. Наиболее распространенным является
определение права как системы общеобязательных
норм (правил) поведения, установленных
или санкционированных государством и
обеспеченных его принудительной силой.
Но наряду с подобным нормативным подходом,
который подчеркивает зависимость права
от государственной воли, в юридической
науке существуют и другие взгляды. Так,
ряд ученых рассматривает право как содержащуюся
в общественном сознании систему понятий
об общеобязательных правилах поведения,
правах и обязанностях человека, запретах,
условиях их возникновения и реализации.
Право носит оценочный характер, являясь
нормативно закрепленной справедливостью.
Государство же, опираясь на право, формулирует
и издает законы, в которых отражаются
общественные представления о правомерном
и неправомерном, дозволенном и запрещенном.
Как уже
отмечалось, право неразрывно связано
с государством. Эта взаимосвязь проявляется
в том, что и государство, и право появились
в истории человечества в силу одних и
тех же причин, они прошли в своем развитии
одни и те же этапы и не могут ни существовать,
ни функционировать друг без друга. Действительно,
позитивное право как система общеобязательных
норм создается государством. Государство
же обеспечивает соблюдение права, охраняя
его от нарушений. Следовательно, позитивное
право без государства не существует и
не действует. Но с другой стороны, само
государство также нуждается в праве,
без которого не может нормально осуществлять
свои функции. В нормах позитивного права
закрепляются структура и компетенция
органов государственной власти, порядок
их взаимодействия. Свою политику, как
внутреннюю, так и внешнюю, государство
проводит в жизнь, издавая официальные
государственные акты, содержащие общеобязательные
правила поведения (нормы права). Следовательно,
право является формой и средством осуществления
государственной власти.
Изучение понятия права следует начинать с вопроса о происхождении права. В эпоху Первобытности жизнь людей была подчинена строгим правилам поведения — социальным нормам, появившимся в целях регулирования их деятельности. Социальные нормы первобытного общества закрепляли ту или иную территорию за соответствующим кланом; указывали, на каких животных надо охотиться, время охоты на них; запрещали убийства, телесные повреждения, каннибализм, кровосмешение, колдовство (им могли заниматься лишь колдуны), воровство, похищение женщин и детей, нарушение супружеской верности и т.д.; помогали организовывать приготовление пищи, разжигание и поддержание огня, строительство жилищ и т.д. Нарушителей, если такие встречались, ждало наказание — общественное порицание, изгнание из общины или смертная казнь. Эти правила поведения представляют собой мононормы, то есть единые, специфические нормы поведения первобытного общества, которые предшествуют становлению правовых и моральных систем.
Постепенно с
возникновением государства, усложнением
социальных связей в обществе мононормы
начинают перерастать в нормы права и
морали.
Но тем не менее все социальные нормы сохранили общие признаки:
представляют собой правила поведения общего характера;
обладают той или иной степенью обязательности;
направлены на упорядочение общественных отношений.
Право имеет и свои специфические характеристики:
- правовые нормы устанавливаются государством;
- другие социальные нормы складываются стихийно или устанавливаются отдельными общественными организациями (на
пример, уставы партий);
- правовые нормы обязательно выражены в официальной форме: в законах или других
нормативных правовых актах;
- это всегда записанные нормы, для других социальных регуляторов запись необязательна;
- исполнение норм права обеспечивается и охраняется государством;
- нарушение правовых норм влечет ответственность перед государством;
- в каждом конкретном обществе существует только одна правовая система;
- для других социальных
регуляторов возможно параллельное существование
различных социальных норм (например,
наличие разных религий в одном государстве).
Слово "норма"
(от лат. norma) означает меру, правило, образец,
стандарт. Социальные нормы устанавливают
правила поведения людей в обществе, границы
их дозволенного и запрещенного поведения.
В процессе развития общества возникли
и действуют различные социальные нормы
- морали, религии, права, этики, политики,
обычаи (традиции), корпоративные нормы
и т.д. В условиях государственно-организованного
общества основным социальным регулятором
общественных отношений становится право.
Общественный
порядок обеспечивается совокупным действием
различных социальных норм, образующих
нормативную систему общества.
Социальные
нормы разных видов отличаются друг от
друга по способам их формирования, способом
обеспечения их соблюдения, формам закрепления.
Обычаи (и близкие к ним традиции) – это правила поведения, сложившиеся стихийно, естественным путём и в результате многократного повторения закрепившиеся в сознании людей. Несоблюдение обычаев влечёт негативную реакцию со стороны окружения (осуждение, порицание), т.е. меры общественного воздействия.
Религиозные нормы – правила поведения, закреплённые в священных книгах соответствующих религий. Соблюдение этих норм обеспечивается страхом “божьей кары”, возмездия, ожидающего грешников.
Нормы общественных организаций – это правила поведения, устанавливаемые высшим органом какой-либо организации (например, политической партии). Соблюдение этих норм обеспечивается возможностью применения мер общественного воздействия, предусмотренных тем же уставом партии (это могут быть – выговор, исключение из рядов партии).
Нормы морали
– это правила, складывающиеся естественным
путём в процессе жизни общества и выражающие
представления людей о добре и зле, о справедливости,
долге, чести. Соблюдение норм морали обеспечивается
возможностью применения мер общественного
воздействия, но всё-таки главным образом
человек руководствуется теми или иными
моральными нормами в силу своего внутреннего
убеждения в необходимости такого поведения.
