Роль техники и технологии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:06, реферат

Описание

Долгий и сложный путь прошло в своем развитии человечество и весь этот путь неотделим от прогресса техники. Менялись исторические эпохи, происходило движение от одной формации к другой. Каждая новая ступень социально-экономического развития основывалась на новой технической базе. В этом движении менялось и понимание самой общественной жизни, новым содержанием наполнялись новые, давно сложившиеся понятия.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..3
1. Понятия "техника" и "техносфера"………………………………………………...5
1.1 Основные показатели техники……………………………………………………7
1.2 Техника и общество……………………………………………………………….8
2. Роль техники в жизни человека………………………………………………...…11
3. Техника и будущее культуры……………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………………17
Список литературы…………………………………………………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Роль техники и технологии в современном обществе.docx

— 49.71 Кб (Скачать документ)

  Как следствие  этого, нарастает деформация духовной коммуникации, духовных связей: духовные ценности в большей степени превращаются в голую анонимную информацию, рассчитанную на усредненного потребителя  и нивелирующую личностно-индивидуальное восприятие.

  Глобальная  компьютеризация таит в себе опасность  диалогичности в общении с  другими людьми, порождая "дефицит" человечности, появление раннего  психологического общества и человеческого  одиночества и даже снижения физического  здоровья.

  Нет никакого сомнения, что компьютерная техника  играет существенную роль в профессиональном развитии человека, оказывает большое  влияние на общекультурное развитие личности - способствует росту творчества в труде и познании, развивает  инициативность, нравственную ответственность, умножает интеллектуальное богатство  личности, обостряет понимание людьми смысла своей жизни и назначения человека в обществе и в универсальном  мире. Но верно также и то, что  она несет в себе угрозу духовной односторонности, выражающейся в формировании технократического типа личности.

  Очевидно, что эта обусловленная техникой неизбежность может быть смягчена, но она не может быть принципиально  устранена. Потеря естественного образа жизни с его органическими  ритмами, которому мы подвластны как  природные существа, приводит к отчуждению от наших природных истоков. Но даже тогда, когда загнанный в перенасыщенный технический мир человек вспоминает о них и вырывается на "природу", он уже не в состоянии не только слышать, но и слушать голоса, звуки  и шорохи леса, и поэтому образ  гуляющего в лесу человека с наушниками сегодня уже не удивляет.

  Таким образом, техника не только устанавливает  и диктует определенные нормы  жизни, нравственные правила, требования к экономике и политике, но в  значительной мере оказывает влияние  на способ, каким мы понимаем мир. 
 
 
 
 
 
 
 

  3. Техника и будущее культуры

  Будущее приближается к нам не только стрелками  наших часов. Огромное количество людей  прикладывает к этому титанические усилия, изготавливая прототипы объектов, которые, по их мнению, окажутся полезными  через год, пятилетку или десятилетия  спустя.

  Качественные  изменения техники связаны с  такими этапами ее прогрессивного развития, которые до этих изменений выполнялись  человеком. Современная техника  вслед за функциями непосредственного  воздействия на объект деятельности и энергетической функции становится способной выполнять управленческие функции.

  Развитие  функций техники - это развитие функций  человека, их усиление, усложнение. Если представить, что техника сможет выполнять функции, которых нет  у человека, то это будет уже  не техника.

  Анализируя  современное состояние в развитии техники, можно выделить два главных  взаимообусловленных аспекта ее развития. Первый - это автоматизация  существующего производства. С понятием автоматизации производства связывают  самые различные явления от автоматического  станка до автоматизированного производства.

  Автоматизированное  производство существует пока скорее гипотетически, и каким должно быть автоматическое производство - это  вторая и наиболее сложная сторона  развития современной техники.

  Основные  закономерности развития техники детерминируются  основными отношениями техники  в системе социальной материи  и выражаются обусловленностью техники  мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники  на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические  изменения системы технических  объектов можно свести к следующим  основным взаимообусловленным закономерностям:

  тенденция к усилению степени опосредования  в отношении человек-природа;

  усложнение  и развитие системы вариативных  социальных функций техники;

  качественное  усложнение морфологической структуры  системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических  объектов.

  Техника относится к сфере материальной культуры. Это -- обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Техника  покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той  силой, которая все время гонит  вперед. Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с  духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся  подробно восстановить культуру древних  народов. В этом смысле философия  техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

  Итак, техника  должна быть понята

  как совокупность технических устройств, артефактов -- от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

  как совокупность различных видов технической  деятельности по созданию этих устройств -- от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов  технических систем до системного исследования и проектирования;

  как совокупность технических знаний -- от специализированных рецептурно-технических до теоретических  научно-технических и системотехнических знаний.

