Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 18:45, реферат
Историю возникновения шахмат относят к V-VI векам. Родиной этой старинной, мудрой и прекрасной игры принято считать Индию. Именно так возникла игра , в которой на шахматной доске вели сражения войска - деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. Вскоре шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором сейчас играют в шахматы, они существуют 500 лет.
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ивановский государственный архитектурно-
Реферат на тему :
«Роль шахмат в современном мире».
Иваново 2009
Черевко К.Е.
...шахматы настолько
глубоки, что просчитать все
возможные продолжения не под
силу никакой ЭВМ. В партии
средней продолжительности, по
оценкам специалистов, число возможных
ходов составляет
Введение.
Историю возникновения шахмат относят к V-VI векам. Родиной этой старинной, мудрой и прекрасной игры принято считать Индию. Именно так возникла игра , в которой на шахматной доске вели сражения войска - деревянные фигуры. Правила игры постепенно изменялись, а сама игра все более и более распространялась. Вскоре шахматы проникли в Европу. В том виде, в котором сейчас играют в шахматы, они существуют 500 лет.
За свою историю шахматы пережили много невзгод. В средние века церковь жестоко боролась с шахматами, всячески запрещала их, потому что считала азартной игрой. А потом, когда с изобретением книгопечатания появились дешевые карты, то был период, когда карты просто вытеснили шахматы. Вот тогда-то, между прочим, прошла реформа шахмат, и ферзь со слоном обрели свою дальнобойность. А это сделало игру динамичнее и интереснее. Шахматы удивительным образом получили "второе дыхание". Они постепенно изменяются вслед за жизнью, это очень загадочная игра [1-5].
Работа выполнена по плану НИР Белгородского государственного технологического университета им. В.Г. Шухова.
Формулирование целей работы.
Популярность современных
В своей статье будут представлены шахматы для миллионов людей и их роль в формировании подрастающего поколения.
Результаты исследования.
В недавнем послании Президента РФ В.В.Путина участникам чемпионата мира сказано: "Шахматы - это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценить сложившуюся ситуацию, просчитать поступки на несколько "ходов" вперед. А главное, - воспитывать характер".
Шахматы - чуть ли не единственная чисто соревновательная, т.е. наглядная форма фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом. Они - существенная составляющая культурного пространства.
Значение шахмат в формировании интеллекта личности весьма значительна. Благодаря этой игре молодые люди учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине, стараются не падать духом при отдельных неудачах и т.д. А теперь в наш компьютерный век эта роль еще более возрастает, поскольку юноши и девушки сталкиваются с умной машиной еще в раннем возрасте. И здесь шахматы могут выступить в роли проводника, постепенно приобщающего подростка к компьютеру. Игровая форма восприятия и овладения информацией детям наиболее доступна, и таким образом вырабатывается игровой (естественный) контакт с машиной. В этом случае компьютер не подавляет не окрепший мозг подростка, и молодой человек не попадает в зависимость от машины, а уже сам, играя, начинает ею руководить. Эта "азартно-интеллектуальная игра" очень полезна во всех отношениях.
Занятия шахматами способствуют успеваемости. На Западе это уже поняли. В Нью-Йорке - более 100 учебных заведений с шахматным факультативом. Знаменитый американский фонд "Чесс-ин-скул" ("Шахматы в школе") имеет бюджет более 1 миллиона долларов. Школы стран Евросоюза, которые повсеместно начали использовать такую форму организации досуга, как "продленка", дабы таким образом обезопасить подростков от негативного влияния улицы, вводят в "продленку" шахматы как обязательный предмет. Такая практика есть и во многих заведения г.Белгорода, надо только уметь вовремя заключать "Трудовой договор" между тренером и администрацией учебного заведения.
Следует отметить, что шахматы развивают
интеллект не только здорового человека.