Внутренним гарантом морали является
совесть.
Государство
устанавливает только нормы права, никакие
другие социальные нормы государством
не создаются. Охраняет от нарушений государство
также только правовые нормы, а соблюдение
других социальных норм обеспечивается
мерами общественного воздействия.
Нормы права
– чётко указывают, что дозволено делать
участникам регулируемых отношений (т.е.
какие у них есть юридические права), что
они должны делать (т.е. какие у них юридические
обязанности) и что им делать нельзя (юридические
запреты), а также какие меры применяются
к нарушителям этих предписаний.
Роль
права в обществе. Основные
функции права в обществе
Современные
тенденции развития России придают особое
значение ценности права. Изменение системы
социальных ориентиров и потребностей
обусловило необходимость соответствующих
преобразований во всех областях общественной
жизни. Изменяется и право, роль которого
в жизни общества все более возрастает.
Отражая назревшие социальные потребности,
право, с одной стороны, вынуждено «подстраиваться»
под происходящие изменения, а с другой
– само выступает инструментом, посредством
которого можно наиболее быстро и качественно
осуществить необходимые преобразования.
Таким образом,
ценность права — это его способность
служить целью и средством для удовлетворения
социально справедливых, прогрессивных
потребностей и интересов граждан, общества
в целом.
Можно отметить
следующие основные проявления права
для общества.
Право обладает,
прежде всего, инструментальной ценностью.
Оно придает действиям людей организованность,
устойчивость, согласованность, обеспечивает
их подконтрольность. Право тем самым
вносит элементы упорядочения и порядка
в общественные отношения, делает их цивилизованными.
Государственно организованное общество
не может без права наладить производство
материальных благ, организовать их более
или менее справедливое распределение.
Право закрепляет и развивает те формы
собственности, которые присущи природе
данного строя. Оно выступает мощным средством
государственного управления.
Право, воплощая
общую (согласованную) волю участников
общественных отношений, способствует
развитию тех отношений, в которых заинтересованы
как отдельные индивиды, так и общество
в целом. Высшая общественная ценность
права заключается в том, что оно оказывает
воздействие на поведение и деятельность
людей посредством согласования их специфических
интересов. Право не нивелирует частный
интерес, не подавляет его, а сообразует
с общим интересом. Ценность права будет
тем выше, чем полнее оно будет отображать
своим содержанием эти специфические
или частные интересы.
Право является
выразителем и определителем (масштабом)
свободы личности в обществе. При этом
ценность права состоит в том, что оно
не свободу обозначает вообще, а определяет
границы, меру этой свободы. Верно замечено,
что право наиболее полно проявляет себя
как олицетворение и носитель социальной
свободы, социальной активности, единых
с социальной ответственностью, и вместе
с тем такого порядка в общественных отношениях,
который направлен на исключение из жизни
людей произвола, своеволия, бесконтрольности
отдельных индивидов и групп.
Право и свобода
неотделимы друг от друга. Справедливо
поэтому утверждение о том, что право по
своей сущности и, следовательно, по своему
понятию — это исторически определенная
и объективно обусловленная форма свободы
в реальных отношениях, мера этой свободы,
форма бытия свободы, формальная свобода.
Право способно
быть выразителем идеи справедливости.
Право выступает критерием правильного
(справедливого) распределения материальных
благ, оно утверждает равенство всех граждан
перед законом независимо от их происхождения,
материального положения, социального
статуса и пр. Значимость права для утверждения
справедливости очевидна. Это дает основание
для вывода о том, что право есть нормативно
закрепленная и реализованная справедливость.
Попутно заметим, что справедливость в
представлениях людей всегда увязывалась
с правом. Общеизвестно, что в переводе
с латинского право (jus) и справедливость
(justitia) звучат почти синонимично. Глубинная
связь права и справедливости обусловлена
правовой природой последней. Право по
своему назначению противостоит несправедливости,
оно защищает согласованный интерес и
тем самым утверждает справедливое решение.
Утверждая
идеи свободы и справедливости, право
приобретает глубокий личностный смысл,
становится действительной ценностью
для отдельного человека и человеческого
общества в целом.
Право пронизано
гуманными началами. Протагорова формула
«Человек есть мера всех вещей...» является
максимой в праве. Гуманистический характер
права проявляется не только в том, что
оно открывает личности доступ к благам,
но также и в том, что оно выступает действенным
средством ее социальной защищенности.
В нынешних условиях именно от права многие
слои населения ждут надежных гарантий
от непродуманных экономических реформ,
волюнтаристских решений.
Право выступает
мощным фактором прогресса, источником
обновления общества в соответствии с
историческим ходом общественного развития.
Его роль особенно возрастает в условиях
крушения тоталитарных режимов, утверждения
новых рыночных механизмов. Право в таких
ситуациях играет заметную роль в создании
качественно новой сферы, в которой только
и способны утвердиться новые формы общения
и деятельности.
Несомненно,
что в нынешних условиях право приобретает
поистине планетарное значение. Правовые
подходы являются основой и единственно
возможным цивилизованным средством решения
проблем международною и межнационального
характера. Обладая качествами общесоциального
регулятора, право является эффективным
инструментом достижения социального
мира и согласия, снятия напряженности
в обществе.