  Сегодня к сфере техники относится  не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это  часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. "Приложение состоит не в простом  приложении наук к специальным целям, -- писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. -- Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия  данного случая. А. Ридлер прежде всего  подчеркивает глубокий исторический характер современной техники, хотя на нее  часто и смотрят как на дитя нового времени: "Ее история начинается с первыми культурными стремлениями человека и проходит через все  культурное развитие, начиная от каменных орудий прародителей до новейших инженерных сооружений; она является крупной  частью истории человеческой культуры и по своему значению и содержанию может померяться с историей любой  науки".

  Отмечая большое значение техники для  развития естественных наук, А. Ридлер сетует, что все заслуги в современном  культурном развитии обычно приписываются "естественным теоретическим наукам", а не технике. Роль же самой техники  сводится лишь к использованию "наличных естественноисторических знаний", что неверно. Теоретические знания опережают прогресс в технике  только в отдельных отраслях естествознания. Чаще "исполнительная техника" сама создает и использует основы научных  знаний еще до того, как становится возможной их теоретическая формулировка. В качестве примера он приводит паровую  машину, как исключительно "результат  инженерного гения". Она была создана  и усовершенствована инженерами задолго до создания теории теплоты. Кроме того, многие чисто научные  отрасли (сопротивление материалов, теория упругости и т.д.) были созданы  в основном усилиями инженеров. Ридлер резко возражает против трактовки  результатов оценки техники как  простого расширения первоначального  опыта. Напротив, считает он, развитие техники требует непременного умственного труда, как ученых, так и инженеров. В основе техники лежит "творческий разум". Причем "умственная деятельность инженеров расширяет и сами естественные науки". И все же технику следует считать "не созидательницей науки, но ее мощной сотрудницей". Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность". Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.

  Какой станет техника в 2050 году, можно только предполагать. Правда, кое-что можно предсказать  довольно уверенно: ясно, что поезда пойдут гораздо быстрее, искусственные  спутники Земли будут крупнее, а  компьютеры - мощнее. Кто мог в 1950 году предсказать появление компьютеров, мобильных телефонов и сети Интернет? Вот и теперь мы, заглядывая в  будущее, не в силах придумать  того, что, может быть, уже создается  в научных лабораториях и через 50 лет неузнаваемо изменит мир. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Если подумать то нам станет понятным, что отказаться от техники и технического развития просто невозможно. По сути, техническую  основу имеет сама деятельность человека, следовательно, и культура. Нет в  технике и какой-то особой тайны. В то же время развитие технико-производящей деятельности, технической среды  и технологии в ХХ столетии приняло  угрожающий для жизни человека характер. С этим человек уже не может  не считаться, несмотря на все блага, которые техника обещает. В общем, понятен и выход из создавшейся  ситуации, хотя он, конечно, не прост.

  Необходимо  осознать как природу техники, так  и последствия технического развития и включить оба эти момента  в саму идею и концепции техники. В свою очередь это означает, что  будет дана оценка этих последствий. При этом человечеству придется решать непростые задачи. Например, понять, с какими особенностями и характеристиками современной техники и последствиями  ее развития человек уже не может  согласиться; можно ли от них отказаться; можно ли изменить характер развития технико-производящей деятельности, технической  среды и технологии; если можно, то, что для этого нужно сделать. Кстати, может оказаться, что изменение  характера развития техники потребует  от человека столь больших изменений (в области его ценностей, образа жизни, в самих практиках), что, по сути, будет означать постепенный  уход от существующего типа цивилизации  и попытку создать новую цивилизацию. Впрочем, подобные попытки уже предпринимаются, другое дело, как оценивать их результаты. Это новая будущая цивилизация, конечно, тоже будет основана на технике, но иной, может быть, с меньшими возможностями, но что важнее - новая техника  будет более безопасной для жизни  и развития человечества. Вряд ли у  человечества есть другой путь, например ничего не менять или гуманизировать существующую технику. Ситуация слишком  серьезна и быстро меняется, чтобы  можно было надеяться обойтись малой  кровью. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  литературы

  1. Розин  В.М. Культурология, Гардарики, 2005, 462с.

  2. Орлова  Э.А. Культурная (социальная) антропология, Академический проект, 2004, 480с.

  3. П.А.  Рачков, Науковедение, Проблемы, структура,  элементы. Издательство Московского  университета, 1974, 342 с.

  4. Интернет  ресурсы:

  5. http://masters.donntu.edu.ua/2007/kita/ovcharenko/library/berdyaev_article_01.htm - Библиотека, Бердяев Н.А. Человек  и машина

  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная_страница - Википедия - свободная энциклопедия

  7. http://www.countries.ru/library/technics/human.htm - Библиотека, Культура и техника,  Человек и техника: Проявления  взаимоотношений

Информация о работе Роль техники и технологии в современном обществе