Шахматные методики уже используются
для реабилитации больных. "Игра
в шахматы, - утверждает киевский психиатр
А.Рубинчик, - укрепляет у больного
чувство собственной
Структурные преобразования нашего общества за последние годы привели к большим социальным потрясениям и оказали негативное влияние на формирование подрастающего поколения. В настоящее время в России тысячи беспризорных детей и подростков, стремительно растет наркомания, преступность, и нашему обществу грозит разрушение генофонда нации. Много детей и подростков проходят обучение в специнтернатах. Специалистам известно, что психически больные молодые люди обладают способностью к различным видам творчества. Работа с больными детьми со стороны студентов - разрядников под руководством опытных тренеров может стать составной частью общей программы внедрения шахмат в систему обучения в детских домах, интернатах, профилактики детской преступности. И уже сейчас проводятся шахматные соревнования инвалидов, которые в последнее время стали довольно популярны в Белгороде и области.
Шахматы - очень доступны и один из самых дешевых видов спорта. При этом они - технологичны и всесезонны. Играть в шахматы можно в любую погоду и в любых условиях. Другие виды спорта ограничены климатическими условиями и куда более дороги. Шахматные соревнования можно проводить даже на дому. Интернет дает возможность соединить участников, хоть по всему миру. Кстати, в едва ли не самой компьютеризованной стране Европы - Голландии - при найме на работу программистов предпочтение отдается тем выпускникам вузов, кто умеет играть в шахматы. Не мешало бы и нам обратить на это внимание и ввести шахматы в качестве факультатива в вузах, при чем не только в технических, но и гуманитарных. Это отнюдь не помешало бы и дипломатам или слушателям Академии Генштаба: будущим военачальникам, стратегам и тактикам очень бы пригодилось умение лучше видеть и просчитывать на несколько ходов вперед.
Итак, шахматы, несомненно, полезны, они способствуют интеллектуальному развитию человека и оказывают эстетическое воздействие, раскрывая красоту человеческого мышления.
Как стать шахматистом? Как постичь тайны древней игры? Многие студенты любят играть в шахматы. Некоторые из них познакомились с игрой уже в школьные годы, но серьезно стали изучать игру только в годы учебы в вузе. Другие ранее не умели играть в шахматы, и впервые их познакомили с правилами игры друзья-студенты. В зависимости от психологических особенностей личности: темперамента, любознательности, способности к логическим умозаключениям, развитию фантазии и, главное, от степени заинтересованности обучению игры в шахматы - происходит становление навыков, определяющих формирование молодого шахматиста и его дальнейшие спортивные успехи.
Обучение шахматам под руководством педагога - тренера, изучение шахматной литературы - способствуют формированию аналитического и интуитивного шахматного мышления, что ведет к быстрому прогрессу в игре. Здесь следует обратить внимание на то, что за интересовавшийся шахматами студент, обладающий уже навыками самостоятельной работы с различными учебными пособиями, может испытывать определенные трудности при выборе шахматной литературы. Какую литературу можно ему рекомендовать? Прежде всего, это классические учебники шахматной игры - Э.Ласкера, Х.Р. Капабланки, Г.Левенфиша, Ю.Авербаха, В.Панова и другие.
И все же занятия шахматами по книгам, без живого слова тренера - преподавателя, как правило, менее эффективно, чем занятия в шахматном коллективе под руководством педагога. Это обусловлено тем, что тренер способен оценить индивидуальные склонности шахматиста, его возможности. И благодаря этому посоветовать ему не только нужную шахматную литературу, но и подходящего партнера, с которым начинающему шахматисту - студенту будет интересно и полезно играть. Да и сами занятия опытные педагоги проводят так, что пробуждают все больший интерес к игре у своих учеников. Они предлагают решать примеры из различных стадий игры, и постепенно, усложняя задачи, учат основам стратегии шахмат. Одновременно педагог оживляет свои занятия проведением небольших турниров. Здесь тренер замечает, что одному ученику удается проводить атаку на короля, а другой лучше разыгрывает окончание, но теряется в острых позициях. Эти наблюдения постепенно формируют у шахматиста психологический подход к игре. Разумеется, шахматист - студент и сам оценивает свои склонности и возможности, учится их соизмерять и, главное, начинает понимать, над чем ему нужно работать, какие недостатки в игре следует устранить в первую очередь.
Выводы.
Помимо теоретической и
Таким образом, хочется подчеркнуть,
что шахматы могут